Сценарий лингвистического вечера для обучающихся 5-6 классов Путешествие по стране этикета






Сценарий

лингвистического вечера

для обучающихся 5-6 классов



Путешествие по стране этикета






Салихова Зоя Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей»
города Исилькуля Омской области











ЭКСПОЗИЦИЯ

  1. «Давайте поздороваемся»


1 ведущий: Здравствуйте!

2 ведущий: Здравствуйте! .


1 ведущий: Среди невезенья иного,

Среди невеселого дня

Скажите мне доброе слово,

И слово утешит меня.


Чтобы научиться подбирать подходящие слова для утешения,

тон, научиться правильно говорить и общаться, мы сегодня отправляемся в путешествие по стране этикета.

2 ведущий: «С чего начинается общение? (С какого волшебного

слова?) Правильно, со слова «здравствуйте!».

Давайте поздороваемся друг с другом вместе:

«Здравствуйте!» (хором)

Поздороваться можно по- разному.

Ребята из 6(2) класса покажут, как здороваются разные народы.

Сценка «Давайте поздороваемся!»

— У каждого народа свое приветствие:

-РУССКИЕ, АНГЛИЧАНЕ И АМЕРИКАНЦЫ в качестве приветствия пожимают друг другу руки;

— КИТАЕЦ (в прежние времена) пожимал руку самому себе

-МАЛАЙЦЫ трутся носами;

— МОЛОДОЙ АМЕРИКАНЕЦ хлопает приятеля по спине;

— ФРАНЦУЗЫ целуют друг друга в щеку;

-ЛАТИНОАМЕРИКАНЦЫ обнимаются;

-ЯПОНЦЫ в молитвенном жесте складывают ладони и кланяются;

-НЕМЦЫ сгибают правую руку в локте и приветствуют ладонью.

-Но самое лучшее и всем понятное приветствие — кивок головой, улыбка, доброжелательная интонация: «Здравствуйте!»

2 ведущий. Спасибо артистам, а к вам, ребята, у меня вопрос: «ЧЕГО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ В ПРИВЕТСТВИИ?» (Того, что делает приветствие невежливым)

— Правильно, хмурого лица, недоброжелательной интонации, нечеткого, неряшливого произношения приветствия не должно быть!

1 ведущий. Сегодня на наш лингвистический вечер приглашены две команды.

Нам бы хотелось увидеть, насколько хорошо ребята знают правила этикета и нормы литературного языка.

Итак, риторика, культура речи, этикет…

Начнем путешествие по стране ЭТИКЕТА.

А рассудить, насколько нам удастся это путешествие, поможет СПРАВЕДЛИВОЕ ЖЮРИ.

(Представление членов жюри).

Звон колокольчика.

  1. «ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ!…»

1 ВЕДУЩИЙ. Собственно говоря, мы уже начали наше путешествие по стране ЭТИКЕТА и даже не заметили, как проехали первую станцию. Она называется «Давайте поздороваемся.» А вот и вторая станция с названием длинным, но приятным-: «Давайте говорить друг другу комплименты!»

*Вопрос командам: «Что такое комплимент?»

*Вопрос второй: «Как правильно пишется слово «комплимент?»

Перед вами на карточках варианты написания этого слова. Выберите, какой из них правильный и представьте (покажите) жюри.

На карточках: кОмплИмент

кАмплИмент

(6 карт) кОмплЕмент


*Задание третье: Ребята, вам приятно слушать, когда вас хвалят

А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова?

Вам предстоит сказать приятные, но в то же время правдивые слова сказочным героям и персонажам литературных произведений.

5 класс – РУСЛАНУ (из поэмы А.С.Пушкина); БАБЕ ЯГЕ;

6 класс – ЗОЛУШКЕ; СОЛОХЕ (из повести Гоголя)

2 ведущий. Пока ребята советуются, уважаемые «болельщики»,

покажем, что мы не лыком шиты.

Какие вы знаете пословицы о вежливости? Кто больше?

NB! Если останется время, можно с «болельщиками» провести викторину, при этом зрители сами «тянут» билетики с вопросами из разноцветного конверта.

(жюри оценивает ответы болельщиков.)

1 ведущий. Послушаем ответы команд. (Им нужно сказать комплименты Бабе-яге, Руслану, Золушке, Солохе.)

(жюри оценивает ответы, комментирует)

1 ведущий. Да, не так-то просто быть вежливым, воспитанным

человеком. Конечно, этому надо учиться.

Итак, Григорий Остер.

«Вредные советы.»

*СЦЕНКА «ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ».

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов: «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

***

Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса,

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

***

Если ты в своем кармане

Ни копейки не нашел,

Загляни в карман к соседу,-

Очевидно деньги там.

***

Если твой сосед по парте

Стал источником заразы,

Обними его – и в школу

Две недели не придешь.

***

Если друг на день рождения пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома – пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай.

Ты во время разговоров вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками –

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье –

Трудно будет вынимать.

Звон колокольчика.


  1. «ПОДРУЖИМСЯ С ОРФОГРАФИЕЙ».

1 ведущий. Звон колокольчика предупреждает нас, что мы

подъехали к третьей станции. Она называется

«Подружимся с орфографией».

На доске написаны слова вежливости, но написаны не слишком грамотно.

  • Задание командам:» Исправьте «ошибки», «превратите» эти

слова действительно в слова вежливости.»

НА ДОСКЕ:

5 класс 6 класс

1. Досвидание ребята! 1. Дай пожалуйсто ручку.

2. Извените меня. 2. Здраствуйте ребята!

3. Спасиба за помощь. 3. Блогодарю за приятный вечер

(жюри оценивает ответы)

2 ведущий. Уважаемые болельщики, как вы думаете, почему

авторы предложений, записанных на доске, ошиблись? Чего

они не знали?

  • Самое главное -они не знали этимологии таких слов, как «спасибо» и «пожалуйста». А вы знаете эти слова?

СПАСИБО спаси (тебя) бо(г)

ПОЖАЛУЙСТА – пожалуй + ста (стать)

спасибоста, здоровоста.

(Ведущий демонстрирует карточку во время ответов)

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ У ДОСКИ.

Звон колокольчика.

  1. «УТЕШЕНИЕ»-Следующая станция.

1 ведущий. Вот и четвертая станция на нашем пути. Название у

неё доброе, ласковое: «Утешение».

Добрые слова помогают нам уговорить, рассмешить, ободрить, утешить человека. Недаром говорят в народе: «Кроткое слово гнев побеждает». А ещё говорят: «Доброе слово и кошке приятно». И не только кошке…


*ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Д. ЛАРИОНОВА «ЯЩЕРЕНОК»

Сидит ящеренок на бревне

И горько горько плачет.

— Скажи, пожалуйста, ты мне,

А что всё это значит?

Печально отвечает он:

«На брёвнышке я грелся,

А тут со мною рядом вдруг

Мальчишка злой уселся.

За хвостик он меня схватил,

И хвостик оторвался.

На всю оставшуюся жизнь

Я без хвоста остался»

Я неуклюжим и смешным

Кажусь в глазах друзей.

И с каждым днем худею я

И становлюсь грустней…»

Не плачь, не мучайся, мой друг!

Пройдет лишь 20 дней,

И хвостик снова отрастет,

И станет он длинней.

И будешь снова ты гулять

По бревнышкам в лесу,

Хвостом своим вовсю вилять

И лазать на сосну!

1 ведущий. Попробуйте и вы ребята, утешить литературных героев.

Какие слова утешения им скажете?

5 кл. – утешить князя Владимира (из поэмы А.С.Пушкина

«Руслан и Людмила»).

6 кл. – Вакулу (из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед

Рождеством»).

2 ведущий. А пока наши команды обдумывают это трудное

задание, мы с вами, дорогие «болельщики», давайте вспомним пословицы об утешении (в них могут быть слова «горе», «беда», «утешение» и т.п.)

Например: 1. Горе не беда – с кем не была.

2. Одна беда – не беда.

3. Эта беда – не беда, только б больше

не была.

4. И у нас дома не здорово – таракан с

печки свалился.

(жюри оценивает ответы «болельщиков», выступают с готовыми ответами команды, жюри оценивает их ответы).

2 ведущий. А теперь мы хотим показать, как не надо поступать с

друзьями, когда вы ищете у них утешения в

трудную минуту.

*СЦЕНКА «ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ» (Г.Остер)

Если вы собрались к другу

Рассказать свою беду,

Брать за пуговицу друга

Бесполезно – убежит.

И на память вам оставит

Эту пуговицу друг.

Лучше дать ему подножку,

На пол бросить, сверху сесть

И тогда уже подробно рассказать свою беду.

2 ведущий. * Какие «ошибки в поведении» допустил герой

стихотворения Г.Остера? Где он нарушил этикет?

-Правильно, нельзя навязываться людям со своими переживаниями и даже бедами. Нельзя быть назойливым.

(Жюри оценивает лучшие ответы)

Звон колокольчика.

  1. ВЕЖЛИВАЯ КРИТИКА.

1 ведущий. На пятой остановке разрешается критиковать и

Делать замечания тем, кто это заслуживает.

Вам не раз приходилось высказывать мнение о человеке, его поступках, и это не всегда было положительным.

Давайте попробуем сделать это вежливо и доброжелательно.

Представьте себе, что героев сказки «Лиса и Журавль» пригласил себе в гости Ёжик. Во время обеда они высказали свое мнение о том, как их принимали в гостях друг у друга.

СЦЕНКА «Лиса и Журавль».

ЖУРАВЛЬ. Все хорошо было на званом обеде: и вежливое обращение. Жаль, только попробовать ничего не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде.

ЛИСА: Уж не знаю, зачем меня пригласили на обед. Ни крошечки нельзя съесть и этой посуды. Больше не просите, не приду.

1 ведущий.* Что бы мог сказать на это мудрый Ёжик? (Он вежливый, воспитанный, тактичный). Кто дал наиболее вежливую оценку обеду: Лиса или Журавль? Почему?

(Команды отвечают сразу).

  1. Да, верно, Журавль был добрее и вежливее, Лисонька, он не обидел тебя ни единым словом.

  2. А ты, Лисонька, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила Журавля в гости.

— Надеюсь, ребята, вы поняли, что критика тоже может и

должна быть доброжелательной.

(жюри оценивает ответы ребят).

2 ведущий. Но что делать, если доброжелательная критика не

помогает? Как быть?

Послушаем опять же «Вредные советы» Г.Остера. Но учтите, советы эти очень вредные, и прежде, чем ими пользоваться, хорошо подумайте.

Итак, очень вредные советы…

*СЦЕНКА «ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ».

Если вы врагов хотите

Победить одним ударом,

Вам ракеты и снаряды,

И патроны ни к чему.

Сбросьте им на парашюте

…………………………….

(эту строчку сам заполни).

Через час враги рыдая,

Прибегут сдаваться в плен.


Если ты совет последний

Сам не хочешь вставить строчку,

Выбери себе любую из предложенных тебе.

Сбросьте им на парашюте:

Вашу младшую сестренку,

Папу, бабушку и маму,

Два мешка рублей и трёшек,

Директрису вашей школы,

Педсовет в составе полном,

Стоматологов десяток,

(И Березина бы Костю

Сбросить также не мешало б)

Чай из школьного буфета,

Книжку «Вредные советы»…

Через ЧАС враги, РЫДАЯ,

ПРИБЕГУТ СДАВАТЬСЯ В ПЛЕН!


2 ведущий. Вреднее совета дать нельзя. Поступайте так всегда, если

Хотите со всеми ссориться и ругаться.

Кажется, нам пора уносить ноги с этой станции…

Звон колокольчика.

  1. СТАНЬ РЕДАКТОРОМ.

(Стилистический конкурс).

2 ведущий. Вот и станция шестая…

Наконец мы дотащились…

Долетели, доползли…

Не прошло и двух столетий,

Как добрались мы до цели.

Что грядущий день готовит?

Что нас ожидает тут?

Неужели здесь придется

За уроки нам садиться.

Ударенья всюду ставить,

Орфограммы выделять?

Как смогли сообразили,

Что сейчас придется ручки

В трудовые руки взять,

Всюду ставить ударенья,

И выискивать ошибки,

И малюсенькие буквы

Где попало подставлять?

На сцену выбегают Портфель и Петя.

СЦЕНКА: «Рассказ школьного портфеля». (Ю.Тимянский».

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед

Ему уже 12 лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор» , а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»

«Закрой магазин на обед…»

«Секёт свеклу…» «Пекёт блины…»

И до меня дошел черед:

Портфель он «портфелем» зовет.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут «Петя»…

2 ведущий. * Сколько речевых ошибок вы заметили в речи Пети? (Всего их 8).

  • * Уважаемые командиры, на шестой станции вам предлагается стать редакцией газеты. Принимаете ли вы это предложение? Тогда первое испытание – конкурс на лучшего редактора. Вот карточки с предложениями, в которых допущены речевые ошибки. Устно поправьте их.

    1. Петя сегодня рано пришел со школы.

    2. Пусть дежурный стерёт с доски.

    3. Это ихняя собака.

    4. Она сидела облокотившись локтями о стол.

    5. Поклади книгу на место.

    6. Девочка вежливо спросила: «Скажите, пожалуйста, сколько время?

2 ведущий. Командиры редактируют предложения с ошибками, а

мы поиграем, побалуемся, посмеемся.

Игра называется «КТО ЕСТЬ КТО?» Это словесное ЛОТО.

Есть ли среди зрителей добровольцы? 5 человек от 5-х классов и 5 от 6-х классов.

Тяните карточки. На них написаны имена существительные, обозначающие качества характера. Я буду говорить вам лексическое значение слова, а ваша задача «узнать» своего «героя». Тогда громко кричите: «Я!» — и показывайте всем свою карточку.

НЕЛЮДИМ 1. Человек, избегающий общения с другими людьми.

ГОРДЕЦ 2. Заносчивый, высокомерный человек.

ПОДХАЛИМ 3. Льстец, угождающий тем, от кого надеется

получить личную выгоду.

ЗАВИСТНИК 4. Тот, кто завидует другим.

БРЮЗГА 5. Тот, кто брюзжит, недоволен всегда чем-то.

ЗАБИЯКА 6. Задиристый, драчливый человек.

ПУСТОМЕЛЯ 7. Тот, кто много болтает по-пустому.

ЗАЗНАЙКА 8. Тот, кто зазнается, считает себя лучше других.

НЕВЕЖА 9. Грубый, невоспитанный человек.

ЭГОИСТ 10. Тот, кто заботится только о себе, печется только

о своих интересах.

2 ведущий. * Как вы считаете, какие из этих качеств мешают людям общаться?…Правильно. ВСЕ.

Вы смелые, мужественные люди, вы не побоялись признаться в своих недостатках (т.е. в тех, которые достались по правилам игры).

И, наверно, вы поняли, что один из признаков воспитанного человека – не бояться признания свих недостатков. (Проверка редактирования, оценка жюри).

2 ведущий. Как важно научиться говорить так, чтобы тебя

понимали! Иначе рискуешь оказаться в положении героя

из стихотворения Агнии Барто «Сильное кино».

* СЦЕНКА «СИЛЬНОЕ КИНО» (А.Барто)

Заранее, заранее

Всё было решено:

У школьников собрание.

Потом у них кино.

Домой придет

Мой старший брат.

Он мне расскажет

Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

— Они ползут,

А он им раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Она им – раз!

Они ей раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он явно был с ней

Заодно.

Ух, сильное кино!

…Нет, видно, я еще мала,

Я ничего не поняла.

2 ведущий. * Почему сестренка ничего не поняла? (Вопрос командам).

(Жюри оценивает ответы).

* Зачем же, скажите, нам нужно учиться правильно говорить, учиться общению и правилам этикета?

Верно, и самое главное, чтобы понимать друг друга. Когда люди не понимают друг друга, они ссорятся, враждуют.

Звон колокольчика.

  1. «КОНЕЧНАЯ СТАНЦИЯ»

1 ведущий. Вот и подошло к концу наше путешествие. Эта

станция была последней.

Пусть уважаемое жюри подведет итоги, а мы поиграем.

2 ведущий. Поиграем в словесное лото под названием «У кого какой характер». Команды, выберите по 5 карточек. Переверните их и посмотрите, кому какой характер достался.

ОБИДЧИВЫЙ 1. Легко обижающийся.

ЗЛОПАМЯТНЫЙ 2. Долго помнящий обиду.

ОСТРОУМНЫЙ 3. Умеющий употреблять в речи меткие,

яркие, острые, смешные выражения.

САМОУВЕРЕННЫЙ 4. Слишком уверенный в себе,

Чрезмерно надеющийся на свои силы.

ОБЩИТЕЛЬНЫЙ 5. Легко входящий в контакт с людьми,

не замкнутый.

ДОБРОДУШНЫЙ 6. Мягкий и добрый в отношении к

Людям.

КАПРИЗНЫЙ 7. Требующий удовлетворения своих

Прихотей, капризов.

ВСПЫЛЬЧИВЫЙ 8. Легко приходящий в раздражение, гнев.

СКРОМНЫЙ 9. Не любящий хвастаться своими

Заслугами.

УЧТИВЫЙ 10. Вежливый, воспитанный.

2 ведущий. * Какие из этих качеств мешают общению? Какие

советы вы дадите людям, обладающим этими

качествами характера?

Звон колокольчика.

1 ведущий. Подведем итоги нашего путешествия. Слово жюри.

  1. Выступление жюри.

  2. Награждение победителей.

  3. Похвальное слово всем.

  4. Вежливое прощание.

2 ведущий. А теперь давайте вежливо попрощаемся.

Слово командам…

Слово зрителям…

СПАСИБО ВСЕМ! ДО СВИДАНИЯ.















































Список использованной литературы


1. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1983

2. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). – М., 2009

3. Шкатова Л.А. Задачник по этикету. Челябинск, Южно-уральское книжное издательство, 1996.

4. Шкатова Л.А. Задачник по русскому языку. Челябинск, Южно-уральское книжное издательство, 1996.














Свежие документы:  Конспект урока на тему "What have you done to stay healthy?"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: