Технологическая карта «Словосочетание» 5 класс



Тип урока: усвоение новых знаний

Тема урока: Словосочетание

Разновидность урока: традиционный

Уровень подготовленности класса: средний

Средства обучения: слово учителя, таблица, записи на доске, информационный текст, мультимедийная презентация к уроку

Класс: 5

Цели урока:

Лингвистическая: знать, чем словосочетание отличается от слова; знать строение словосочетания; знать о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании.

Языковая: знать отличие словосочетание от слова; определять главное и зависимое слова в словосочетании; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов  в  словосочетании;  

Коммуникативная: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


Ход урока


Этап

Время

Деятельность учителя

деятельность

учащихся

примечания

1. Орг. момент

1

Цель: активизировать внимание учащихся, настроить на работу

Метод: беседа

Приём: психологический настрой

Средство: слово учителя, записи на доске

Приветствие учителя, запись числа, темы урока, сдача тетрадей с дз

Приветственное слово.

Чтение стихотворения С. Смирнова

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь
.

2. Словарно-орфографическая работа

5

Цель: развитие орфографической зоркости у учащихся. 

Метод: беседа

Приём: слово учителя, этимологический анализ

Средство: слово учителя, записи на доске

Запоминают правописание слов.


3. Изучение нового материала

10

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.

Метод: беседа, проблемное изложение изучаемого материала

Приём: слово учителя, индивидуальная, работа в парах

Средство: слово учителя и ученика, таблица, мультимедийная презентация к уроку

  1. На доске вы видите слова.

— Можно ли из двух случайно взятых слов построить словосочетание?

— Посмотрите внимательно на слова на слайде и построенные вами словосочетания, что более точно, конкретно? Слова или сочетания слов? (Более точны сочетания слов.) Перепишите в тетрадь эти сочетания.

Итак, определим тему и цели урока.

2. Организует работу в парах.

Ребята, вспомните все, что вы знали о словосочетании и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…»

Я знал (а)

Я узнал (а)

Хочу узнать






На слайдах записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:

1. Что такое словосочетание?

2. Как связаны слова в словосочетании?

3. Из каких частей состоит словосочетание?

4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

5. Назовите виды словосочетаний по главному слову.









Рассматривают слова.


Отвечают на вопросы учителя.



Определяют тему и цели урока







Объединяются в пары и обсуждают свои записи.

Одна – две пары зачитывают информацию.


Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно.


На доске записаны слова

4. Закрепление изученного материала

20

Цель: зафиксировать преодоление затруднения

Метод: беседа, анализ, сравнение, обобщение,

Приём: слово учителя, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа

Средство: слово учителя и ученика, таблица, информационный текст

Раздает учащимся тексты с правильной информацией.

Знаки для маркировки текста:

«V» — это я знал

«+» — новое для меня

«-« — думал иначе

«?» — есть вопросы

Информационный текст:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.

1. Попробуйте закрыть информационный текст и рассказать то, о чем вы прочитали.

2. Выполните упр. 128 (устно)

129

Индивидуальная работа с текстом.

Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации.

Словами или словосоч. записывают информацию во 2 столбик таблицы.


В 3 столбик записывают вопросы (если возникнут).

Проговаривают теоретические сведения















Выполняют упражнение (составляют словосочетания, отмечают главные и зависимые слова, объясняют орфограммы, определяют тип словосоч.)

(Читают стихотворение, объясняют, в каких словосочетаниях нарушена смысловая связь, выписывают словосочетания из 1 части стихотворения)


5. Итог урока

3








1

Цель: оценить результаты собственной деятельности

Метод: беседа

Приём: постановки вопроса

Средство: слово ученика, учителя

Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?

Домашнее задание:

Выучить информационный текст

Выполнить упр. 130.

Отвечают на вопросы учителя

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Свежие документы:  Конспект урока по русскому языку "Гласные в корнях с чередованием" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: