Урок развития речи «Полёт фантазии» 5 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 2»

Г.Нурлат Республики Татарстан









Конспект урока по русскому языку
в 5 классе

«Полёт фантазии»










подготовила

учитель русского языка и литературы

Бажанова Надежда Анатольевна







г. Нурлат

2012


Цели урока: развивать творческие навыки учащихся, повторить знания о метафоре, познакомить со схемой написания стихотворения по метафоре.

Оформление:

Класс празднично украшен осенними листьями.

Около доски оформлена «лесная полянка».

Учитель заранее готовит карточки со схемой стихотворения по метафоре.


Понадобятся.

Корзина, в которой лежат листочки с заданиями;

Толковые и этимологические словари.

В качестве музыкального оформления можно использовать цикл «Времена года» П.И.Чайковского.


Действующие лица:

Учитель

Осень

Листья (1)-(3)


Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! На улице прекрасная погода, и я приглашаю вас в осенний лес. Сколько необычного и прекрасного он нам преподносит!


Унылая пора – очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золота одетые леса.

Сколько написано поэтами замечательных строк об осени, сколько создано художниками полотен. Вот и мы сегодня превратимся в поэтов и художников, будем создавать стихотворение по метафоре «Осень».


(Звучит аудиозапись пьесы «Август» из цикла П.И. Чайковского «Времена года». В класс вбегают Листья, осыпая ребят осенней листвой.)


Лист (1):

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.


Лист(2):

Лес – наш дом, впускает всех,

Кто приходит к нам без злобы

И с открытою душой.


Лист (3):

Осень, она не спросит,

Осень, она придет,

Осень, она с вопросом

В синих глазах замрет.

Осень дождями ляжет,

Листьями занесет.


(Появляется Осень.)


Осень:

Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!


-Вы рады встретится со мной? Вам нравится мой новый лесной наряд? А я к вам пришла не с пустыми руками. Я слышала, что здесь собрались ребята, которые хотят испытать себя в роли стихотворцев. Мне захотелось вам помочь. Напишите, пожалуйста, стихи обо мне. В этой корзине вы найдете все необходимое. Я обязательно прочитаю то, что у вас получится. Удачи ! (Оставляет корзину и уходит).

(В корзине у Осени – бумажные странички, оформленные, как кленовые листья. На них написана схема стихотворения по метафоре.)

Учитель:

Сегодня мы будем сочинять стихотворение по метафоре. Запишем тему урока. (Учитель на доске , а ребята в тетрадях записывают тему: « Полёт фантазии. Стихотворение по метафоре».)

Свежие документы:  Урок для 4 класса по теме: «Образ художественной культуры Древней Греции. Древнегреческий храм»

А что такое метафора? (Ребята отвечают.)

Комментарий: «Метафора(греч. Буквально – перенесение ) – один из основных тропов художественной речи. Метафорическим слово или выражение становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, автологическим, а в переносном значении. В основе метафоры лежит неназванное сравнение предмета с каким – либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов… Наша бытовая речь пестрит метафорами: идет дождь, он потерял голову, кружится голова, торговая сеть, горячее сердце, убит горем, встает солнце, пришла весна, железная воля, у нее кровь с молоком, горящие глаза, тонкий голос, тяжелый характер и т.д. Поэтическая метафора отличается от примелькавшейся бытовой метафоры своими свежестью и новизной» (А.П. Квятковский «Поэтический словарь»).

«Метафора – употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии, а также слово или выражение таким образом употребленное» («Словарь русского языка» ( в 4т.)).

«Метафора – вид тропа, употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений), которое таким образом его замещает… Метафора обогащает наше представление о данном предмете, привлекая для его свойствах. Отсюда – познавательное значение метафоры» («Литературная энциклопедия» (в 11т.)).

— А как же строится стихотворение по метафоре? Посмотрите, нет ли подсказки в корзине у Осени? (Раздает листочки с заданиями ребятам.)

Комментарий: Стихотворение состоит из шести строчек. Каждая строчка — это пара слов.

Первая часть каждой пары – предмет стихотворения ( в данном случае осень); Вторая – его характеристика по одному из шести признаков: цвету, вкусу, запаху, внешности, звуку, качеству связанного с ним переживания.


Стихотворение состоит из шести характеристик, расположенных в такой последовательности:

  • Цвет

  • Вкус

  • Запах

  • Внешность

  • Звук

  • Качество переживаний

-Запишем название будущего стихотворения: «Осень»… Что такое осень? Давайте начнем с лексического значения этого слова. (Ребята находят в словарях значение слова «осень».)

Комментарий: Осень, и, ж.

  1. Одно из четырех времен года, между летом и зимой. Погода к осени дождливей. Крлв. – Лето быстрое летит. Настала осень золотая. Пкнш. (см. золотой). – Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. Нкрсв…

  2. перен. Увядание, одряхление, приближение конца (книж. поэт.). Осень Эллады» («Толковый словарь русского языка»(в 4т./ под ред. Д.Н.Ушакова).

-Теперь давайте выясним этимологическое значение этого слова.

(Ребята находят в этимологическом словаре и зачитывают статью «Осень». Далее Учитель проводит беседу с целью навести ребят на те сравнения, на основании которых будут составлены их стихотворения. Особенно стоит обратить внимание, чтобы ребята называли характеристики осени, соответствующие признакам из схемы.)

Вопросы для беседы:

  1. Как вы относитесь к осени?

  2. Что вы особенно любите в осени?

  3. Что вам вспоминается прежде всего, когда мы говорим «осень наступила» или «приближается осень»?

Комментарий: На уроке звучали такие ответы ребята:

    • «Осень – мое любимое время года, потому что все кругом становится разноцветным: желтым, багряным, золотистым».

    • «Я люблю осенью бродить по лесу, наслаждаться запахом грибов, любоваться осенними красками, прислушиваться к шуршанию листьев».

    • «Я люблю, когда идет дождь, барабанит по крыше, стучит в окно. Мне нравится в это время рисовать».

    • «А я не люблю осень, потому что деревья становятся голыми, потому что солнце светит редко, потому что идут затяжные дожди»

— Итак, теперь мы можем приступить к созданию стихотворения. Мы с вами должны сейчас «наполнить» слово «осень» цветом, вкусом, запахом, звуком. Сначала охарактеризуем осень по цвету. (Ребята называют и записывают в тетрадь цветовые определения осени. Например: золотая, багряная, яркая, красно-желтая, золотистая.)

-А теперь каждый создаст метафору, используя те прилагательные, которые мы сейчас назвали. (Ребята работают самостоятельно. На эту работу отводится 3 минуты.)

— Что же у нас получилось? (Ребята зачитывают метафоры. Они могут быть, например такими : «осень – это золотая листва», «осень – это разноцветные краски», «осень – это листья, одетые в золотые наряды», «осень- это золотистый листопад».)

-Молодцы! Первый опыт удался. Теперь можно приступать к дальнейшей работе. У вас осталось еще пять признаков. Удачи!

(Учитель включает аудиозапись пьес «Август» и «Сентябрь» из цикла П.И.Чайковского «Времена года». В сильном классе ребята работают над стихотворением самостоятельно; в слабом – можно объединить ребят в группы. Через 10-15 минут все зачитывают, что у них получилось.)

(Предлагаем вашему вниманию стихи учеников )


Осень- это золотая листва.

Осень – это горькая рябина.

Осень – это свежий запах грибов.

Осень – это разноцветный убор деревьев.

Осень – это прощальный крик журавлей.

Осень – это любимая пора Пушкина.

Мухаметов Ренат.


Осень – это яркая пора.

Осень – это вкусные грибы.

Осень – это запах листьев.

Осень – это золото лесов.

Осень – печальные крики птиц.

Осень – это грусть о лете.

Цыганова Оксана.


Осень – это разноцветные краски.

Осень – это вкус овощей.

Осень – это запах осенней вспашки.

Осень – это увядание природы.

Осень – это шелест падающих листьев.

Осень – это тишина и покой души.

Садыкова Динара.


Осень – это листья, одетые в золотые наряды.

Осень – это сахарные арбузы и сочные дыни.

Осень – это свежесть утренней прохлады.

Осень – это множество разноцветных зонтов.

Осень – это прощальные крики улетающих птиц.

Осень — это грусть о лете.

Корнилова Настя.


Осень – это золотистый листопад.

Осень – это сладкий гранат.

Осень – это запах грибов.

Осень – это «в багрец одетые леса».

Осень – это шелест листьев.

Осень – это радость труда.

Кузнецов Сергей.


Осень – это желтые листья.

Осень –это вкусная антоновка.

Осень – это запах грибов.

Осень – это похожа на юную художницу.

Осень – это шелест листьев.

Осень – это возвращение в родную школу.

Хасанзянов Альберт.

Учитель: -Молодцы,справились с заданием! У вас все получилось. Мне очень хочется, чтобы вам нравилось сочинять, творить, что-то придумывать. А итогом нашей работы будет книга с вашими стихотворениями и иллюстрациями к ним, которые вы нарисуете к следующему уроку.

(Ребята получают домашнее задание: переписать свое стихотворение на лист А4 и на этом же листе нарисовать иллюстрацию к нему. Учитель потом составит из этих листов стихотворный сборник класса.)
















Список использованной литературы


1. Квятковский, А.П. Поэтический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1996

2. Литературная энциклопедия: в 11 т. – М., 1929- 1939

3. Словарь русского языка: в 4 т. – М.: Русск. Язык: Полиграфресурсы, 1999.






Свежие документы:  Конспект тематического дня недели «День добрых дел»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: