Система упражнений по формированию лингвистической компетенции у учащихся на уроках русского языка, 5-11 класс



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Приморская средняя общеобразовательная школа»

Агаповского района Челябинской области









Система упражнений по формированию лингвистической компетенции у учащихся на уроках русского языка в 5-11 классах





подготовила

учитель русского языка и литературы

Алексеева Елена Александровна














г. Магнитогорск

2012

Содержание

Введение

Круг лингвистической компетенции

Система упражнений по формированию лингвистической компетенции у учащихся на уроках русского языка

Заключение

Список использованных источников и литературы

3

5

11


21

23



Введение

На уроках русского языка учитель формирует не только знания в области синтаксиса, орфографии, стилей текста, орфоэпии, но и те навыки, которые необходимы школьнику при общении, передаче информации, используемые в повседневной жизни.

Учителю важно сформировать и навыки лингвистической компетенции. Эти знания необходимы ученикам, чтобы правильно выполнять упражнения, иметь полноценное представление о русском языке.

Развитие лингвистической компетенции вызывает споры среди учёных, особенно это касается понятия компетенции, способов её развития. Поэтому актуальность этой работы заключается в том, что понятие лингвистической компетенции в методике преподавания русского языка в последние годы получило новый виток развития.

Цель работы – разработать систему упражнений по формированию лингвистической компетенции у учащихся на уроках русского языка.

Основа разработки содержания лингвистической компетенции была заложена в XIX веке в работах А.Д. Алфёрова, Ф.И.Буслаева, В.И. Водовозова, В.А. Добромыслова, В.А. Малаховского, Н.С. Позднякова, И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского, Ф.Ф. Фортунатова, В.И.Чернышева, А.А. Шахматова и других. На протяжении двух столетий происходило его уточнение, определение компонентного состава, методов и приемов формирования, направлений.

На разных этапах введения курса «русский язык» проблема формирования лингвистической компетенции была важным этапом. Однако решения данной проблемы были разными и зависели от того, какое место отводилось этому предмету в системе обучения и какие задачи решались. На всех этапах осмысления места, целей, задач и содержания обучения русскому родному языку признавалось, что он является средством как специального (языкового), так и. общего (интеллектуального) развития школьника, что отражено в работах Д.Н.Ушакова, С.О. Карцевского, Н.С. Позднякова, И.Р. Палея, А.В. Текучева, Н.М. Шанского, С.И. Львовой, Л.А. Тростенцовой и других, а также средством духовно-нравственного, эстетического (К.Д. Ушинский, Ф.И. Буслаев, В.И. Водовозов, В.А. Добромыслов, М.Т. Баранов, Е.А. Быстрова, А.И. Власенков, А.Д. Дейкина, М.Р. Львов, С.И. Львова, М.М. Разумовская, В.И. Капинос и другие), патриотического воспитания (М.Т. Баранов, В.А. Белькова, Ю.И. Равенский, Т.И. Чижова и другие).

В современной методике преподавания русского языка формированию лингвистической компетенции посвящены работы Е.Д. Божович, И.Л. Бим, Е.А. Быстровой, Г.В. Клименко, В.Г. Костомарова, Л.В. Черепановой и других.



Круг лингвистической компетенции

Понятие компетенции (языковой) было введено в научный обиход в 1960-х годах американским лингвистом Н. М. Хомским, предпринявшим одну из первых попыток определения понятия «владение языком». Он рассматривал её как полное знание о родном языке, которое позволяет «идеальному говорящему-слушающему» судить о правильности и осмысленности высказываний. Это знание описывается грамматикой, включающей в себя набор правил, регулирующих порождение всех возможных в данном языке структур предложений путём преобразования исходной конструкции, а также описание грамматических отношений в самих предложениях и между ними. Ребёнок не может быть обучен этим, условно говоря, правилам [6, с. 69].

В современном лингвистическом словаре лингвистическая компетенция – это совокупность речевых умений (четыре вида речевой деятельности) и языковых знаний и навыков их использования (фонетические, лексические и грамматические навыки) [8, с. 89].

В.Д. Янченко лингвистическую компетенцию определяет как знания учащихся о самой науке русский язык, о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка [9, с. 14].

Лингвистическая компетенция трактуется в методике преподавания русского языка неоднозначно. Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако в преподавании русского языка как родного более перспективно их разграничение.

Лингвистическая компетенция представляет собой результат осмысления речевого опыта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий.

Введение в научный обиход и практику преподавания понятия лингвистической компетенции даёт возможность определить и конкретизировать основные задачи формирование лингвистической компетенции, которая включает в себя овладение знаниями о языке как общественном явлении и развивающейся системе, об устройстве и функционировании русского языка, необходимыми сведениями о русистике; овладение умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование навыков оценки своей деятельности, полученных результатов, самоанализа, рефлексии.

По мнению Н.М. Шанского, лингвистическая компетенция предполагает формирование представлений о том, как русский язык устроен, что и как в нём изменяется, какие ортологические аспекты являются наиболее острыми, а также усвоение тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, на которых воспитывается постоянный устойчивый интерес к предмету, чувства уважения и любви к русскому языку. Лингвистическая компетенция включает в себя и элементы истории науки о русском языке, о ее выдающихся представителях [7, с. 7].

Е.А. Быстрова считает: «Лингвистическая компетенция предполагает и формирование учебно-языковых умений и навыков. К ним относят прежде всего опознавательные умения: опознавать звуки, буквы, части слова, морфемы, части речи и так далее, отличать одно явление от другого. Вторая группа умений – классификационные: умения делить языковые явления на группы» [3, с. 35].

М.Т. Баранов указывает, что лингвистическая компетенция включает аналитические умения: производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический разбор [1, с. 38].

Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности.

Е.А. Быстрова замечает, что разграничение языковой и лингвистической компетенций носит в известной степени условный характер. Выделение в качестве самостоятельной компетенции лингвистической важно для осознания познавательной (когнитивной) функции предмета родной язык. В этом существенное отличие его от преподавания неродных языков.

Е.А. Быстрова считает, что современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Входит в обиход и уже получает права гражданства понятие «компетенция». Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся [3, с. 39].

Е.Д. Божович выделяет теоретические предпосылки определения структуры и содержания лингвистической компетенции является понимание ученика:

  1. как субъекта учения, обладающего способностями и готовностями к самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

  2. как языковой личности, обладающей способностями и готовностями на вербально-семантическом, когнитивном и прагматическом уровнях [2, с. 14].

Л.В. Черепанова указывает иные условия формирование, развитие и совершенствование лингвистической компетенции школьников на уроках русского языка в средней школе будет успешным и направленным на реализацию целей обучения на современном этапе модернизации школьного образования, если: 1) будет осуществлен синтез лингвистического, когнитивного, ценностно-мотивационного развития школьника и в структуру лингвистической компетенции будут включены, наряду с предметной составляющей (предметными знаниями, учебно-языковыми умениями, навыками и способами деятельности), общепредметный (общепредметные знания, умения, навыки и способы деятельности), регуляторной (рефлексия, самоанализ, самооценка и самокоррекция деятельности, составляющие компоненты самоуправления школьником собственной учебно-познавательной деятельностью) и личностно-смысловой (системы важнейших мотивов и ценностных ориентации) компоненты; 2) будет осуществлено целенаправленное и поэтапное овладение лингвистическими и общепредметными знаниями, умениями и способами познавательной деятельности, формирование мотивов учебно-познавательной деятельности и ценностной ориентации [6, с. 65].

Е.А. Быстрова считает, что введение в практику школы понятия лингвистической компетенции даст более чёткие ориентиры для разработки измерителей уровня подготовки школьников по русскому языку, в конечном счёте значительно изменит всю систему контроля, учёта и оценки этого уровня [3, с. 36].

По мнению О.В. Смирновой, лингвистическая компетенция, то есть осведомлённость школьников в системе языка, реализуется в процессе осуществления следующих направлений:

  1. формирование у учащихся языковой интуиции;

  2. приобретение и систематизация знаний о русском языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности [5, с. 36].

Л.В. Черепанова считает, что лингвистическая компетенция должна включать в себя:

1) лингвистические знания и умения:

  • понятие о русском языке как общественном явлении и развивающейся системе, а также необходимые сведения о русистике;

  • систему лингвистических понятий и формируемых на их основе знаний о системе языка; систему учебно-языковых умений, навыков и способов познавательной деятельности, связанных с опознанием языкового материала, его анализом и группировкой (классификацией);

2) метазнания (знания о знаниях, приёмах и средствах восприятия и смысловой переработки информации) и метаумения, важнейшие из которых:

  • осознавать, в чём сходство и различие научных взглядов, точек зрения лингвистов по какому-либо вопросу (проблеме);

  • задавать рефлексивный вопрос;

  • изменять содержание и структуру деятельности в целях решения поставленных задач;

  • осознавать структуру учебной задачи, смысл алгоритма действий;

  • осознавать правильность / неправильность, полноту / неполноту выполнения задания на основе сопоставления с образцом (алгоритмом, инструкцией);

  • осознавать, в чём состоит ложность / истинность утверждений;

  • осознавать, в чем состоит причина затруднения при выполнении учебных действий, решении учебной задачи.

  • определять для себя цели изучения понятия, языкового факта;

  • осознавать признаки (включённые / не включённые в определение понятия) с точки зрения необходимости / достаточности для проведения операций с ними;

  • осознавать, насколько соответствует созданное определение понятия требованиям;

  • осознавать основания действий по опознанию, анализу, группировке языковых фактов и понятий;

  • осознавать смысл операций по ограничению, обобщению, делению, классификации языковых фактов и понятий;

  • осознавать смысл и сущность последовательности операций при сравнении понятий, подведении языковой единицы под понятие и выведении следствия из понятия.

3)рефлексивные знания (знания о приёмах рефлексии, корректировки собственной учебно-познавательной деятельности) и умения [6, с. 64-65].

Таким образом, в данной работе придерживаюсь мнения Л.В. Черепановой, так как она систематизировала и обобщила различные определения лингвистической компетенции, а также подробно описала составляющие лингвистической компетенции.




Система упражнений по формированию лингвистической компетенции у учащихся на уроках русского языка

На мой взгляд, целесообразно начинать формирование лингвистической компетенции с определения основных понятий. Для этого учитель может использовать несколько упражнений:

1) на доске записаны слова: лингвистика, языкознание, русистика. Школьники должны самостоятельно дать определение каждому слову, исходя из своих знаний. После чего учитель вместе с учащимися составляет истинные определения, исходя из предложенных вариантов и совместного обсуждения.

Данное задание формирует самостоятельное умение давать определение словам, используя знания, полученные ранее на уроках русского языка.

Можно использовать другой вариант этого задания.

На доске записаны слова и определения:

лингвистика

языкознание

русистика

термин, применяемый для обозначения широкого круга наук о русском языке [8, c. 89];

наука, изучающая языки (существующие, существовавшие и возможные в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще [8, c. 57];

наука о языке, о его строении, функционировании и развитии: «проявление упорядочивающей, систематизирующей деятельности человеческого ума в применении к явлениям языка и составляет языковедение» [8, c 498].

Задача учеников соотнести слова и определения, объясняя свой выбор. После чего ученики сравнивают свой выбор и определение в толковом словаре.

Это упражнение направлено на логическое мышление и развитие умений пользоваться научной литературой, то есть это развитие тех навыков и умений, на которых основывается формирование лингвистической компетенции.

Знать определение лингвистики, языкознания и русистики необходимо школьникам, чтобы иметь полное представление о русском языке, научиться разграничивать схожие понятия и видеть в них общее и различное.

Следующее задание направлено на ознакомление учеников с разделами русского языка, для чего учитель может использовать несколько заданий:

  1. на доске записаны слова: словосочетание, предложение, звук, корень.

Школьники группируют слова по объединяющим их признакам и определяют разделы, к которым они относятся.

Такое задание способствует развитию у учеников логического мышления, умению видеть общее и различное в значениях, что является важным при формировании лингвистической компетенции;

  1. на доске записаны разделы русского языка: синтаксис, морфемика, фонетика, морфология.

Ученики должны назвать, что включает в себя каждый раздел, чем он характеризуется, актуализируя свои знания. После чего вместе с учителем проверяют данное упражнение.

Это задание помогает творческому мышлению учеников, они пробуют себя в новом качестве, что важно для учащихся, так как пробовать себя в разных ролях необходимо, для того чтобы уметь применять полученные знания и навыки в разных ситуациях.

В целом, указанное задание направлено на логическое мышление учеников, на соотношение эмпирических знаний, полученных ранее на уроках русского языка, так же это задание помогает развить умение группировать материал по определённым признакам.

В формировании лингвистической компетенции важно научить школьников видеть компоненты каждого раздела русского языка, поэтому учитель должен предлагать такие упражнения и задания, которые научат учащихся видеть изучаемое явление и соотносить его с одним из разделов языкознания.

Так, для подробного изучения раздела «Фонетика» можно применять следующие упражнения:

  1. на доске записаны звуки:

[д],[л],[с],[р],[в],[ф],[х]
[ч],[щ],[й],[ц],[ж],[ш]
[д],[с],[в],[з],[к]
[й],[ц],[ч],[щ]
[н],[м],[й],[л],[р]
[ц],[х],[ч],[щ]

Задача учеников определить, по каким признакам объединены эти звуки, аргументируя свой ответ. Для этого ученикам нужно воспользоваться знаниями, которые были получены на уроках русского языка, посвящённых фонетике.

  1. на доске записаны пары слов:

вертеть – ввертеть; длина – длинна; гриб – грипп; сыпать – ссыпать;

сума – сумма; бал – балл.

Школьники должны проанализировать эти пары и указать, чем они отличаются, объясняя свою точку зрения, используя в качестве доказательств толковые словари.

Это задание направлено не только на изучение раздела «Фонетика», но и на формирование умения использовать научную литературу в качестве доказательств, а, следовательно, ориентироваться в ней.

  1. на доске записаны пары слов:

лиса – леса; род – рот; мат – мать: ров – рёв; код – кот; жар – жарь; рад – ряд; столб – столп; банка – банька; мел – мёл; изморозь – изморось; уголки – угольки; лук – люк; маг – мак; галка – галька.

Школьники должны определить, можно ли считать, что данные примеры иллюстрируют смыслоразличительную функцию звуков. При этом ответ должен быть аргументированным.

Данное упражнение помогает ученикам развивать мышление, ориентирует их на умение аргументировать своё мнения, применяя свои знания, приводя доказательства.

Таким образом, система упражнений, направленная на формирование лингвистической компетенции у школьников по разделу языкознания «Фонетика», развивает у учеников умение работать с научной литературой, доказывать своё мнение, использовать логическое мышление и воображение для выполнения заданий.

При формировании лингвистической компетенции у учащихся важно изучить раздел языкознания «Морфология», так как ученики, общаясь друг с другом или отвечая на вопросы, передавая информацию, используют разные части речи, при этом каждая часть речи имеет свои особенности и способы употребления. Для изучения раздела «Морфология» учитель может использовать следующие упражнения.

  1. Учитель задаёт ученикам вопросы.

  • По каким признакам определяется принадлежность слова к части речи?

  • Объясните, почему так объединены части речи:



Существительное,

прилагательное,

числительное

Глагол,

деепричастие,

причастие.

Такое упражнение направлено на воспроизведение знаний, полученных ранее, развивает умение группировать материал, выявлять схожее и различное.

  1. На доске записаны слова.

Красный, краснота, краснеть, по красному, красно;

зеленый, зелень, зеленеть, зелено, зеленка;

доброта, добрый, добреть, по-доброму, добрейший.

Ученики должны определить, что общего между словами каждого ряда, объясняя ход своих мыслей.

Также школьники определяют части речи, для того чтобы показать, что слова могут быть разными частями речи, но иметь общий признак.

Данное задание направлено на умение учеников видеть общее в группе слов, обобщать полученные знания, что является необходимым для формирования лингвистической компетенции учащихся.

  1. Учитель раздаёт ученикам текст.

Озеро Инышко на Южном Урале расположено в окружении восьми маленьких озер. И, странное дело, уровень воды в Инышке выше, чем в остальных. Хоть бы лежало оно на горе, а то плещется рядом со своими соседями, и вода в нем выше, чем в других озерах. Старожилы здешних мест рассказывают о загадочном озере Инышко удивительные предания. Вот одно из них…

Пришла на Урал весть: появился человек по имени Емельян по прозванию Пугачев, который встал на защиту бедного подневольного люда. Заволновались крестьяне, работные люди с заводов. Люди, изголодавшиеся по счастью, по воле, стали уходить к Пугачеву [10].

Ученики должны определить все части речи, аргументируя свой ответ. После школьники должны придумать своё продолжение легенды, указав все части речи.

Такое упражнение направлено на развитие логического мышления, так как ученики отрабатывают логические операции при определении частей речи. Задание развивает воображение, творческое мышление.

Таким образом, упражнения, направленные на изучение раздела языкознания «Морфология», развивают логику у школьников, их воображение, навыки группировки и обобщения материала – всё это важно при формировании лингвистической компетенции у учащихся.

Упражнения могут быть разработаны и для иных разделов языкознания: словообразование, морфемика, фразеология. Эти упражнения также будут формировать лингвистическую компетенцию, потому что при выполнении заданий ученик будет применять умение группировать материал, устанавливать истинность и ложность, видеть различие и сходство в материале.

Для формирования лингвистической компетенции у учащихся на уроках русского языка следует использовать упражнения, которые помогут ученикам научиться выделять главное и второстепенное, особенно эти умения необходимы будут ученикам при работе над сжатым изложением или конспектом, а также при задании пересказать что-либо. Для развития данного умения учитель может использовать задание, связанное с сокращением текста. Упражнения могут быть следующими.

Учитель на доске записывает два текста.

А. В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрали совет. Мужики, бабы и дети большой мужицкой семьи теснились в чёрной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав её, дал за чаем кусок сахару, осталась на печи в большой избе [11].

Б. В избе мужика Андрея Савостьянова собрали совет. Народ теснился в чёрной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, осталась на печи в большой избе.

Вопросы ученикам.

— Какие темы в первом и во втором текстах?

— Чем отличаются варианты друг от друга?

— С помощью чего удалось сжать текст?

— Изменился ли смысл текста?

— Как изменилось ваше впечатление, после прочтения первого варианта и второго? Какой вариант вам ближе?

Такое упражнение способствует самостоятельному поиску приёмов сжатия текста, несмотря на то что учитель сам произвёл заранее сокращение. Школьники наглядно видят, что ни тема, ни смысл текста не меняется при его трансформации, а утрачивается выразительность. Последний вопрос помогает учителю выявить учащихся, которым сложно трансформировать текст в более краткий, чем авторский вариант, которые не могут определить, что главное в тексте и на что автор хотел обратить внимание в первую очередь, а что является второстепенным.

В формировании лингвистической компетенции важно научить школьника воображению и творческому мышлению. Для формирования этих качеств можно использовать несколько упражнений.

  1. Учитель раздаёт текст.

Когда в губернском городе приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в городе очень хорошо, есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. И указывали на семью Туркиных как на самую образованную и талантливую.

Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин, Иван Петрович, полный красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов и при это кашлял очень смешно [12].

Ученики должны заменить все слова, которые возможно, синонимами. Такое упражнение, с одной стороны, развивает у школьников воображение, творческое мышление, с другой стороны – ученики используют знания, которые получили на уроках, посвящённых изучению синонимов.

  1. На доске записаны словосочетания:

твёрдый хлеб, лучистое солнце, прозрачное небо, деревянный стол, мягкая мебель.

Ученики должны составить небольшой рассказ, с использованием всех словосочетаний.

Это упражнение развивает у учеников умение работать с заданными элементами, что способствует воображению, творческому мышлению, а также показывает учителю, какие ученики могут выполнять это задание, а какие затрудняются. Эти важно для формирования лингвистической компетенции, так как задача учителя: научить всех школьников основным навыкам и умениям.

  1. На доске записано предложение.

Малыш метнулся мимо молчавшего Макарова.

Ученики должны увидеть особенность этого предложения, затем они пишут сами предложение такого рода.

Данное упражнение помогает ученикам в развитии воображения, так как оно является сложным для выполнения, не все ученики с ним могут справиться, потому что, несмотря на то что русский язык богат, подобрать слова, которые начинаются с одной буквы, и сложить их в одно предложение зачастую бывает трудно. Здесь проявляются и умения обобщать, и группировать материал, а также работать по образцу. Это задание, так же как и второе, указывает учителю, какие ученики справляются с поставленной задачей, а каким нужна помощь.

Упражнения на развитие творческого мышления и воображения важны при формировании лингвистической компетенции, так как основой лингвистической компетенции является развитие школьника как языковой личности, которая может применять свои знания в повседневной жизни.

Для формирования лингвистической компетенции у учащихся важно изучить синтаксис, так как чаще всего человек использует в речи предложения. Поэтому ученик должен знать, как употреблять предложения, чем они характеризуются, для чего можно применять следующие задания.

  1. На доске записаны предложения.

1.Где-то служит, дичится знатных и не тужит ни о почиющей родне, ни о забытой старине. 2.Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке.3. Лес зазвенел, застонал, затрещал. 4.Мал золотник, да дорог. 5.Звери держатся как по береговым зарослям, так и по самой долине [4, с. 89].

Ученики должны выписать словосочетания по типу управление, аргументировав свой выбор.

Такое задание помает ученикам развить навык группировки материала, видеть сходные и различные элементы в материале, развивает логическое мышление.

  1. Учитель раздаёт текст.

Подул тёплый весенний ветер, так что стало сыро в лесу. Капли, которые падают с деревьев, уходят в снег, пробиваются почти до земли. А снег рыхлый, грязный. На звериных тропках, словно причудливо переплелись лисьи, заячьи следы с охотничьими следами. Медвежьими глухими тропинками, по которым уходим в глубь леса. Чем дальше, тем глуше становится лес. Редко-редко слышны, где-то какие-то птичьи голоса. С мальчишечьим задором следопытов двигаемся по медвежьим следам [4, с. 25].

Ученики должны определить, если среди предложений сложные, доказав своё мнение, построив логическую цепочку. Школьники должны также заменить глаголы-сказуемые в форме 1 лица глаголами-сказуемыми в форме 2 лица. Ученики отвечают на вопрос.

  • В каком случае (до или после замены) характер повествования является более обобщенным? Аргументируйте свой ответ.

Такое задание необходимо при формировании лингвистической компетенции, так как направлено на развитие различных навыков и умений, которые развивают школьника всесторонне.

Упражнения на синтаксис важны, так как ученики учатся использовать правильно предложения в речи, избегая речевых и грамматических ошибок. Учитель, применяя такие задания, узнаёт, насколько ученики компетентны, с какими упражнениями они могут справиться, на что следует обратить внимание, чтобы успешно развить лингвистическую компетенцию у учащихся на уроках русского языка.

Таким образом, формирование лингвистической компетенции зависит от учителя и тех упражнений, которые он использует на уроках русского языка. Большинство упражнений, применяемых на уроках, имеют второстепенную функцию, которая направлена на формирование лингвистической компетенции.



Заключение

Формирование лингвистической компетенции у учащихся на уроках русского языка необходимо, так как ученики должны знать не только основные правила пунктуации и орфографии, но и получить знания о самом предмете, учёных, которые внесли свой труд в развитие русского языка, потому что эти знания важны для общего развития школьника.

Несмотря на то что в понятии и составляющих лингвистической компетенции, существуют нераскрытые вопросы, нет единого мнения среди учёных, каковы цели и задачи формирования лингвистической компетенции, обобщив и систематизировав различные мнения, можно прийти к выводу, что формирование лингвистической компетенции включает в себя знания о науке в целом, её составных, например, о разделах языкознания, принципах. Главное, что формирование лингвистической компетенции развивает у учеников творческое и логическое мышление, воображение, память, то есть школьник становится языковой личностью.

Формирование лингвистической компетенции развивает умения и навыки учеников, которые они применяют не только на уроках русского языка, но и на других предметах. Так, умение пользоваться научной литературой необходимо при подготовке к различным урокам, написанию рефератов и докладов. Умение выделять главное и второстепенное необходимо при составлении конспектов и ответах на вопросы, то есть лингвистическая компетенция охватывает всю школьную программу.

Формирование лингвистической компетенции осуществляется на основе системы упражнений, которые применяет учитель, они не всегда должны быть направлены именно на формирование лингвистической компетенции. Они могут быть и чаще всего таковыми бывают синтезированными, то есть при изучении какого-либо материала, учитель неизбежно формирует лингвистическую компетенцию, обращаясь к ученикам с вопросами, требуя аргументировать ответов. Так, например, учитель при распределительном диктанте развивает лингвистическую компетенцию, потому что ученик применяет умение группировать материал.

Таким образом, формирование лингвистической компетенции – неотъемлемый элемент в системе преподавания русского языка, цели и задачи которого развить ученика, как языковую личность.



Список использованных источников и литературы

  1. Баранова Т.М. Выбор упражнений для формирования умений и навыков // Русский язык в школе. – 1993. – №3. – С.36 – 38.

  2. Божович Е.Д. Языковая компетенция как критерий готовности к школьному обучению // Русский язык. – 2002. – №3. – С. 11 – 15.

  3. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках // Русская словесность. – 2003. – №1. – С. 35 – 40.

  4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык: пунктуация и орфография. – М.: Айрис, 2003. – 384 с.

  5. Смирнова О.В. Использование логических опорных схем как средство развития языковой компетенции учащихся // Русская словесность. – 1998. – №5. – С. 35 – 39.

  6. Черепанова Л.В. Методы и приёмы развития у школьников рефлексии (на материале лингвистической компетенции) // Русская словесность. – 2004. – №8. – С. 62 – 71.

  7. Шанский Н.М. Школьный курс русского языка: актуальность проблемы и возможные решения // Русский язык в школе. – 1993. – №2. – С. 7 – 10.

  8. Энциклопедический лингвистический словарь русского языка / К.Л. Мухина. – М.: Мир книги, 2009. – 543 с.

  9. Янченко В.Д. Пути формирования лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка в средней школе // Русский язык. – 2001. – №8. – С. 13 – 15.

Интернет-ресурсы

  1. Тайна озера Инышко // https://www.toposural.ru/inishkol.html

  2. Толстой Л.Н. Война и мир. Том третий // https://ilibrary.ru/text/11/p.229/index.html

  3. Чехов А.П. Ионыч // https://fictionbook.in/anton-chehov-ionich.html





Свежие документы:  Сценарий игры по биологии в 5 классах «Винегрет – шоу»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: