Рабочая прорамма элективного курса «Поговорим о синтаксисе» 8 класс



М


БОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области












Рабочая программа

элективного курса «Поговорим о синтаксисе»


8 класс







подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна












с. Погромец

2011

Пояснительная записка


Программа элективного курса «Поговорим о синтаксисе» — новая модель современного школьного курса для учащихся 8 класса. Рассчитана на 35 часов (1 раз в неделю).

Программа включает в себя:

  • теоретический материал;

  • вопросы и задания повышенного характера;

  • вопросы и задания занимательного характера.

Цель: способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе речевой культуры школьников.


Вся практическая часть кружка представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

— выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксические и стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов;

— усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

— определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;

— выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;

— акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них выражения данного содержания.

Задачи:

  • обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

  • развитие интонационно выразительной речи;

  • активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;

  • проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

  • самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;

  • развитие логического и абстрактного мышления.

Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных стилистических категорий в речи.

Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов. Предложенный материал может служить и образцом, по которому учитель свой, то есть выберет из лингвистической литературы нужные теоретические сведения, а из художественной – иллюстративный материал.


Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта:

Для учителя:

  1. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / сост. В.А. Мызина. – М.: Просвещение, 1976.

  2. Дейкина, А.Д., Пахнова, Т.М. Русский язык в старших классах: практический курс. – М.: Вербум, 2001.

  3. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.

  4. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. – М., 1978.

Для учащихся:

  1. Постникова, И. И., Зинченко, Т. Н. и др. Это непростое простое предложение. – М.: Просвещение, 1985

  2. Дерягин, В. Я. Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 1978.



Формы организации учебного процесса:

Вся практическая часть кружка может проходить в форме КВН, клуба знатоков, «Брейн-ринга», семинара, практикума.

Методы и приёмы обучения:

  • составление предложений;

  • работа со словарём;

  • создание проектов;

  • составление таблиц;

  • работа с текстом.



Требования к уровню подготовки учащихся


В результате учащиеся должны уметь:


  1. самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический материал;

  2. обогащать свою речь и не переставать учиться языку;

  3. владеть навыками стилистической правки текста;

  4. самостоятельно конструировать ту или иную стилистическую структуру текста;

  5. использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.







Учебно-тематический план


Раздел и тема

Количество часов

О словах и их сочетаниях

4

Основные виды подчинения

5

Простое предложение

15

Сложное предложение

4

Пунктуация

5

Повторение

2

Итого

35












Календарно-тематическое планирование


Дата

п/п

Тема занятия

Опорные средства

О словах и их сочетаниях (4 часа)


1

Введение. Всемогущий синтаксис.

Кн. «Всё о синтаксисе». Н.М.Божко, стр.3-4.


2

Интонация. Логическое ударение.

Стр.5-6


3

Паузы, порядок слов.

Стр.7-8


4

Слова. Сочетания слов.

Стр.9-10

Основные виды подчинения (5 часов)


5

Основные виды подчинения. Согласование.

Стр.10-11


6

Управление.

Стр.12-13


7

Примыкание.

Стр.14-15


8

Составление таблицы «Основные виды подчинения».

Стр.16-17


9

Решение задач на лингвистическую тему.

Стр.18-19

Простое предложение (15 часов)


10

Типы предложений.

Стр.20-21


11

Подлежащее и сказуемое.

Стр.22-23


12

Согласование сказуемого с подлежащим.

Стр.24-25


13

Нераспространенные и распространенные предложения.

Стр.26-27


14

Второстепенные члены предложения.

Стр.28-29


15

Решение задач на лингвистическую тему.

Стр.30-31


16

Односоставные предложения.

Стр.32-33


17

Синонимия односоставных предложений.

Стр.34-35


18

Неполные предложения.

Стр.36-37


19

Однородные члены предложения.

Стр.38-39


20

Наблюдение поэтического текста.

Стр.40-41


21

Обособление второстепенных членов предложения.

Стр.42


22

Работа со словарями.

Стр.43


23

Вводные слова.

Стр.44


24

Обращение.

Стр.45-46

Сложное предложение (4 часа)


25

Виды СП.

Стр.47-48


26

Синонимия предложений разных видов.

Стр.49-50


27

Простое предложение.

Стр.51-52


28

Решение синтаксических задач.

Стр.53

Пунктуация (5 часов)


29

Трудные случаи пунктуации.

Стр.54


30

Устный журнал «Всё о предложениях».

Стр.55


31

Решение синтаксических задач.

Стр.56-57


32

Игра «Всё о предложениях».

Стр.58-59


33

КВН «Всемогущий синтаксис».

Стр.60-61

Повторение (2 часа)


34

Обобщение знаний.

Стр.62


35

Резервное занятие.











































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. О СЛОВАХ И ИХ СОЧЕТАНИЯХ (4 ч)

Введение. Всемогущий синтаксис.

Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов

Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные. Условия этого преобразования. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.

Слова. Сочетание слов. Словосочетания.

Различие слова и словосочетания на слух. Условия превращения словосочетаний в слова. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании (прямой, постоянный). Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетания. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ (5 ч)

Согласование.

Прямой порядок слов при согласовании. Названия-термины. Названия-нетермины. Определительные отношения.

Управление.

Двойное управление. Объектные, субъектные и обстоятельственные отношения. Средства связи при управлении. Определительные отношения при управлении.

Примыкание:

Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления.

Раздел III. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( 15 ч)

Типы простых предложений.

Главные члены предложения.

Какой из главных членов предложения важнее. Предмет речи в предложении. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения.

Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения).

Обособленные второстепенные члены предложения.

Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделению второстепенных членов. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению. Экспрессивная роль в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.

Уточняющие члены предложения.

Назначение уточняющих членов предложения. Особенности уточняющих членов предложения.

Раздел IV. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( 4 ч )

Сложные предложения.

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.


Раздел V. ПУНКТУАЦИЯ (5 ч)

Немного о пунктуации. Трудные вопросы пунктуации.

Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.

Формы и средства контроля

  • устный опрос;

  • словарная работа;

  • сочинение-миниатюра;

  • письменный ответ на вопрос;

  • составление памятки.


Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / сост. В.А. Мызина. – М.: Просвещение, 1976.

  2. Дейкина, А.Д., Пахнова, Т.М. Русский язык в старших классах: практический курс. – М.: Вербум, 2001.

  3. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.

  4. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. – М., 1978.

  5. Постникова, И. И., Зинченко, Т. Н. и др. Это непростое простое предложение. – М.: Просвещение, 1985

  6. Дерягин, В. Я. Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 1978.



Оборудование:

Таблицы для 8 класса:

1) Трудные случаи пунктуации при однородных членах.

2) Тире между подлежащим и сказуемым.

3) Типы сказуемых.

4) Замена прямой речи косвенной.

5) Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

6) Пунктуация при уточняющих обособленных членах.

7) Синтаксический разбор простого предложения.

8) Способы связи слов.

9) Обособление обстоятельств.

10) Пунктуация при однородных членах с обобщенными словами.

11) Односоставные и двусоставные предложения.

12) Синтаксический разбор словосочетаний.

13) Различия между словосочетанием и предложением.

14) Свободные и несвободные словосочетания в предложении.

15) Обособление определений и приложений.

16) Параллельные синтаксические обороты.

17) Пунктуация при однородных членах с союзами и, да, (и ),или, либо




Свежие документы:  Самопрезентация классного руководителя на районный конкурс "Классный руководитель года"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: