Рабочая программа элективного курса «Лексикология русского языка» 9 класс







Голактионова Лариса Викторовна,


учитель русского языка и литературы

МБОУ Кыштовская СОШ №1









Рабочая программа


элективного курса «Лексикология русского языка»

(русский язык, 9 класс)











Пояснительная записка


Программа курса рассчитана на 8 часов для учащихся 9-го класса. Тематика курса очень актуальна в настоящее время. Сегодняшнее состояние языка вкушает самую серьезную тревогу. Прежде всего, заметно снижение речевой культуры учащихся: бедность словаря, засоренность речи ненормативной лексикой и словами-паразитами, ошибки в употреблении слов, несоблюдение языковых норм. Именно решению этих проблем и способствует данный элективный курс «Лексикология русского языка».

Эта тема имеет огромное значение при подготовке к ЕГЭ по русскому языку, где предлагаются тестовые задания по лексикологии. А также при выполнении задания «С» учащиеся должны написать сочинение по предложенному тексту, где необходимо продемонстрировать грамотность, богатство речевой культуры, что представляет особую трудность для учащихся. Цели данной программы:

  • совершенствование устной и письменной речи учащихся;

  • ознакомление учащихся с выразительными возможностями русской речи, с
    экспрессивной, изобразительной функциями ее элементов;

  • формирование и развитие языковой, творческой личности а основе знаний
    русского языка как единства взаимосвязанных сторон системы и
    функционирование его законов в коммуникативном воздействии.

Задачи изучение элективного курса:

  • систематизировать, укрепить, развить и расширить знания по лексике,
    полученные в среднем звене (многозначные слова, амонимы, синонимы,
    антонимы, паронимы, славянизмы, устаревшие слова, фразеологизмы и
    т.д.);

  • помочь школьнику научиться находить лексические языковые средства в
    художественных текстах, объясняя их использование;

  • формирование навыка создания собственного текста с использованием
    лексических языковых средств;

  • развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их
    творческих способностей.

Предлагаемая программа в основном ориентирована на работу с текстом, поэтому задачи для учащихся будут носить комплексный характер. Предусмотрены следующие формы занятий: практикумы, лабораторные работы, лингвистический анализ текста, лекции с элементами беседы, творческие мастерские.

В результате пройденной программы курса учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в различных языковых ситуациях, адекватно
    реализовывать свои коммуникативные умения;

  • грамотно в речевом отношении оформлять устные и письменные тексты на
    русском языке, проявляя богатство лексики;

  • уметь работать с различными типами лингвистических словарей.


Итогом работы по данной программе является реферат или проект по одной из тем курса, либо составленный самостоятельно кроссворд или словарь.

Содержание курса «Лексикология русского языка»

(9 класс, 8 часов)

Тема 1. Слово в художественном тексте.

Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного

запаса языка. Лексический повтор и его виды (анафора, эпифора).

Лекция учителя с элементами беседы, работа с лингвистическими словарями.

Тема 2. Переносное значение слова.

Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном значении. Основные виды тропов: метафора, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха. Лекция учителя, практическая работа с текстом.

Тема 3. Многозначные слова.

Стилистическое использование многозначных слов. Основные функции этого художественного приема: создание комического эффекта, выражение иронии, сарказма; речевая характеристика героя т.д. Урок-исследование, практическая работа.

Тема 4. Омонимы, синонимы, антонимы.

Виды омонимов: их экспрессивное использование в художественных произведениях для усиления изобразительности. Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон. Лабораторная работа (анализ текстов). Работа со словарями.

Тема 5. Лексика ограниченного употребления.

Изобразительные функции лексики ограниченного употребления (диалектизмов, жаргонизмов, профессионально-терминологической лексики). Основные требования к использованию лексики ограниченного употребления в художественном тексте. Приемы разъяснения значения диалектизмов, профессионализмов в художественной речи (сноски, скобки и т.д.). Практическая работа (анализ текстов). Работа со словарями.

Тема 6. Устаревшие слова.

Устаревшие слова как живые свидетели истории. Виды устаревших слов. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи: стилизация старинной речи, создание речевого колорита эпохи, средство сатиры и юмора, средство придания поэтическому тексту высокого звучания. Лингвистический анализ текстов. Работа со словарями.

Тема 7. Фразеологизмы.

Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи как средство эмоциональной характеристики явлений и персонажей, индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов, намеки на известное выражение. Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат в художественном тексте. Анализ текстов, использование игр, юмора, работа со словарями.

Тема 8. Обобщающее занятие.

Защита реферата, проекта по одной из тем занятий с использованием художественного текста или лингвистический анализ текста (защита составленных словарей, кроссвордов).

Творческая мастерская.


Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

1

Слово в художественном тексте.

1ч.

Слушание лекции учителя. Работа со словарем

2

Переносное значение слова.

1ч.

Работа с текстами художественных произведений. Работа со словарями. Конспектирование основных понятий.

3

Многозначные слова.

1ч.

Работа с текстами художественных произведений. Работа со словарями

4

Омонимы, синонимы, антонимы

1ч.

Работа со словарями и тестами художественных произведений

5

Лексика ограниченного употребления

1ч.

Работа с текстами художественных произведений

6

Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы.

1ч.

Работа с текстами.

7

Фразеологизмы.

1ч.

Работа со словарями и текстами художественных произведений.

8

Обобщающее занятие.

1ч.

Защита реферата, составление кроссвордов или словарей.























Тематическое планирование



п/п

Тема

Кол-во часов

Цель и задачи темы

Оборудов ание

Новые понятия

Прогнозируемый результат

Контроль

Литература или страницы учебника

1

Слово в художественно м тексте

1

1 .Показать лексическое богатство русского языка, основные пути обогащения словарного запаса

тексты для

анализа (отрывки из худ. литератур ы)

лексически й повтор и его виды; анафора, эпифора

умение находить в тексте анафоры и эпифоры

самостоятельн ый анализ небольшого текста

1 .Л.А.Иванов «Основы

литературоведения

»

2

Переносное значение слова

1

1. Научить находить тропы в тексте и объяснять, какую роль они выполняют.

2. Формировать умение употреблять в своей речи слова в прямом и переносном значении.

тексты

синекдоха

умение употреблять тропы в своей речи и находить их в

художественных текстах

Составление небольшого текста с использование м слов в прямом и переносном значении

1. Л.А.Иванов «Основы

литературоведения ».

2. Словарь литературных терминов.

3. З.А.Вартанян «Путешествие в слово»

3

Многозначные слова

1

1. Показать стилистическое использование многозначных слов и основные функции этого приема.

тексты

комически й эффект; сарказм.

умение находить многозначные слова в тексте и объяснять роль их употребления

речевая характеристик а героя любого художественно го

произведения

1, З.А.Вартанян «Путешествие в слово»

4

Омонимы, синонимы, антонимы

1

1. Показать экспрессивное использование в художественных текстах для усиления изобразительно сти.

тексты

оксюморон

умение различать виды амонимов; находить антитезу и оксюморон

Самостоятель ный подбор текстов,в которых есть омонимы, синонимы, антонимы

1. Л.А.Фогельсон «Литература учит».

2. Л.А.Иванов «Основы

литературоведения



5

Лексика

ограниченного

употребления

1

1. Показать изобразительные функции лексики ограниченного употребления.

2. Познакомить с основными требованиями к использованию лексики ограниченного употребления и с приемами разъяснения значения диалектизмов и профессионализмов в художественной речи

И.В.Даль Толковый словарь

арго

умение находить в словаре диалектные, профессиональны е слова, давать им толкование, употреблять в нужной речевой ситуации

составление

толкового

словаря

диалектных

слов,

употребляемы х в нашем районе или наиболее часто

употребляемы х в речи


6

Устаревшие слова

1

1. Показать роль устаревших слов в художественной речи

Отрывок из текста «История Государст ва

Российск ого»

Карамзин а

архаизмы

определять роль устаревших слов в тексте

самостоятельн ый анализ небольшого отрывка

1. З.А.Вартанян «Путешествие в слово»

7

Фразеологизм ы

1

1. Показать роль стилистического использования фразеологизмов в художественной речи

Школьны й

фразеоло гический словарь


умение

использовать в своей речи фразеологизмы и определять роль фразеологизмов в художественном тексте

объяснение

(толкование)

любого

фразеологизма и рисунок к нему прямого значения

1 .А.А.Введенская «Русское слово»

8



Обобщающее занятие


1

1. Систематизировать и обобщить знания ребят по курсу





Защита реферата (проекта) или лингвистическ ий анализ текста.













Литература

  1. Солганик Т.Я. Стилистика русского языка. М., Дрофа. 1996

  2. Фогельсон И.А. Литература учит. М, Просвещение, 1990

  3. Вартанян З.А. Путешествие в слово. М, Просвещение, 1987

  4. Алпатов В.М., Городецкий Б.Ю. Лингвистические задачи.

М, Просвещение, 1983

  1. Введенская Л.А., Баранов М.Т. Русское слово М, Просвещение, 1991

  2. Профильное образование. Элективный курс, Волгоград, Учитель, 2006

  3. Предпрофильное подготовка учащихся основной школы. Учебные
    программы элективных курсов. М, 2004

  4. Львова С.И. Уроки словесности (5-9 классы).М, Дрофа, 2000

9. Горшков А.И. Русская словесность. М, Просвещение, 1996
Ю.Альбеткова Р.И. Русская словесность. М, Дрофа, 2002.






Свежие документы:  Методическая разработка урока грамматики для глухих детей в 6 классе на тему "Предложения с однородными членами"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: