рабочая программа по русскому языку для 11 класса по Образовательной системе «Школа-2100″


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 11класса составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089)

  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) с учетом программы по русскому языку для 11 класса Образовательной системы «Школа 2100» (авторы-составители: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.: Баллас), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

  3. Учебный план МБОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче НМР РТ на 2012-2013 учебный год.

  4. Положение МБОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 недели, 34 часа в год.

Цели и задачи учебного курса:

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию; информационных умений и навыков;

— формирование функциональной грамотности в широком смысле слова;

— освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

— закрепление и расширение знаний о тексте, совершенствование умений конструирования и составления текстов;

— применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.


Особенности класса.

11 А класс с начального блока обучается по Образовательной системе «Школа 2100».

Психологический климат в классе позитивный, дружный, преобладают доброжелательные настроения и эмоции. Учащиеся владеют арсеналом необходимых исходных понятий и действий, постоянно стремятся к овладению нового.

Умеют самостоятельно работать, оказывают взаимопомощь, контролировать и оценивать свои действия. Есть учащиеся, которые проявляют повышенный интерес к предмету и добиваются наибольшей продуктивности, привлекают внепрограммный материал по собственной инициативе, готовы выполнять задания и упражнения повышенной сложности, связанные с решением вариантов ЕГЭ. В случае затруднения проявляют настойчивость, активно анализируют ситуацию. Общая интеллектуальная атмосфера выше среднего. Наглядность оценок в электронном журнале и постоянное обновление среднего показателя оценок повышает интерес учащихся при выполнении учебных работ.

В данной группе 11 А класса – 18учащихся: «5» по русскому языку у 5 учащихся, «6» — у 12, «3» — нет. Качество обучения – 100 %.




Содержание программы

(34 часа)

  1. Введение в науку о языке (1ч.)

Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в современном мире. Современный русский литературный язык. Понятие языковой нормы, виды норм. Лексические нормы. Понятие о системе и структуре языка.


1.Текст как средство коммуникации.(7ч.)

Редактирование текста

Совершенствование устной и письменной речи. Понятие о редактировании (совершенствовании) текста. Единицы редактирования. Языковые ошибки (грамматические). Текстовые ошибки. Ошибки в содержании текста, речевые ошибки и недочеты. Стилистические ошибки; их типы.


2. Пунктуационное оформление предложения и текста.(13ч.)

Систематизация знаний по синтаксису и пунктуации. Совершенствование пунктуационных и речевых умений.

Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений. Обособление обстоятельств. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания в предложениях с союзом (или с союзным словом) как.

Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях, в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях.

Речевая деятельность

Коммуникативные неудачи на устном экзамене и пути их преодоления. Требования к устному ответу.

Редактирование (совершенствование) чужого текста: нахождение и устранение языковых, текстовых и стилистических ошибок.

Требования к содержанию и оформлению ответов на письменном экзамене в тестовой форме.

Учебно-научное общение в устной и письменной форме. Подготовка доклада или сообщения.

3. Стилистика простого и сложного предложения.(13ч.)


Синонимия простых предложений, осложненных причастным оборотом и сложноподчиненным предложением с придаточным определительным, предложно-падежных конструкций с обособленными оборотами и обстоятельственных придаточных предложений времени, цели, причины, условия, уступки. Их семантическое единство и грамматические отличия, особенности функционирования в текстах описательного характера. Синонимия сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, союзных и бессоюзных сложных предложений. Их семантическое единство и грамматические различия. Особенности функционирования в текстах разного характера.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений

Попутная работа по орфографии на материале текстов упражнений учебника. Попутная работа по пунктуации в ходе изучения тем по синтаксической стилистике.

Речевая деятельность

Жанровая и стилевая специфика текстов. Сочетание основных видов изложения текстового материала: описание, повествование, рассуждение, доказательство, критико-полемический способ изложения.

Тексты описательного характера; тексты-определения и собственно описания (характеризуются наличием соответствующей перспективы). Тексты-рассуждения. Тексты повествовательного характера.

Функциональные стили речи и типы текстов: художественный, публицистический, учебный, учебно-научный и деловой.

Научные и учебные тексты. Виды научной информации. Научный и учебный стили изложения. Формы (жанры) научных и учебных текстов: научная статья, учебная статья, монография, пособие. Виды научных текстов: реферативный обзор, полемика, аналитико-критический обзор, описание, повествование, рассуждение, доказательство, объяснение.

Комплексный анализ текста: совершенствование умений определять тему, тип речи и стиль текста; видеть стилистические особенности используемых авторами синтаксических конструкций, объяснять уместность их использования; объяснять выбор знаков препинания.



Учебно-тематический план



Раздел

Кол-во часов

Кол-во часов на развитие речи

Количество контрольных работ

комплексная

диктантов

изложений

сочинений

Введение в науку о языке.

1






Текст как средство коммуникации.


7

1


1


1

Пунктуационное оформление предложения и текста

13

3

1

1

2

1

Стилистика простого и сложного предложения


13

1


1


1

Всего

34

9

1

3

2

3


Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

Знать / понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


Учебно-методический комплект

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И. , Чиндилова О.В. Учебник для 11 класса. М.: Баласс, 2008.

  2. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: справ. материалы, контрол.-тренировоч.упражнения, создание текста /В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьева; Под ред. И.П.Цыбулько. -4-е изд. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 283 с.

  3. Любичева Е.В., Ольховик Н.Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся). Учебное пособие. Под ред. д.п.н. проф. Любичевой Е.В. – СПб.: САГА, Азбука-классика, 2005. – 368 с.

  4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б.Голуб. – 9-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 368 с.

  5. Русова Н.Ю. Как стать грамотным: Руководство по ускоренному овладению навыками правильной письменной речи. – Н.Новгород: Издательство «Деком», 1995. – 160 с.

  6. Скиргайло Т.О. Сочинения разных жанров: Пособие для учителя и учащихся. – Казань: ИРКРО РТ, 2001. – 272 с.

  7. Интернет-ресурсы: «Образование на QIP.ru»,

  8. gumfak.ru›Русский язык,

  9. nasledie-rossia.3dn.ru›index/izuchenie_russkogo.

  10. www.school.edu.ru — «Российский общеобразовательный портал».

  11. https://www.mega.km.ru/ — Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  12. https://www.schools.tehno.ru/ — Образовательный сервер «Школы в Интернете»

  13. Занимательная педагогика. Игры, упражнения, рекомендации учителям…Большая перемена — интернет-газета (совместный проект Министерства образования РФ и информационного агентства «Прайм-ТАСС», цель которого — информационная поддержка модернизации и развития системы российского образования) (www.newseducation.ru)

  14. Первое сентября — газета (ps.1september.ru)

  15. Учительская газета (www.ug.ru)

  16. Практический журнал для учителя и администрации школы (pj.folium.ru/)

Официальный информационный портал Единого государственного экзамена

Учебно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Домашнее задание

Дата проведения.






План

Факт


Раздел1






1

Русский язык — государственный язык РФ и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

1

Понимать роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения. Видеть роль и место русского языка в современном мире.

С.11, упр.7, 8

03.09.


2

Текст как продукт речевой деятельности. Речевое общение. Речь письменная. Редактирование.

1

Знать смысл понятий : «редактирование текста», «литературное редактирование» ,уметь применять знания в практике. Знать орфограмму «О-Е после шипящих» и уметь применять это правило на практике .

С.16 – 17 №3,исследова-тельская работа

10.09.


3

Речь как продукт речевой деятельности. Речевое общение. Письменная речь. Единицы редактирования текста


1

Знать смысл понятий: «типы ошибок», «текст», «текстовые, языковые ошибки». Уметь строить диалог, соблюдая в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

С.21 упр.8, 9

17.09.


4

Речь как продукт речевой деятельности. Контрольное сочинение малого объёма «Заменит ли компьютер книгу»


1

Уметь выделять главное в предлагаемых темах, формулировать основную мысль текста. Уметь свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме



дописать

24.09.


5

Речь как продукт речевой деятельности. Монолог. Устная речь. Как избежать коммуникативных ошибок.

1

Знать и уметь находить словообразовательные, морфологические, синтаксические ошибки. Уметь строить монолог.

С.31. упр.2, тест ЕГЭ

01.10.


6

Культура речи. Критерии культуры речи. Грамматические ошибки.

1

Уметь осуществлять речевой самоконтроль. Знать и уметь находить текстовые, грамматические ошибки, недочёты, исправлять их.

С.45, упр. 8, тест ЕГЭ

08.10.


7

Культура речи. Критерии культуры речи. Речевые ошибки и недочеты

1

Знать смысл понятий: «речевая ошибка», «речевой недочет». Уметь осуществлять речевой самоконтроль. Уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

С.60 – 61, упр. 8, 9

15.10.


8

Культура речи. Критерии культуры речи. Типы стилистических ошибок.


1

Уметь осуществлять речевой самоконтроль.

Знать смысл понятий: «стилистическая ошибка» и «функциональный стиль.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для наблюдения за собственной речью.

С.65, упр. 6, 7,таблица

22.10.


9-10

Текст как продукт речевой деятельности. Речевой практикум. Редактирование чужого текста.

Функциональные стили речи.

Деловое письмо: резюме, реклама.

2

Уметь видеть логико-содержательное и стилистико-речевое несовершенство текста и исправлять выявленные ошибки.

Уметь составлять резюме, рекламы.

С.73,№3;



С.82,№1.

29.10.

12.11.


11-12

Комплексная контрольная работа. Текст как средство коммуникации. Пунктуация. Пунктуационное оформление предложений текста. Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым


2

Уметь расставлять знаки препинания, читать пунктуацию текста.

Знать правило постановки тире в простом предложении, уметь ставить тире в простом предложении.

С.102-105,с.109,

3

19.11.

26.11.


13

Основные жанры научного стиля. Правила подготовки к написанию рефератов и их защита.


1

Уметь оценивать устные высказывания с точки зрения языкового оформления. Знать основные признаки научного стиля. Уметь создавать текст такого стиля, находить и исправлять языковые, текстовые, стилистические ошибки.


С.109,№3

3.11.


14

Пунктуация. Знаки препинания и их функции в предложениях с однородными членами.

1

Знать правило постановки знаков препинания при однородных членах, уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членам

С.113, таблица,№ 4, 5

10.12.


15

Пунктуация. Знаки препинания и их функции в предложениях с обособленными членами. Обособление определений

1

Знать правило постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями, уметь расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями

С.119, № 3, с. 121, № 5

17.12.


16-17

Пунктуация. Знаки препинания и их функции в предложениях с обособленными членами. Обособление определения и приложения.

Пунктуация. Знаки препинания и их функции в предложениях с обособленными обстоятельствами.

2

Знать правило постановки знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами, уметь расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами.

С.123, упр. 4


С.128,№4

24.12.

14.01.


18

Пунктуация. Знаки препинания и их функции при вводных и вставных конструкциях

1

Знать правило постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями, уметь расставлять знаки препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями.

С. 129-134, № 4,

21.01.


19

Пунктуация в предложениях с союзом (или союзным словом) как

1

Знать правило постановки знаков препинания в предложениях с союзом как, уметь расставлять знаки препинания в предложениях с союзом КАК.

С. 145 №6, 7

28.01.


20

Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

1

Знать правило постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях, уметь расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях. (А 9, А19, А20, А21, В 4, В 6)*

С.148-149, № 4, 5,

04.02.


21-22

Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

2

Знать правило постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях, уметь расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях (А9, А24, А25, В4, В6)*

С. 153, — 156, № 4, 5

11.02.

18.02.


23-23

Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи. Сочетание знаков препинания.

2

Знать правило постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными, уметь расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными (А25, В6)*

С. 163, упр. 4, 5,

25.02.

04.03.


25-26

Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности.

Контрольное изложение с элементами сочинения «Любите учиться».

2

Применять полученные знания и умения в собственной речевой практике. Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости.

Тест ЕГЭ, черновик

11.03.

18.03.


27-28

Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях..

2

Знать правило постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, уметь расставлять знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях. Знать трудные случаи пунктуации. Уметь ставить знаки препинания в соответствии с пунктуационными правилами

С. 164-165, №. 3, с.167,№4.

01.04

08.04.


29-30

Основные жанры научного стиля. Учебно-научный стиль. Общение в устной и письменной речи. Подготовка к докладу.

Подготовка сообщения.

2

Знать особенности научного жанра. Уметь создавать тексты устного и письменного сообщения, свободно и правильно излагать свои мысли.

с.167.№7;

с.172-176,теория.

15.04.

22.04.



31-32

Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности. Контрольное сочинение малого жанра «О воспитании»

Речевое общение. Синонимия простых и сложных предложений. Синонимия союзных и бессоюзных предложений.


2

Уметь адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности. Знать и различать в тексте художественные выразительные средства языка. Уметь находить их в тексте и использовать в своей речи (А 30, В 8)*

Тест ЕГЭ

29.04.

06.05.



33-34

Применение знаний и умений в практике правописания. Контрольный диктант «Чужая ёлка».

Применение знаний и умений в практике правописания. Анализ контрольного диктанта.

2

Знать изученный материал.

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.

Повторить орфограммы.

13.05.

20.05.


Литература

  1. Адмони В.Г. Типология предложений. // В кн.: Исследования по общей теории грамматики. М., 1968.

  2. Бархин К.Б. Развитие речи и изучение художественных произведений. М,1930.

  3. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. // В кн.: Эстетика словесного творчества. М., 1975.

  4. Болотова ГА. Очерк функционального синтаксиса русского языка.-М., 1981.

  5. Бурвикова Н.Д. Типология текстов для аудиторной и внеаудиторной работы. М., 1988.

  6. Бухбиндер ВА. О некоторых прикладных и лингвистических аспектах текста. // В кн.: Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. Киев, 1978.

  7. Величко Л.И. Работа с текстом на уроках русского языка. М., 1983.

  8. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.М.,1981.

  9. Гранин Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая ЛА. Как учить работать с книгой. М: НПО «Образование», 1995.

  10. Доблаев Л.П. Смысловая структура текста и проблемы его понимания. -М.,1082.

  11. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М,

  12. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

  13. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты.

  14. Ипполитова НА. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие. М.: Флинта-Наука, 1998.

  15. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка.-М., 1984.

  16. Колшанский Г.В. Контекстная семантика. М., 1980.

  17. Купалова А.Ю. Текст и занятия родным языком. М., 1996.

  18. Леонтьев АА. Язык, речь, речевая деятельность. М.1998.

  19. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 1997.


*Задания, включенных в спецификацию ЕГЭ, которые отрабатываются на данном уроке.

Свежие документы:  Методическая разработка на тему: Местоимение как часть речи в школьном изучении. (для работы на уроках русского языка в 6, 7, 10-11 классах)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: