Пусть личность становится языковой (организация работы над развитием речи учащихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы)


Зеленская Е.Т. с.Нялинкое, Ханты-Мансийский район, Тюменская область

Пусть личность становится языковой.



ПУСТЬ ЛИЧНОСТЬ СТАНОВИТСЯ ЯЗЫКОВОЙ

(организация работы над развитием речи учащихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы)

Зеленская Елена Тимофеевна, учитель русского языка и литературы

МОУ: сош с.Нялинское Ханты-Мансийского района,

первая квалификационная категория


Мы видим наших учеников каждый день, думаем о них постоянно, кажется, что хорошо их знаем. Но как редко удается их действительно УВИДЕТЬ.

Как помочь реализовать свои возможности ученику, учитывая его способности?

Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых, незатейливых (но искренних!) рассказов, сказок, стихов?

Можно ли сделать так, чтобы уставшие от множества унылых правил-призраков дети в стенах школы чаще встречались с праздником души – собственным творческим вдохновением?

Ответом на эти вопросы является продуманная и интересная, на мой взгляд, система работы, которую я предлагаю ученикам.


Проблема, над которой я работаю, звучит так: «Работа над развитием связной разговорной речи на уроках русского языка и литературы, с целью обогащения словарного запаса учащихся, формирования писать сочинения, творческие работы разных жанров с использованием ИКТ».


В современных условиях особое значение приобретают правильность устной и письменной речи – это основа языковой культуры. Развитие речи должно опираться на изучение теории.

Л.С.Выготский писал: «…Ребенок владеет известными умениями в области речи, но он не знает, что он ими владеет. Эти операции не осознаны. Он ограничен в пользовании своим умением. Ребенок научается в школе познавать, что он делает, и, следовательно, произвольно оперировать своими собственными умениями. Его умения производятся из бессознательного автоматического плана в план произвольный, намеренный и сознательный».

Вместе с тем работа по развитию речи и формированию навыков правописания имеют общую цель – повышение уровня речевой культуры учащихся. Успех в работе по развитию речи положительно сказывается на обучение орфографии и наоборот.

Как справедливо отмечает А.В.Текучев: «Уровень грамотности взрослых людей в значительной мере определяется уровнем их общего развития, общей культуры, начитанности, и, как следствие этого, богатством словаря».

В настоящее время проблемы развития связной речи находятся в центре внимания методической науки.


Пути повышения эффективности работы возможны в усилении лингвистической основы обучения, в частности работы над стилями речи, различными типами речи и их строением.


Основное содержание занятий по развитию связной речи составляет последовательное обучение детей монологической речи (от восприятия текста к его воспроизведению и к производству собственных высказываний).


Главное, чтобы ученики усвоили требования к монологической речи: смысловую цельность, логическую и языковую связность, композиционную стройность.


Психологи отмечают, что воспроизведение текста — это сложный процесс, в ходе которого осуществляется его восприятие, понимание, запоминание, смысловая и речевая переработка и собственно воспроизведение.


В своей практике большое внимание уделяю работе над сочинением. Мною был разработан и велся факультатив по русскому языку «Теория и практика сочинений разных жанров». Но время не стоит на месте.


В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач — развития ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени — направленность на ребёнка.


В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.


В чём же суть проектного обучения?

В основной этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торнадайка и др. американских учёных. Главные их идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим: деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.


Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» (изд-во «Бельц», Германия, 1997) под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект.

Всё это говорит о том, что автор под проектным методом имеет в виду систему действий педагога и учащихся по разработке проекта.


Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

  1. в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способности;

  2. образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

  3. индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

  4. комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психологических функций ученика;

  5. глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.



Глава 1. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.

1.1.  Алгоритм деятельности учителя и учащихся  в технологии проектного обучения.

 

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1. Подготовительный

Определение темы и целей проекта

Обсуждение и выбор темы

Предлагает темы проектов

Выделение подтем в теме проекта

Выбор подтемы или предложение новой подтемы

Совместное обсуждение подтем проекта

Формирование творческих групп

Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды

Организационная работа по объединению школьников в группы

Подготовка материалов к исследовательской работе

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы

Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса

Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания

Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания

2. Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа информации

Корректировка и дополнение предложений учителя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3.Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение

Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации

Консультации, координирование работы обучающихся

4. Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Консультации, координирование работы обучающихся

5. Презентация

Предоставление выполненной работы

Доклад о результатах работы

Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников

6. Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы

   Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель — повышение практической. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной  среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, «мозговым штурмом», самостоятельной работой, организацией «круглого стола», консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. Русский язык  как учебный предмет — плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю — решать вышеперечисленные проблемы.

1.2.Правила успешной проектной деятельности

  • 1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

  • 2. Команды не соревнуются.

  • 3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

  • 4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

  • 5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

  • 6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

1.3. Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.

1.4. План действий учащихся в проекте

Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий учащихся в проекте», включающий в себя:

  • 1. Выбор темы проекта (исследования).

  • 2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.

  • 3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение — гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.

  • 4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

  • 5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

  • 6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось — это тоже результат).

  • 7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).

  • 8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

  • 9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели — созданию проекта.

         1.5.   Критерии оценивания работ учащихся

1.   Степень самостоятельности в выполнении различных этапов ра­боты над проектом.

2.    Степень включённости в групповую работу и чёткость выполне­ния отведённой роли;

3.    Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;                                                                                         

4.    Количество новой информации, использованной для выпол­нения проекта;

5.    Степень осмысления использованной информации;

6.    Уровень сложности и степень владения использованными ме­тодиками;

7.    Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8.    Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9.    Уровень организации и проведения презентации: устного сообще­ния, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

10.  Владение рефлексией;

11.  Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12.  Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Глава 2. Классификация проектов по русскому языку и литературе.

Различают следующие виды проектов:

— по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;

— по предметно — содержательной деятельности;

— по характеру координации проекта;

— по количеству участников проекта.

2.1. Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности

1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть не­большого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

 Структура исследовательских проектов:

•   аргументация актуальности принятой для исследования темы,

•   определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

•   обозначение задач исследования в последовательности приня­той логики,

•   определение методов исследования, источников информации,

•   выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, опреде­ление путей ее решения,

•   обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении,  ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

  • цель проекта,

  • предмет информационного поиска,

  • источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, «мозговая атака»),

  • способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),

  • результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),

  • презентация.

4. Практико — ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.

2.2. Виды проектов по предметно — содержательной деятельности:

1) культурологические (реферативные работы);

2) лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия);

2.3. Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству участников проекта:

1) с открытой координацией (жесткий), с закрытой координацией (гибкий);

2) личностный, парный, групповой.

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации,  организуется такое взаимодействие, которое включает в себя связки «ученик — ученик», «ученик — учитель», «учитель — ученик», «ученик — класс», при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

Глава 3. Использование метода учебного проекта на уроках литературы

 Образованный человек в современном обществе — это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов.

 Литература как учебный предмет — замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю — решить вышеперечисленные проблемы.                                            Знания по истории, мировой художественной культуре — дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.

Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта по литературе можно представить в виде схемы:

Учебный проект

Проблема проекта

«Почему?»

Актуальность проблемы — мотивация

Цель проекта

«Зачем?» (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

«Что?» (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

«Как?» (мы это можем делать)

Выбор способ и методов, планирование

Результат

«Что получится?» (как решение проблемы)

Ожидаемый результат

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

  • 1. Погружение в проект;

  • 2. Организация деятельности;

  • 3. Осуществление деятельности;

  • 4. Презентация результатов.

 Следовательно, выполнение задания требовало от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений.

Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.

Проектные  задания по литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.

Работа над различными проектами продолжается и в следующих классах.

Учебный проект, который возможно предложить обучающимся 8 класса, — сборник работ, объединенный названием «История моей семьи в истории Родины», можно предложить  после изучения рассказа В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Отправной точкой к созданию проекта будет последняя фраза из рассказа: «Деревенская фотография — своеобразная летопись нашего народа, настенная его история».

Алгоритм работы над учебным проектом

Тема:  «История моей семьи в истории моей Родины», 8 класс

Тип проекта: творческий

Проблема

Мы плохо знаем свою родословную, историю своей семьи, своих предков

Почему?

Не интересуемся

Не сохранилось достаточно сведений

Отсутствие семейных традиций

Родители тоже плохо знают историю своей семьи

Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные

Что делать?

Изучить историю семьи

Как?

Узнать у родителей, бабушек, дедушек, родственников сведения о семье

Изучить документы, семейные реликвии, фотографии

Что получить? (результат)

Сочинение «История моей семьи в истории моей Родины»

Познавательный (знания об истории семьи, предках)

Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность)

  Для решения возникшей проблемы учащиеся должны будут найти в семейных альбомах самую старую (или самую интересную, на их взгляд) фотографию, рассказать не только о том, где и когда она была сделана, но и узнать у родителей или бабушек и дедушек о людях, изображенных на ней, их судьбах и тем самым прийти к выводу о том, как история нашей страны, народа отразилась в судьбах их предков, какой вклад внесли они в историю своего народа. Подобная работа, во-первых, сближает старшее и младшее поколения, воспитывает и в тех, и в других взаимное уважение, во-вторых, пробуждает у обучающихся интерес к образу жизни предшествующих поколений, что в конечном итоге несколько снимает напряженность в разрешении вечной проблемы «отцов» и «детей».

  Кроме этого, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций.

  Важен также и познавательный аспект, т.к. учащиеся, рассматривая старые фотографии, попытаются узнать, где и когда была сделана фотография, опишут  костюмы начала и середины 20 века, что способствует  развитию интереса к прошедшей эпохе, образу жизни людей.


ИДЕЯ — САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА.

Поиск привел к методу проектов. Идея заключается в создании посредством проектирования среды для осуществления учеником самостоятельной индивидуальной активной образовательной деятельности. Она предполагает перевод преподавания некоторых тем по предметам на проектную основу.

Моя задача – создать систему проектной деятельности. Это даст возможность не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность, находить личностный смысл в этой деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия по ее достижению, приобретая в ходе всего этого и новые знания, и жизненно важные компетенции.

Работая в данном направлении, я поставила перед собой следующие цели:

  1. освоить теорию метода проектов;

  2. разработать тематику и для осуществления межпредметных проектов на второй школьной ступени;

  3. апробировать систему мониторинга в области формирования компетенций.

Осуществление проекта направлено не только на ученика, но и на формирование определенных компетенций у учителя.

В ходе работы над проектами дети приобретают опыт индивидуальной самостоятельной деятельности, деятельности не репродуктивной, а созидательной, творческой.

При этом большое значение имеют внутренние личностные изменения, рост каждого. Приобретая эти навыки, привычку работать самостоятельно, использовать дополнительную литературу, искать решение проблемы, дети переносят их на традиционные уроки.

И, пожалуй, самый главный результат – открытия в учениках.

Насколько прав С.Френе, говоря, что «…традиционная педагогика культивирует неудачи во всех областях. Только очень способные ученики, возглавляющие класс, гордятся неизменными успехами, а остальные терпят поражения».

Метод проектов вполне может стать той средой, когда «неудачники» обретут силу и уверенность, той ситуацией успеха, которая станет точкой отсчета для их последующего роста, в первую очередь в собственных глазах,

Из наблюдений: «Сильные успевают расширить содержание образования для себя, учатся искать противоречия, ставить проблемы, находить решения. Для слабых характерен личностный рост, преодоление страха, участие в проекте меняет отношение некоторых к предмету. В классно-урочной системе не видны их индивидуальности, а здесь они раскрываются»

«При системном подходе «слабые», глядя на других, начинают брать на себя роль лидеров, оказываются способны на неординарные решения, выдвигают свои идеи, непохожие на чьи-либо, проявляют организаторские способности. В творческой атмосфере они меняются».

Вместе с этим отмечаются и проблемы:

  • Довольно сложно построить проект так, чтобы каждый нашел в нем личностно-значимую для себя цель;

  • Ход проекта часто непредсказуем, а необходимо все-таки помнить о том, что есть стандарт;

  • Не всегда продолжительность проекта укладывается в первоначально запланированные сроки.

В связи с введением проектной деятельности в образовательный процесс, при работе над развитием речи — это становится средством его индивидуализации. Образовательный процесс перестает быть постоянным «сидением за партами», и в силу разных видов деятельности повышается двигательная активность учащихся, возникает возможность общения, творчества, самовыражения, формирования характера.


Список использованной литературы


  1. Альбеткова, Р.И. Игра на уроках словесности в 7 классе [Текст]/ Русская словесность, 2000, № 4, С.67 — 71.

  2. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] /  Н.В. Басова. — Ростов — на — Дону, 1999, С.111-115.

  3. Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [ Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. — Краснодар, 2000. —  54 с.    

  4. Гин, А. Приемы педагогической техники [Текст]/ «Вита — Пресс». — М.,

  5. 1999.- 125 с.

  6. Кульневич, С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие [Текст] /  С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Ростов — на- Дону, 2001, — 160 с.

  7. Якиманская, И.С. Технология личностно — ориентированного образования [Текст] // Журнал «Директор школы». — 2000. — № 7. — 145 с.

  8. Интернет-ресурсы.


Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Местоимение"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: