Урок русского языка по теме «Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени» (конспект + презентация) 7 класс


МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа

МО «Ахтубинский район»»









Конспект урока русского языка по теме

«Действительные и страдательные причастия.

Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени»

( 7 класс )










Учитель русского языка и литературы

Кликунова Елена Петровна




с.Золотуха

2012 год


Пояснительная записка.


Урок по теме «Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени» является третьим в системе уроков по теме «Причастие». Предлагаемый в традиционном планировании вариант изучения темы данного урока путем отработки каждой темы отдельно мне кажется не совсем рациональным, поэтому обычно даю все темы на одном уроке, а затем уже отрабатываю на практике. На данном уроке для отработки и представления достаточно обширного теоретического материала использован метод проектов, который позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений учащихся, связанных с критическим и творческим мышлением. Основной этап урока – это самостоятельная работа учащихся в группах по определенной проблеме. Может быть, названа она достаточно громко – Исследовательская работа, но, на мой взгляд, чем громче название, тем серьезнее и добросовестнее учащиеся отнесутся к делу (они еще дети и еще играют, а здесь предлагается поиграть в НИИ).














Конспект урока русского языка в 7 классе.


Тема урока: Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с действительными и страдательными причастиями, учить различать действительные и страдательные причастия;

  2. Познакомить со способами образования причастий.

  3. Развивать речевые навыки при построении устных высказываний, творческие и поисковые способности, общую эрудицию учащихся

  4. Воспитывать культуру общения


Ход урока:

  1. Организация класса.

  2. Фронтальный опрос – повторение ранее изученного.


Учитель: Мы продолжаем изучение темы «Причастие». На предыдущих уроках вы узнали, что причастие – это….(учащиеся отвечают, учитель по ходу ответа открывает слайд 2).


  1. Объявление новой темы


Учитель: Вид, время, число, падеж – категории для вас уже известные. Сегодня же вы познакомитесь еще с одной морфологической характеристикой причастия. Мы будем говорить о причастиях действительных и страдательных. Давайте запишем в тетради тему урока. (Слайд 1)


  1. Объяснение новой темы методом наблюдения.


Учитель: Я вам предлагаю посмотреть внимательно на слайд (слайд 3) и прочитать словосочетания в первом столбике, в котором я расположила действительные причастия.

— Прочитайте словосочетания из второго столбика – это страдательные причастия. Кто-нибудь сам смог догадаться, почему одни – действительные, а другие – страдательные?

(Когда мы только начинали изучать причастие, мы говорили, что причастие обозначает признак предмета, создаваемый действием самого предмета или действие над этим предметом. Вспомнив это, вы можете ответить на мой вопрос?)


— Давайте сделаем вывод:

Действительные причастия обозначают признак….

Приведите примеры действительных причастий.

Страдательные причастия обозначают признак….

Приведите примеры страдательных причастий.


— Эти выводы записаны у вас в учебнике на странице 38. Дома вы их еще раз прочитаете, выучите и закрепите, выполнив упражнение №83. Но это дома.


  1. Исследовательская работа учащихся по теме «Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени».


Учитель: — А сейчас мы с вами проведем небольшое исследование, во время которого попробуем выяснить, как же образуются действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Мы заранее разделились на группы, каждая из которых будет работать над своей задачей.


— Каждой группе будет дано задание, которое поможет вам самостоятельно сформулировать правила образования причастий. Прежде, чем вы начнете работать, давайте вспомним: Какие глаголы называются переходными, какие – непереходными? Эти знания вам понадобятся в вашем исследовании.


1 группа: Как образуются действительные причастия настоящего времени?


2 группа: Как образуются действительные причастия прошедшего времени?


3 группа: Как образуются страдательные причастия настоящего времени?


4 группа: Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?


— На работу вам даётся 15 минут. Затем каждая группа представит всем нам свои выводы.


Исследовательская работа № 1.


Цель исследования: выяснить, от основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени.

Результаты исследования записать в таблицу:

Образование действительных причастий настоящего времени.

Глаголы переходные и непереходные

Суффиксы

Пример

вид

спряжение



















Выполните задания:


  1. Прочитайте глаголы и образованные от них действительные причастия настоящего времени. Определите вид и спряжение глаголов. Выделите суффиксы причастий.

Читать ( _____ вид, ____ спр.) — читающий


Шептать ( _____ вид, ____ спр.) — шепчущий


Улыбаться ( _____ вид, ____ спр.) — улыбающийся


Дышать ( _____ вид, ____ спр.) – дышащий


Красить ( _____ вид, ____ спр.) — красящий


Лечить ( _____ вид, ____ спр.) — лечащий


Любить ( _____ вид, ____ спр.) — любящий


Приехать ( _____ вид, ____ спр.) —


  1. От какого глагола не удалось образовать причастия? Какого вида данный глагол? Какого вида остальные глаголы? Запишите в таблицу, от глаголов какого вида можно образовать действительные причастия настоящего времени.

  2. С помощью каких суффиксов образованы причастия от глаголов 1 спряжения? Запишите в таблицу ваше наблюдение.

  3. С помощью каких суффиксов образованы причастия от глаголов II спряжения? Запишите в таблицу ваше наблюдение.

  4. Опираясь на таблицу, сформулируйте правило образования действительных причастий настоящего времени.

  5. Дополните таблицу своими примерами.

Исследовательская работа № 2.


Цель исследования: выяснить, от основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени.

Результаты исследования записать в таблицу:


Образование действительных причастий прошедшего времени.


Глаголы переходные и непереходные

Суффиксы

Пример

вид

спряжение






































Выполните задания:


  1. Прочитайте глаголы и образованные от них действительные причастия прошедшего времени. Определите вид и спряжение глаголов. Выделите суффиксы причастий:


Приехать ( _____ вид, ____ спр.) – приехавший


Засеять ( _____ вид, ____ спр.) – засеявший


Построить ( _____ вид, ____ спр.) – построивший


Учить ( _____ вид, ____ спр.) – учивший


Нести ( _____ вид, ____ спр.) – несший


Увянуть ( _____ вид, ____ спр.) – увядший


  1. Зависит ли выбор суффикса от спряжения и вида глагола?

  2. Запишите свои выводы в таблицу. Приведите свои примеры.






Исследовательская работа № 3.


Цель исследования: выяснить, от основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени.

Результаты исследования записать в таблицу:


Образование страдательных причастий настоящего времени.


Глаголы переходные


Суффиксы

Пример

вид

спряжение






















Выполните задания:


  1. Прочитайте глаголы и образованные от них страдательные причастия настоящего времени. Определите вид и спряжение глаголов. Выделите суффиксы причастий:


Уважать ( _____ вид, ____ спр.) – уважаемый


Составлять ( _____ вид, ____ спр.) – составляемый


Вести ( _____ вид, ____ спр.) – ведомый


Видеть ( _____ вид, ____ спр.) – видимый


Носить ( _____ вид, ____ спр.) – носимый


Слышать ( _____ вид, ____ спр.) – слышимый


  1. С помощью каких суффиксов образованы причастия от глаголов 1 спряжения? Запишите в таблицу ваше наблюдение.

  2. С помощью каких суффиксов образованы причастия от глаголов II спряжения? Запишите в таблицу ваше наблюдение.

  3. Образуйте страдательные причастия настоящего времени от глаголов прочитать, сделать, увидеть. Вам это удалось? Чем отличаются эти глаголы от записанных выше? Запишите ваше наблюдение в таблицу.

  4. Дополните таблицу своими примерами.




Исследовательская работа № 4.


Цель исследования: выяснить, от основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени.

Результаты исследования записать в таблицу:


Образование страдательных причастий прошедшего времени.


Глаголы переходные

Суффиксы

Пример

вид

спряжение






































Выполните задания:


  1. Прочитайте глаголы и образованные от них страдательные причастия прошедшего времени. Определите вид и спряжение глаголов. Выделите суффиксы причастий:


Обещать ( _____ вид, ____ спр.) – обещанный


Прочитать ( _____ вид, ____ спр.) – прочитанный


Привести ( _____ вид, ____ спр.) – приведённый


Исправлять ( _____ вид, ____ спр.) – исправленный


Сомкнуть ( _____ вид, ____ спр.) – сомкнутый


Приехать (_____ вид, ____ спр.) – ?


  1. Зависит ли выбор суффикса от спряжения и вида глагола?

  2. Запишите свои выводы в таблицу. Приведите свои примеры.

  3. Почему нельзя образовать страдательное причастие прошедшего времени от глагола приехать?


  1. Представление результатов исследований.


По окончании работы каждая группа ( 1 представитель группы) докладывает свои выводы классу. После каждого выступления сравниваем работы учащихся с вариантами учителя. (Слайды 5, 6, 7, 8)


  1. Знакомство с обобщающей таблицей «Образование причастий» (слайд 9).


  1. Закрепление материала.



Слайд 10 : образовать от данных глаголов все возможные формы причастий.


  1. Подведение итогов урока.


Учитель: Что нового узнали? Какие знания вам понадобились для изучения новой темы?

Что понравилось на уроке? Что оказалось трудным?

  1. Домашнее задание: изучить п.14 – 19, составить обобщающую таблицу «Образование причастий», выполнить упражнение 83 (обязательно выделить все суффиксы причастий).

















Использованная литература:


  1. «Русский язык», 7 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., М.: Просвещение, 2010 год





Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Д.Н. Мамин-Сибиряк"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: