Муниципальное общеобразовательное учреждение
— средняя общеобразовательная школа№6
города Петровска Саратовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по русскому языку 8 класс
подготовила
учитель русского языка и литературы
Сторожева Татьяна Юрьевна
Петровск 2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VIII классе –102 часа.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Тематическое планирование по русскому языку
Тема, раздел | Коли-чество часов | Контрольные работы | |
1 | Основные разделы лингвистики
| 7 | 1 |
2 | Функциональные разновидности русского языка
| 10
| 1 |
3 | Синтаксис и пунктуация
| 73 | 4 |
4 | Повторение изученного. | 12 | 1 |
| Итого: | 102 часов | 7 |
Календарно-тематический план
Тема (название параграфов)
| Количество часов | |
Основные разделы лингвистики ( на основе изученного в 5 — 7 классах) (7 часов)
| 1 четверть (24 часов (8 недель)) § 1. Русский язык – национальный язык русского народа (уроки 1—2) |
2 |
§ 2. Слово как основная единица языка (уроки 3 — 5). | 3 | |
§ 3. Русское правописание: орфография и пунктуация (уроки 6 — 8) | 3 | |
Контрольная работа № 1 — диктант с языковым анализом (урок 9) | 1 | |
Функциональные разновидности русского языка (10 часов)
| § 4. Понятие о функциональных разновидностях русского языка (урок 10) | 1 |
§ 5. Разговорная речь (уроки 11 — 12) | 2 | |
§ 6. Официально-деловой стиль речи (уроки 13 —14) | 2 | |
§ 7. Научный стиль речи (урок 15) | 1 | |
§ 8. Публицистический стиль речи (уроки 16 —17) | 2 | |
§ 9. Язык художественной литературы (урок 18) | 1 | |
Контрольная работа № 2 — зачёт по разделу «Текстоведение» (урок 19) | 1 | |
Синтаксис и пунктуация (73 часа) Словосочетание как единица синтаксиса (3 часа) | Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики (урок 20) | 1 |
§ 10. Виды словосочетаний (уроки 21 — 22) | 2 | |
§ 11. Культура речи. Правильное употребление словосочетаний. Сжатое изложение художественного текста (на основе упражнения 210) (урок 23) | 1 |
Тема (название параграфов) 11 четверть (24 часов (8 недель)) | Количество часов | |
Предложение как единица синтаксиса (15 часов) Основные признаки предложения (5 часов) | § 12. Понятие о предложении (урок 24) | 1 |
§ 13. Основные виды предложений (уроки 25—26) | 2 | |
§ 14. Интонация предложения (урок 27) | 1 | |
Повторение и обобщение по теме «Основные признаки предложения» (урок 28) | 1 | |
Структура предложения (10 часов) | § 15. Грамматическая основа предложения. § 16. Подлежащее и способы его выражения (урок 29) | 1 |
§ 17. Виды сказуемого и способы его выражения (уроки 30 —31) | 2 | |
§ 18. Тире между подлежащим и сказуемым (урок 32) | 1 | |
§ 19. Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого в предложении (урок 33) | 1 | |
§ 20. Второстепенные члены предложения. §21. Определение как второстепенный член предложения. Виды определений (уроки 34 — 35) | 2 | |
§ 22. Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений (урок 36) | 1 | |
§ 23. Обстоятельство как второстепенный член предложения (урок 37) | 1 | |
§ 24. Культура речи. Употребление второстепенных членов предложения (урок 38) | 1 | |
Односоставные предложения (10 часов)
| § 25. Понятие об односоставном предложении. Виды односоставных предложений (урок 39) |
|
§ 26. Назывное предложение (урок 40) |
| |
§ 27. Определённо-личное предложение (урок 41) |
| |
§ 28. Неопределённо-личное предложение (урок 42) |
| |
§ 29. Обобщённо-личное предложение (урок 43) |
| |
§ 30. Безличное предложение (уроки 44 — 45) |
| |
Обучающее изложение на основе упражнения 411 (урок 46) |
| |
Повторение и обобщение по теме «Односоставные предложения» (урок 47) |
| |
Контрольная работа № 3 — зачёт по теме «Односоставные предложения» (урок 48)
|
|
Тема (название параграфов) 111 четверть (30 часов (10 недель)) | Количество часов | |
Простое осложнённое предложение (43 часа)
Предложения с однородными членами (10 часов)
| Простое осложнённое предложение и его признаки (урок 49) | 1 |
§ 31. Понятие об однородных членах предложения (урок 50) | 1 | |
§ 32. Способы связи однородных членов предложения (уроки 51 — 52) | 2 | |
§ 33. Однородные и неоднородные определения (урок 53) | 1 | |
Подготовка к сочинению (на основе упражнения 450) (урок 54) | 1 | |
§ 34. Обобщающие слова при однородных членах предложения (уроки 55 — 56) | 2 | |
§ 35. Культура речи. Употребление однородных членов предложения (урок 57) | 1 | |
Повторение и обобщение по теме «Предложения с однородными членами» (урок 58) | 1 | |
Контрольная работа № 4 — диктант с языковым анализом по теме «Предложения с однородными членами» (урок 59) | 1 | |
Предложения с обособленными членами (22 часа)
| § 36. Понятие об обособленных членах предложения (урок 60) | 1 |
Изложение (на материале упр. 478) (урок 61) | 1 | |
§ 37. Обособление определений и приложений (уроки 62 — 66) | 2 | |
Контрольная работа № 5 — изложение с элементами сочинения (на основе упражнения 503) (урок 67) | 1 | |
§ 38. Обособление обстоятельств (уроки 68 — 70) | 3 | |
§ 39. Обособление дополнений (урок 71) | 1 | |
§ 40. Обособление сравнительных оборотов (уроки 72 — 74) | 3 | |
§ 41. Уточняющие и присоединительные члены предложения (уроки 75 — 76) | 2 | |
§ 42. Культура речи. Употребление обособленных членов предложения (уроки 77 — 78) | 2 | |
Резерв
| 2 |
Тема (название параграфов)
| Количество часов | |
| 1V четверть (24 часов (8 недель))
Повторение и обобщение по теме «Обособленные члены предложения» (на основе упражнения 557) (уроки 79 — 80) |
2
|
Контрольная работа № 6 – диктант с языковым анализом по теме «Предложения с обособленными членами» (урок 81) | 1 | |
Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями (10 часов)
| § 43. Предложения с вводными и вставными конструкциями (уроки 82 – 85) | 4 |
§ 44. Предложения с обращениями (уроки 86 – 88) | 3 | |
§ 45. Предложения с междометиями и словами да, нет (уроки 89 – 90) | 2 | |
Повторение и обобщение по теме «Предложения вводными конструкциями, обращениями и междометиями» (урок 91) | 1 | |
Повторение изученного (12 часов)
| § 46. Пунктуация (уроки 92 – 97) | 6 |
Функциональные разновидности языка (уроки 98 — 99) | 2 | |
Контрольная работа № 7 – диктант с языковым анализом и творческим заданием по итогам повторения (урок 101) | 1 | |
Анализ итоговой контрольной работы (диктанта с языковым анализом и творческим заданием) и подведение итогов изучения курса русского языка в 8-м классе (урок 102)
| 1 |
Содержание тем учебного курса
Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой деятельности | ||
РУССКИЙ ЯЗЫК — НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК РУССКОГО НАРОДА (2 ч) | ||
Язык как основное средство общения в национальном коллективе. Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран СНГ. | Бережное и сознательное отношение к русскому языку как к национальной ценности. | |
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ (на основе изученного в 5—7 классах) (7 ч) | ||
Слово как основная единица языка. Анализ слова с точки зрения его звучания, морфемного строения, лексического значения, грамматических признаков и особенностей употребления в речи. Трудные случаи различения слов разных частей речи. Трудные случаи орфографии
Основные функции знаков препинания: завершение предложений (знаки завершения), разделение на смысловые отрезки (разделительные знаки), выделение смысловых отрезков (выделительные знаки). Трудные случаи пунктуации. | Фонетический, орфоэпический, морфемно-словообразовательный, лексический, морфологический анализ слов. Различение слов разных частей речи. Правописание НиНв словах разных частей речи; слитное и раздельное написание созвучных слов; слитное и раздель- ное написание не и ни со словами разных частей речи. Постановка знаков препинания перед союзом и, а также в простом осложненном предложении |
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Основные сферы общения: научная, деловая; общественно-политическая; разговорно-бытовая; словесно-художественное творчество. Задачи речи: передача информации, общение, воздействие на читателя (слушателя). Основные способы воздействия на читателя (слушателя): с помощью логических аргументов, с помощью художественных образов. Основные признаки устной и письменной речи. Разговорная речь. Особенности разговорной речи по цели высказывания (обменмыслями), по сфере применения в устной (беседа в неофициальной обстановке) и письменной (дружеские письма) речи. Основные жанры разговорной речи: рассказ, беседа, спор. Интонационные особенности разговорной речи, роль мимики и жестов в устном общении. Синтаксические средства разговорной речи: побудительные, вопросительные, восклицательные предложения; обращения, преимущественно простые предложения; неполные предложения, вводные слова и предложения и др. Официально-деловой стиль речи. Особенности содержания официально-делового стиля речи: передача деловой информации. Стандартное расположение материала в деловых документах. Основные жанры официально-делового стиля: объявление (устное и письменное), расписка, доверенность, заявление, характеристика, автобиография, резюме. Синтаксические особенности официально-делового стиля: повествовательные предложения, прямой порядок слов.
Публицистический стиль. Цель публицистического высказывания — воздействие на слушателей или читателей. Сфера применения публицистического стиля в устной (выступления на съездах, митингах, собраниях) и письменной (статьи в журналах и газетах) речи. Основные жанры публицистического стиля речи: выступление, статья, интервью, очерк, репортаж. Интонационные и синтаксические особенности текстов публицистического стиля (представления, распространенные обращения, вводные слова и предложения, обратный порядок слов, расчлененные предложения (*парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и т. п.).
Параллельный способ связи предложений в тексте публицистического стиля. Язык художественной литературы. Его особенности по цели высказывания: эмоциональное воздействие на слушателей, читателей. Метафора, сравнение, олицетворение, эпитет как средства выразительности художественной речи (обобщение).
|
Анализ речевого высказывания с точки зрения его соотнесенности с функциональными разновидностями языка, сферой общения, задачами речи. Использование основных способов воздействия на читателя (слушателя). Использование языковых средств разговорной речи: раз- говорных слов, фразеологизмов, слов с суффиксами, придающими слову разговорный характер (работяга, лисонька, Клавка и т. п.). Использование интонационных особенностей разговорной речи, мимики и жестов в устном общении. Употребление синтаксических средств разговорной речи. Устный рассказ на заданную тему. Использование языковых средств официально-делового стиля: устойчивых сочетаний (на том основании, что…), сложных союзов (ввиду того, что), отыменных предлогов (в целях, за счет…), особой лексики (официальной, канцелярской), числительных, отсутствие экспрессивных средств.
Использование языковых средств публицистического стиля: экспрессивной лексики, авторских неологизмов, многозначных слов; форм повелительного наклонения глагола и т. п. Использование метафоры как средства публицистического стиля. Создание портретного очерка (рассказ об интересном человеке), проблемной статьи («Компьютер — «за» и «против»»), репортажа-повествования о событии (посещении театра, экскурсии, походе), репортажа-описания памятника истории или культуры (родного города, поселка, улицы, музея). Уместное использование характерных для публицистики выразительных средств языка. Использование в художественных текстах специфических языковых средств: фонетических (звукопись), словообразовательных (индивидуально-авторские неологизмы, повторы слов), лексических и фразеологических, морфологических, синтаксических (односоставные, неполные предложения, обращения, прямая речь, диалоги и т. д.). Использование метафоры, сравнения, олицетворения, эпитета как средств выразительности художественной речи (обобщение). Использование разных стилей речи в художественном произведении. Лингвистический анализ художественного текста, его выразительное чтение
|
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (73 ч) СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ КАК РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ (2 ч) | |
Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как предмет изучениясинтаксиса (обобщение изученного). Интонационные средства синтаксиса, их грамматическая и смыслоразличи-тельная роль: логическое ударение, пауза, мелодический тон, темп, мелодический рисунок предложения (обобщение изученного). Пунктуация как раздел лингвистики. Основные разделы пунктуации и составляющие их правила постановки знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. *Некоторые сведения из истории русской пунктуации
|
Использование синтаксических средств русского языка: форм слов, смысловой и грамматической связи их в составе словосочетания и предложения; служебных слов как средства связи слов (предлогов, союзов); порядка слов в предложении; интонации предложения. Смыслоразличительная роль знаков препинания. Взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации предложения.
|
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА (3 ч) | |
Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова: именные, глагольные, наречные. Основные модели словосочетаний каждого вида. Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. Окончание как средство связи слов в словосочетании (согласование). Окончание (и предлог) как средство связи слов в словосочетании (управление). Особенности связи слов в словосочетаниях, построенных по типу примыкания. *Виды словосочетаний по степени спаянности компонентов (свободные и несвободные), по структуре (простые и сложные). Культура речи. Правильное употребление словосочетаний | Распознавание и моделирование словосочетаний всех видов. Синтаксический разбор словосочетаний. Уместное использование синонимичных по значению словосочетаний. Различение свободных и несвободных, простых и сложных словосочетаний. Соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических норм при построении словосочетаний разных видов. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, далекие США, обеих сестер — обоих братьев). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА (15ч) ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5 ч) | |
Предложение как основная единица синтаксиса. Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Предложение как речевое высказывание, как средство выражения мысли. Соотнесенность предложения с действительностью ^предикативность). ^Грамматические средства выражения предикативности: категория времени, категория лица, категория модальности. Речевое высказывание и речевая ситуация. Цели речевого высказывания. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация повествовательного предложения в русском языке (мелодическая вершина в начале или середине предложения). Интонация вопросительного предложения (повышение тона к концу предложения, логическое ударение на слове, в котором заключена суть вопроса). Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационная особенность восклицательных предложений и использование в них частиц (что за, ну и и т. п.), междометий. Виды предложений по характеру выражения отношения к действительности: утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по наличию второстепенных членов: распространенные и нераспространенные. Виды предложений по наличию необходимых членов предложения: полные и неполные. Предложение как элемент текста. *Контекстуальное значение слова в предложении. Слово-предложение. (Да. Мороз. Замечательно! Где? и т. п.).
| Определение границ предложений и способов передачи их в устной (интонация) и письменной речи (знаки препинания в конце предложения). Использование вопросительных слов и частиц в вопросительных предложениях как средства точной формулировки мысли и воздействия на собеседника. Использование риторического вопроса как экспрессивно-стилистического средства. Использование вопросно-ответной формы предложений как средства выразительности русской речи. Использование языковых форм выражения побуждения в побудительных предложениях; форм повелительного наклонения глагола (Читай!), инфинитива (Читать!), форм других наклонений (Почитал бы ты.), частиц (Пусть идет. Давай скажу.), интонации. Способы выражения разных смысловых оттенков побуждения (приказ, просьба, совет, разрешение, призыв) и уместное употребление их в речи. Использование речевых этикетных формул смягчения приказа (будьте добры, не затруднит ли вас и т. п.). Передача с помощью интонации чувства радости, восхищения, грусти, негодования, страха, удивления и т. п. при произношении восклицательного предложения. Использование риторического восклицания как экспрессивно-стилистического средства. Уместное и выразительное использование мимики и жестов при произношении восклицательных предложений. Использование экспрессивных средств выражения значения утверждения (риторического вопроса, утвердительных частиц). Использование языковых средств выражения отрицания: отрицательной частицы не с разными членами предложения; частицы ни в предло- • жениях типа Ни души; фразеологических оборотов (ни при чем), отрицательных местоимений, наречий с приставками не- и ни-, слов нет, нельзя, невозможно, немыслимо и т. п. Уместное использование в отрицательных предложениях речевых этикетных формул
смягчения отказа (извините, должен вас огорчить и т. п.). Выделение различными способами актуальной (новой) информации в составе предложения: порядок слов, интонация (пауза, понижение-повышение голоса, логическое ударение), частицы, особые конструкции (что касается… то…, кто… так это… и т. п.). Различение распространенных и нераспространенных предложений. Использование неполного предложения в условиях контекста. Употребление неполных предложений в диалогической речи; соблюдение в устной речи интонации неполных предложений. Способы связи предложений в тексте (обобщение изученного): повтор одного и того же слова, однокоренных слов; использование синонимов, местоимений; интонация. Образное употребление слова в составе необычных по структуре словосочетаний (меня перелистать, переехать в сны и т. п.). Экспрессивное использование в предложении словосочетаний с опущенным зависимым словом (рассчитать от и до волноваться по поводу и без). Синтаксический разбор предложении изученных конструкции.
|
СТРОЕНИЕ ПРОСТОГО СТРОЕНИЕ ПРОСТОГО | |
Грамматическая (Предикативная) основа предложения — Основные типы грамматических основ (обобщение): — сущ. (мест.) + глагол; — сущ. (мест.) + при лаг.; — сущ. (мест.) + сущ. Морфологические способы выражения подлежащего и разных видов сказуемого: — просто го глагольного и составного — (именного и глагольного). Способы связи сказуемого с подлежащим. Предложения нераспространенные и распространенные. Синонимия нераспространенных и распространенных предложении.
Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения: определение (согласованное, несогласованное, приложение), дополнение (прямое и косвенное); обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, условия уступки). Члены предложения, выраженные фразеологическими оборотами. Культура речи. Правильное построение простого предложения.
Прямой и обратный порядок слов в предложении.
| Определение грамматической основы (грамматических основ) в простом и сложном предложениях. Определение морфологических способов выражения главных членов предложения. Различение разных видов сказуемого. — Постановка тире между подлежащим и сказуемым. — Синонимическая замена разных видов сказуемых (Маша — больна. Маша больная. Маша болеет. Маша может заболеть.). — Синонимическая замена нераспространенных и распространенных предложении.
Изобразительная функция второстепенных членов предложения и использование ее в речи. Использование обстоятельства времени как средства связи предложений в повествовательных текстах. Соблюдение синтаксических норм при построении предложения. Координация подлежащего и сказуемого в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращенными словами. Правильное употребление второстепенных членов предложения. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Использование прямого и обратного порядка (инверсия) в текстах разных стилей.
|
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (10 ч) | |
Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений: именные (назывное), глагольные (определенно- личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное). Типичные модели назывных предложений (Дом. Какой дом! Вот дом. Вот и дом. Вот так дом. Ну и дом.). *Именительный представления. Типичные модели односоставных глагольных предложений: определенно-личное (Прошу слова. Иди(те) домой. Идешь домой?); неопределенно-личное (В саду работают.); обобщенно-личное (Цыплят по осени считают.); безличное (Смеркается. Можно играть. Мне весело. Нет времени.). Морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении: безличный глагол, личный глагол в безличном значении, инфинитив, краткое страдательное причастие среднего рода, слова категории состояния, отрицательное слово нет, глаголы быть, стать, оказаться и др. с отрицанием (не было, не оказалось, не удалось). | Различение двусоставных и односоставных предложений. Использование синонимии односоставных предложений Использование назывных предложений в текстах разных стилей. Использование именительного представления в речи. Использование односоставных предложений в обобщенном значении и в пословицах, афоризмах, крылатых выражениях. Использование синонимии односоставных и двусоставных предложений. Определение морфологического средства выражения главного члена в безличном предложении.
|
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (43 ч)
| |
Простое осложненное предложение и его признаки (обобщение изученного). Предложения с однородными членами. Однородные члены предложения, их признаки, способы связи (сочинительные союзы, перечислительная интонация). Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Особенность интонации и пунктуации предложений с обобщающими словами при однородных членах. Стилистические возможности предложений с однородными членами. Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с однородными членами.
Предложения с обособленными членами. Обособление как смысловое, интонационное и пунктуационное выделение группы членов предложения. Обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения (обособленные определения и приложения, обособленные обстоятельства, обособленные дополнения, обособленные сравнительные обороты), обособленные уточняющие члены предложения. Обособленные определения и приложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения. Обособленные обстоятельства. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами Обособленные дополнения как синтаксические конструкции со значением включения, исключения, замещения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными дополнениями. Сравнительный оборот. Интонационные и пунктуационные особенности предложений со сравнительным оборотом. Уточняющие члены предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с уточняющими членами. Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами. Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями. Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения. Вставные конструкции. Обращение (распространенное и нераспространенное) и способы его выражения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращением. Основные функции обращения: звательная, оценочная, изобразительная. Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями.
| Синтаксический разбор предложений с однородными членами. Использование разных типов сочетаний однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средства выразительности речи. Построение предложения с несколькими рядами однородных членов; интонационные и пунктуационные особенности таких предложений. Различение однородных и неоднородных определений на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложения. Употребление прямого и переносного значения слова в качестве однородного(неоднородного) определения. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. Использование предложений с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей. Постановка знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Правильное построение и выразительное чтение предложений с однородными членами. Правильное построение предложении с однородными членами, соединенными союзами не только…, но и…; как…, так и… и др. Выбор формы сказуемого при однородных подлежащих. Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. Ипользование обособленных определений и приложений в текстах разных стилей и типов речи. Постановка знаков препинания в предложениях с обособленными и необособленными определениями и приложениями. / Использование обособленных обстоятельств в текстах разных стилей и типов речи. Постановка знаков препинания в предложениях с обособленными дополнениями. Использование сравнительных оборотов в текстах разных стилей и типов речи. Постановка знаков препинания в предложениях со сравнительными оборотами и синтаксическими конструкциями с союзом как. Использование уточняющих членов предложения в текстах разных стилей и типов речи. Правильное построение и выразительное чтение предложений с обособленными членами предложения. Синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями. Постановка знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями и междометиями. Синонимическая замена вводных слов. Интонационное и пунктуационное выделение вводных слов в составе предложений. Различение вводных слов и созвучных членов предложения. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Использование различных форм обращения в речевом этикете. Использование риторического обращения как приема публицистического и художественного стиля. Употребление обращения в поэтической речи и произведениях народного творчества. Правильное построение и выразительное чтение предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями
|
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (12 ч) |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Речевая деятельность
Аудирование. Дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
Чтение. Прогнозировать содержание текста исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста — схемами, таблицами, языковыми примерами; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей; при необходимости переходить на изучающее чтение; читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах.
Говорение. Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор и т. п.
Письмо. Пересказывать фрагмент прослушанного текста; пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер — «за» и «против»»), репортаж о событии (открытии памятника истории или культуры родного края); писать заметки, рекламные аннотации; уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.); составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию.
Текстоведение. Находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование. Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.
Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.
Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.
Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений; самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 5-11-го классов. Под редакцией С. И. Львовой
Компоненты УМК:
Программа
Учебник. 5, 6, 7, 8, 9, 10-11 классы
Рекомендации к учебнику русского языка. 5, 6, 7
Рабочая тетрадь «Проверь себя» 5, 6, 7 классы
Самоучитель. Русская орфография
Самоучитель по орфографии и пунктуации
Краткий орфографический словарь школьника
Краткий словообразовательный словарь с этимологическими комментариями
Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9, 10-11 классы
Пособие «Уроки русского языка в 5″ , 6, 7 классах
Контрольные и проверочные работы. 5, 6 классы
Контрольные и проверочные работы. 10-11 классы
8-й КЛАСС Входная контрольная работа
Инструкция для учащихся по выполнению работы
Работа состоит из трех частей. Часть А состоит из 19 заданий (А1-А19). К каждому из них даны 4 ответа, из которых только один правильный.
Часть В состоит из 6 заданий (В1-В6). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.
Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу по тексту.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
ЧАСТЬ 1 Выполните задания А1-А19.
А1. В сочетании беречь как зеницу ока выделенное слово является
1) устаревшим;
2) заимствованным;
3) диалектным;
4) профессиональным.
А2. Какие пары слов не являются антонимами?
1) Рутина — новаторство;
2) отрицание — утверждение;
3) мудрый — глупый;
4) абстрактный — секретный.
A3. В каком слове пишется и?
1)Под…грать;
2) небез…звестный;
3) меж…нститутский;
4) раз…грать.
А4. В каком слове пишется е?
1) Кузнеч…к;
2) халат…к;
3)звоноч…к;
4) колокольч…к.
А5. В каком слове в окончании пишется е?
1) Рассказать о трагеди…;
2) о картинной галере…;
3) выйти из деревн…;
4) побывать в крепост….
А6. В каком слове пишется и?
1)Ранн…м утром;
2) отдыхать на побережь…
3) он стел…т:
4) подойти к окраин….
А7. В какой строке есть слово с приставкой при-?
1) Пр…вольное житье;
2) пр…отвратительнцй характер;
3) пр…емник традиций;
4) пр…дать свои мечты.
A8. Отметьте неправильное согласование по роду.
1) Серый кенгуру;
2) красивый Баку;
3) новая АТС;
4) красивый бра
А9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) «Держись, ребята, крепче!» — весело крикнул капитан.
2) Речка надувается, и темнеет, она уже проснулась, и не сегодня завтра взорвется.
3) Чтение — вот лучшее учение.
4) Все пахло: кусты акации, листья сирени, листья смородины, лопуха..
А10. Укажите неправильное объяснение орфограммы.
1) Присесть — значение приставки — «неполное действие».
2) Подписчик — суффикс -чик- после буквы с.
3) Преграда — значение приставки синонимично значению приставки пере-
4) Пригореть — после корня -гор- нет суффикса -а.
All. В какой строке допущена ошибка в образовании формы существительного?
1) Много чулок;
2) много носок;
3) много помидоров;
4) много апельсинов.
А12. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Стрелку (1) указывающую на переход (2) Владимир заметил не сразу.
2 — выделяется причастный оборот
2 — выделяется деепричастный оборот
1,2- выделяется причастный оборот
1,2- выделяется деепричастный оборот
А13. В какой строке все слова пишутся с -нн-?
1) Деревя…ый, авиацио…ый, огне…ый;
2) карти…ый, песча…ый, балага…ый;
3) ути…ый, сви…ой, ремесле…ый;
4) иллюстрацио…ый, племе…ой, полотня…ый.
А14. В какой строке допущена ошибка в употреблении числительных?
1) Четверо друзей.
2) Не хватает полутораста страниц.
3) Гордиться шестистами девяносто шестью концертами.
4) Нет сорока школьников.
А15. Какое слово пишется раздельно?
1)Где(то);
2) (кое)о(ком);
3) кто(нибудь);
4) (кое)кто.
А16. В каком примере не пишется раздельно?
1) Пережить (не)удачу;
2) (не)большая, но интересная книга;
3) юноша крайне (не)вежлив;
4) давно (не)тренировался.
А17. В каком слове ударение падает на первый слог?
1)Звонит;
2) баловать;
3) щавель;
4) издавна.
А18. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Получив начальное домашнее образование в Москве,
Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. | |
2) | двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус в Петербурге. |
3) | этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус в Петербурге. |
4) | дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей. |
А19. Укажите ошибку в определении морфологических признаков слов из предложения.
По сырой мягкой земле неторопливо и почти бесшумно продвигалась крестьянская подвода.
1) (По) мягкой (земле) — прилаг, н.ф. -мягкий, отн.; в дат. п., ед. ч, ж.р.
2) Продвигалась — глагол, н.ф. — продвигаться, несов. в., неперех., 1-е спр.; в прош. вр., ед. ч., ж.р.
3) Крестьянская — прилаг., н.ф. — крестьянский, отн.; в им. п., ед. ч., ж.р.
4) По — предлог.
ЧАСТЬ 2
Прочитайте текст и выполните задания В1-В6, С1.
(1) Я назвал одесскую осень лучезарной. (2) Я слышал это слово еще в юности («лучезарные вечера» Тютчева), но долго не знал его точного смысла.
(3) Только в пожилом возрасте я узнал, что это слово обозначает спокойный, бестрепетный, все озаряющий свет солнечных лучей и чаще всего применяется к свету вечернему или осеннему.
(4) Одесская осень была лучезарна в полном значении этого слова. (5) Тихий розовеющий свет наполнял улицы. (6) Этот розовеющий свет происходил не только от постоянной дымки в воздухе, но еще и оттого, что солнце шло над горизонтом все ниже, свет его постепенно терял силу и окрашивался уже с самого утра в красноватые оттенки заката.
{К.Паустовский. Повесть о жизни)
В1. Из 1-го предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
В2. Из 5-го предложения выпишите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает.
В3. Подберите антоним к слову терял из 6-го предложения.
В4. Выпишите слово с орфограммой «Буквы ы-и после ц».
В5. Какой частью речи является слово лучезарна из 4-го предложения?
В6. Из предложений 1—3 выберите сложноподчиненное предложение и укажите его номер.
ЧАСТЬ 3
С1. Как вы понимаете выражение лучезарная осень? Напишите текст-описание об осени из 4— 6 предложений, используя причастные и деепричастные обороты
Бланк ответов для входной контрольной работы в 8 классе
Ф.И.__________________________________________
Класс ______________Дата выполнения______________
| |
А 2 |
|
А 3 |
|
А 4 |
|
А 5 |
|
А 6 |
|
А 7 |
|
А 8 |
|
А 9 |
|
А 10 |
|
А 11 |
|
А 12 |
|
А 13 |
|
А 14 |
|
А 15 |
|
А 16 |
|
А 17 |
|
А 18 |
|
А 19 |
|
В1 |
|
В2 |
|
В3 |
|
В4 |
|
В5 |
|
В6 |
|
Контрольная работа за первое полугодие 8 класс
I. Терминологический диктант
Словосочетание | |
Основная единица синтаксиса, которая представляет собой грамматически оформленное и интонационно законченное соединение слов. | Предложение |
Раздел языкознания, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении. | Синтаксис |
Подчинительная связь слов, при которой зависимое слово стоит в той же форме, что и главное. | Согласование |
Подчинительная связь слов, при которой зависимое слово стоит в той форме (падеже), которой требует главное слово. | Управление |
Подчинительная связь слов, при которой зависимое слово связывается с главной только по смыслу, так как примыкают неизменяемые слова | Примыкание |
Второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопрос косвенных падежей | Дополнение |
Особый вид определения, выраженный существительным. | Приложение |
Дополнение бывает …. | Косвенным и прямым |
Простое предложение, где есть и подлежащее, и сказуемое … | Двусоставное |
II. Вставьте буквы, расставьте запятые, разберите предложения
Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и дефисы.
Главная высота России Мамаев курган расположе(н, нн)ый в Волгограде1. Св_ще(н, нн)ый холм города героя внчает величестве(н, нн)ая фигура Родины матери. Это центральная скульптура памятника ансамбля героям Сталинградской битвы. Женщина мать поднимает своих сыновей в последнюю атаку. Это не памятник скорбь, а памятник призыв! К главному (пят_)(десят_)(двух)метровому монументу «Родина мать зовёт» примыкают комп_зиции «Стоять (на)смерть», «Стены руины» и др. Автор этого знменитого ансамбля Евгений Викторович Вучетич. Но над осуществлением его грандиозного замысла работали и арх_текторы и скульпторы и инж_неры и рабочие, и даже вое(н, нн)ые сапёры.
III. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1) Кое-кто постоянно наруша_т порядок. 2) Кто жив_т в этом доме? 3) К калитке бежал_ отец и сыновья. 4) Прошлой весной был_ мало осадков. 5) Выступили на собрании далеко не все, кто желал_ это сделать. 6) Толпа пассажиров и провожающих стоял_ около поезда
Контрольная работа за первое полугодие 8 класс
II. Вставьте буквы, расставьте запятые, разберите предложение
Главная высота России Мамаев курган расположе(н, нн)ый в Волгограде2. Св_ще(н, нн)ый холм города героя в_нчает величестве(н, нн)ая фигура Родины матери. Это центральная скульптура памятника ансамбля героям Сталинградской битвы. Женщина мать поднимает своих сыновей в последнюю атаку. Это не памятник скорбь, а памятник призыв! К главному (пят_)(десят_)(двух)метровому монументу «Родина мать зовёт» примыкают комп_зиции «Стоять (на)смерть», «Стены руины» и др. Автор этого зн_менитого ансамбля Евгений Викторович Вучетич. Но над осуществлением его грандиозного замысла работали и арх_текторы и скульпторы и инж_неры и рабочие, и даже вое(н, нн)ые сапёры.
III. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1) Кое-кто постоянно наруша_т порядок. 2) Кто жив_т в этом доме? 3) К калитке бежал_ отец и сыновья. 4) Прошлой весной был_ мало осадков. 5) Выступили на собрании далеко не все, кто желал_ это сделать. 6) Толпа пассажиров и провожающих стоял_ около поезда.
1 Сделать полный разбор предложения, схему, выписать и разобрать все словосочетания.
2 Сделать полный разбор предложения, схему, выписать и разобрать все словосочетания.