Классный час «Многогранность знаний – залог успеха»


Аксёнова Ольга Раисовна

МБОУ ООШ № 60 с.Новопокровское

Учитель русского языка и литературы


Классный час:

«Многогранность знаний – залог успеха».


Цель: дать учащимся наиболее четкое представление о таком понятии как многогранность знаний через образное мышление воспитать в детях интерес к групповой деятельности, чувство целеустремленности, а также ответственность за принятие самостоятельных решений.


Учитель: Сегодня у нас очень интересная тема для беседы, в ходе которой мы постараемся ответить на вопрос: почему многогранность знаний – это залог успеха. Для начала определим, что есть знания для вас. (Учащиеся дают ответ, приводят примеры из личного опыта).

  • А как вы понимаете слово «многогранность»? И как это относится к знаниям?

Не сегодня-завтра вы окончите школу и выйдете в жизнь с определенным багажом знаний, а вот с какими именно, вы расскажите сами.

Итак, собираем «чемодан».

(Дети по очереди говорят о тех знаниях, которые им пригодятся в жизни, тем самым, собирая каждый свой чемодан. Важно, чтобы дети аргументировали, почему те или иные знания нужны им. Учитель может использовать в качестве примеров не только знания предметов, преподаваемых в школе).

  • Напомните мне, что такое метафора.

Наверное этот вопрос вызывает у вас удивление, и напрашивается вопрос: причем здесь метафора?

Так вот, метафора как нельзя лучше позволяет увидеть творческий потенциал ее автора. Создание метафоры – дело трудное, но интересное. Обычно тот человек, который владеет искусством создания метафор, ценится очень высоко среди мыслящих людей и не только. Иногда такие люди могут просто блеснуть среди своих товарищей, друзей.

Сейчас мы попробуем с вами дать определение знаниям через метафору. Поэтому включаем образное мышление и стараемся быть более индивидуальными.

  1. Найдите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие жизни через метафору из области питания.

Например: знания – это винегрет мыслей, оценок и эмоций. (на задание отводится 2-3 мин.).

  1. Через метафору посредством геометрической фигуры.

Например: знания – это многоугольник, углами которого человек затачивает самого себя.

3. Метафорой из области человеческих отношений.

Например: знания – это прокладывание маршрута в человеческом море.

4. Прочитать первые три метафоры, подчеркнуть ключевые слова или словосочетания. Из этих трех слов придумайте метафорическое определение знаниям, в котором использовались все три слова.

(Ученики читают получившиеся определения).

  • Вам понравились творческие опыты ваших одноклассников?

  • Какие определения вам понравились больше?

  • Что нового вы узнали друг о друге?

(Эта рефлексия позволит обратить внимание на учеников, которые, может быть, не общительны, но индивидуальны, что приветствуется, а учащиеся смогут оценить их как раз за эту индивидуальность и, может быть, изменить отношение к ним).


А сейчас послушайте отрывок из произведения Нечаева Л.Е. «Ожидание друга, или Признания подростка».


«… Он уже твердо знал, что будет профессиональным барабанщиком. «Зачем мне знать теорему Винта, — говорил он в седьмом классе учителю алгебры, — когда я хочу стать барабанщиком?» — «Ты еще не знаешь, кем будешь», — внушал учитель. «Знаю, — отвечал Перерепченко. – Вот другого я не знаю: зачем алгебра отравляет мою молодую жизнь?» — «Школа не производит ни представителей точных наук, ни гуманитариев, — терпеливо объяснял учитель. – Средняя школа только лишь выявляет способности». – «Ну повыявляли класса этак до пятого – и хватит. Сами же в шестом сказали мне, что я не Лобачевский. Не могу я, не смыслю». – «Зачем мне географию знать, — улыбался учитель,- когда извозчики есть. Кажется, так рассуждал Митрофанушка». – «А зачем, действительно, Митрофанушке знать географию?» — «Выходит, ты прочишь себя в Митрофанушки?» — «Нет, но обучать меня всей алгебраической абракадабре – значит впустую тратить государственные средства. Я даже подсчитал, на сколько процентов окупаются затраченные на меня средства». – «Подсчитал все-таки…- улыбался классу учитель. – Значит, помогла математика…Ну и на сколько процентов?» — «Если я знал и, как вы уже выявили, знаю и буду знать в среднем на двойку с половиной, а средства на меня затрачены с расчетом на пятерку, то выходит, что средства окупаются только на пятьдесят процентов. Остальное летит на ветер». – «Это говорит лишь о том, что ты не хочешь трудиться, не хочешь заставить себя работать». – «Ладно. Со мной проще – я какой-то там Перерепченко. А что вы скажете о гениальном авиаконструкторе Туполеве? Он что, тоже не хотел учиться? Уж он-то, наверное, хотел. Однако в аттестате зрелости у него по гуманитарным предметам одни тройки. Значит, затраченные на это дело средства все равно пролетели мимо или почти мимо. И надо Туполевых обучать русскому и немецкому на пятьдесят необходимых процентов, а высвобожденные пятьдесят вкладывать освоение ими точных наук. А со мной наоборот. И больше будет проку». – «Очень ты умный стал, Перерепченко, — спокойно отвечал учитель. – Только не забудь, пожалуйста, сколько процентов ума дала тебе школа…».

Нечаев Л.Е. Ожидание друга, или Признания

Подростка // Школьные годы. – Вып.3.-С.228-229.


  • Согласны ли вы с мнением Перерепченко?

  • А по какому принципу вы выбираете предметы, которые вам нужны?


А сейчас поиграем. Это будет ролевая игра. Для нее нам нужно 2 участника. Представьте ситуацию: мама уговаривает сына хорошо учиться. Распределяем роли и выбираем ту позицию, которая отразит отношение к получаемым знаниям и их ценности. Задача ясна?

(Эта игра интересна, т.к. дети подражают где-то своим родителям, пытаются отобразить ту или иную модель этой ситуации. Дети дают разные подходы в убеждении необходимости знаний, тем самым убеждая и себя, не зависимо от роли).

А теперь представим, что вы устраиваетесь на работу и должны убедить работодателя, что именно ваша кандидатура наиболее приемлема для этой работы. Одно условие: каждый из участников знает только свою специальность, а остальные знают профессию обоих участников. (Это создает комический эффект, причем профессии полярные).

Варианты профессий: фермер – продавец мяса; продавец в магазине кожи и меха – фермер по выращиванию нутрий; укротитель тигров – мим.


Подведем итог.

Человек должен быть всесторонне развитым, и многогранность знаний позволяет сделать это развитие успешным. Главное, чтобы это развитие не останавливалось!

Приложение.

Из работ детей:

  • Знания – это как только что пойманная рыба: сначала нужно ее разделать, почистить, приложить труд и время, а потом наслаждаться.

  • Знания – океан, который человек стремиться познать, и на это у него уходит вся жизнь.

  • Знания – витамины, нужные организму всю жизнь.

  • Знания – борщ, который нужно приготовить, а потом наслаждаться вкусом.

  • Знания – киндер сюрприз: не знаешь, что будет дальше.

  • Знания – луч: есть начало, но надо добиваться своей цели.

  • Знания – это борщ, где ингредиенты – науки, залитые вниманием.

  • Знания – зелень и специи, без которых блюдо будет не вкусным.

  • Знания – шашлык: разный вкус с добавлением майонеза, кетчупа.

  • Знания – девятислойный пирог.

  • Знания – экзотический салат, состоящий из всего нового, интересного и необычного.


Список использованных источников:


1. Нечаев Л.Е. Ожидание друга, или Признания

Подростка // Школьные годы. – Вып.3.-С.228-229.







3


Свежие документы:  Классный час "250 лет изобретению парового двигателя И. И. Ползуновым" (конспект и презентация)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: