Воспитательный потенциал уроков русского языка


МБОУ «Макуловская СОШ»

Верхнеуслонского района

Республики Татарстан

















Воспитательный потенциал уроков русского языка


Выполнила учитель

русского языка и литературы

Белкина Татьяна Алексеевна

















Воспитательный потенциал уроков русского языка


Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою

науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты

воспитаешь их..

Л.Н.Толстой


Родной язык есть настоящая сокровищница

Всего духовного бытия человечества.

Ф.И.Буслаев


В.Сухомлинский писал: «Человеческие поступки выражаются … и в слове.

Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадёжность – и одухотворить, рассеять сомнения – и повергнуть в уныние, сотворить улыбку – и вызвать слёзы, породить веру в человека – и заронить неверие, вдохновить на труд – и привести в оцепенение силы души».

Именно это и должен учитывать учитель, готовясь к уроку русского языку в любом классе, ставя перед собой те или иные воспитательные задачи.

Известно, что воспитательные задачи любого урока проявляются в умственном, нравственном, трудовом, эстетическом, физическом воспитании, что ведёт к формированию мировоззрения, активной жизненной позиции, развитию внутреннего мира ученика.

Воспитывает на уроке не только содержание учебного материала, но и организация урока, характер деятельности школьника, методы и приёмы обучения, средства обучения, оценочные суждения учителя, его личность, педагогический такт, те отношения, которые складываются между учителем и учащимися.

Элементы формирования всесторонне-развитой личности должны пронизывать каждый компонент урока русского языка. На пути успешного решения воспитательных задач урока учителя подстерегает ряд опасностей, таких, как формальный подход, примитивизм (иногда оправданный в глазах учителя языковым или психологическим барьером, осложняющим учебную работу на уроках русского языка в национальной школе).

В этой связи, естественно, возникает вопрос, в какой мере допустимы на уроках русского языка идейно-нравственные беседы, так или иначе связанные с внелингвистическим содержанием учебного материала по языку.

С позиций практической направленности обучения русскому языку такие беседы как форму коммуникативно-ситуативных упражнений следует только приветствовать. Однако не следует забывать, что и они должны быть ограничены рамками целесообразного использования времени на уроке, не должны мешать планомерному изучению программного материала. Поэтому будет правильно, видя увлечённость учащихся дискуссией, перенести затянувшиеся диспуты на внеурочное время.

Всё сказанное в полной мере относится и к эстетическому воспитанию на уроках русского языка. Разумеется, на этих уроках возможно обращение к произведениям смежных видов искусства – музыки, живописи, архитектуры.

Свежие документы:  Конспект урока физики в 7 классе "Строение вещества. Молекулы"

Целям воспитания учащихся должно всемерно содействовать и внелингвистическое содержание тренировочного материала на уроках русского языка. И дело здесь не только в общественно значимом содержании учебных текстов: на уроке вообще не может быть пустых, лишённых познавательной и воспитательной ценности фраз, приводимых лишь для формальной иллюстрации того или иного грамматического правила.

Каковы же наиболее эффективные пути реализации воспитательного потенциала уроков русского языка? Прежде всего, это:

  • уроки развития речи (сочинения по картине, сочинения-этюды, сочинения-эссе на нравственные темы…);

  • работа с текстом, представляющим собой отрывок из художественного произведения;

  • интегрированные уроки русского языка и литературы, живописи, музыки, истории;

  • уроки речевого этикета с использованием наглядности;

  • работа с пословицами, поговорками, крылатыми выражениями, фразеологизмами при изучении орфографии, синтаксиса и других разделов русского языка;

  • приобщение к культуре своего народа при работе с древнерусским текстом;

  • история родного края в текстах для комплексного анализа;

  • уроки, посвящённые деятелям литературы, культуры, науки;

  • рассказы о русских лингвистах;

  • уроки о различных функциях языка.


Следует сказать, что язык – величайший учитель, наставник, язык, начиная от колыбельной песни и потешек и до «Иллиады», до Тургенева, Чехова, Бунина – всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда ещё не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век телевидения и компьютеров. И чем богаче мир учеников, тем глубже будет развит их мир, — не только области внешнего общения, но и душа, которая, как сказал поэт, «обязана трудиться и день и ночь». «Полем» для такого труда становится, прежде всего, текст, такой текст, который стал бы для учеников открытием нового, интересного, поучительного. Каждый текст должен стать для них ещё одной страницей в познании окружающего мира, в приобщении к доброму, человеческим ценностям, должен развивать чувство языка, научить ценить литературные произведения с эстетической точки зрения. Тексты из произведений А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и других писателей способны выразить изобразительную силу русского слова, являются воплощением прошлого и настоящего народа, его дум и надежд. В них можно найти чарующую красоту окружающей нас природы в любое время дня и года.

Большое воспитательное воздействие на учащихся имеют уроки по речевому этикету. Почему воспитанием вежливости, культуры речевого поведения нужно заниматься на уроках русского языка? Для большинства словесников этого вопроса не существует, потому что родное слово (великий педагог!) воспитывает школьников, развивает в них добрые нравственные качества.

«Без всякой другой науки человеку ещё можно обойтись; без знания родного языка …обойтись нельзя: это знание – свидетельство на его право быть сочленом в народном обществе, свидетельство его человечности», — писал И.И.Срезневский. Иными словами, молодой человек, получающий среднее образование, должен владеть языком как средством общения, а для лучшего владения иметь некоторое представление о феномене языка, его месте в окружающей действительности. Чтобы родной язык воспринимался детьми не только как свод орфографических и пунктуационных правил, нужно воспитывать интерес к русскому языку, его прошлому и настоящему. Тогда и язык «яркий, как радуга вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый», по словам А.Н.Толстого будет способствовать воспитанию личности человека.










Использованная литература


  1. В.А.Сидоренков. Углублённое изучение русского языка. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2006 – 271с.

  2. Б.Н.Инфатьев, А.Ф.Лукаш, З.С.Смелкова. Современный урок русского языка и литературы. М.: Просвещение, 2003 – 239с.

  3. Л.З.Шакирова. Методика преподавания русского языка. Пособие для учителя. Спб., филиал изд-ва «Просвещение», Казань, Магариф, 2003


4


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: