Внеклассное занятие для 2 класса «Поговорим о вежливости»


Внеклассное занятие «Поговорим о вежливости» (2-й класс)

Цели урока:

  • закрепить и углубить знания учащихся о вежливости;

  • учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;

  • прививать детям этические нормы поведения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто здравствуйте,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

— Почему же от слова здравствуйте, становится теплее и радостней?

(Ответы детей)

— Всем – и детям, и взрослым людям хочется, чтобы все их друзья и соседи, и даже все незнакомые прохожие всегда относились бы к ним внимательно, всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто не делал им замечаний. А секрет в том, что только к вежливому, воспитанному человеку окружающие люди относятся по доброму. Только вежливого человека все любят и уважают.

Сегодня на уроке мы ещё раз поговорим о вежливости и правилах поведения.

А что же такое вежливость?

(Ответы детей)

На доску записать тему “Вежливость”.

Вежливость – соблюдение правил приличия.

Вежливый человек, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый.

Послушайте, откуда пришло это слово:

— Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.

— Ах, ты невежа – говорили ему.

Он очень обижался и кричал в ответ

— Нет, я вежа, вежа, вежа!

Странное слово. Но на самом деле не странное оно, а старинное. В старину вежей называли человека знающего, сведущего, учёного. А “вежество” означало учёность, учтивость. Отсюда и появилось слово “вежливость” – доброе поведение, почтительность.

Так, что мальчик был прав: есть такое слово “вежа”. Только его-то никак нельзя было назвать вежей. Сначала ему нужно научиться говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и остальные вежливые слова.

Посмотрите сценку, которую приготовили ребята, ещё об одном вежливом слове, которое можно назвать волшебным.

Сценка

Действующие лица: Старичок и Павлик.

На сцене сидит старичок, и что-то чертит зонтиком на полу. Вдруг к нему подходит Павлик.

Павлик: Подвиньтесь.

Садиться. Лицо у Павлика сердитое.

Старичок: С тобой что-то случилось?

Павлик: Ну и ладно! А вам-то, что? (Косится на старика.)

Старичок: Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.

Павлик (сердито): Ещё бы! Я скоро совсем из дома убегу.

Старичок: Убежишь?

Павлик: Убегу. Из-за одной Ленки убегу (сжимает кулаки). Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

Старичок: Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

Павлик: Не только из-за этого. Бабушка из-за одной морковки из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой… (с обидой).

Старичок: Пустяки! Один поругает, другой пожалеет.

Павлик: (кричит) Никто меня не жалеет! Брат на лодке едет, а меня не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!” (Стучит по скамейке).

Старичок: Что же не берёт тебя брат?

Павлик: А почему вы всё спрашиваете?

Старичок (гладя бороду): Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… (Павлик раскрыл рот). Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза.

Павлик: А какое слово?

Старик, наклоняясь к уху Павлика, что-то ему шепчет. Затем говорит громко.

Старичок: Это волшебное слово, но не забудь как нужно его говорить.

Павлик (весело): Я попробую, я сейчас же попробую.

Вскакивает и убегает.

— Как вы думаете, про какое волшебное слово рассказал старик мальчику?

— Помогло ли это слово?

— Какие вы ещё знаете волшебные слова?

(Ответы детей)

А сейчас поиграем в игру “Подскажи словечко”, угадайте волшебные слова.

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день).

Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы … (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим … (извините, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания).

Встретил Витю я соседа,
Встреча грустная была.
На меня, он как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова … (извините).

Дед про внучку говорил:
Экая досада! Я портфель ей подарил.
Вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну, сказала бы … (спасибо).

— Для того, чтобы быть вежливыми вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют “волшебными”.

— Достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливыми?

Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос.

Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю, Витя просит:
— Извините,
Я ошибку признаю.

На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
— Извините, я немного опоздал.

— Тихомиров! Покажите
Нам на карте город Псков.
— Извините, – шепчет Витя, –
Я к уроку не готов.

Мы поспорили с Наташей
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем,
И пришлите нам ответ!

— Чтобы вы ответили на вопрос?

(Рассуждения детей)

— Не достаточно знать вежливые слова, нужно знать и выполнять правила поведения.

— Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе.

— Утром мы приходим в школу. Что нужно сделать!

— С кем здороваемся? Как здороваемся?

(Ответы детей)

— А теперь мы на уроке. Попробуем сами составить правила в стихах. Я называю первую строчку и вторую без последнего слова, вы попробуйте назвать это слово сами.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).

Всё пиши, не отставая,
Слушай, … (не перебивая).

Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно).

Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).

На математике считают,
На перемене … (отдыхают).

Будь прилежен на уроке,
Не болтай, ты не … (сорока).

Если друг стал отвечать
Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).

Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).

Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).

— Почему громко кричать вредно для здоровья?

(Ответы детей)

Физминутка: Мы знаем все правила! Мы их выполняем!

— Если вы услышите правило, которое обязательно нужно выполнять, вы красиво, гордо стоите. Если же это вовсе не правило и так мы не делаем – низко, низко приседаем.

— Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

— Входящего в класс, взрослого приветствуй стоя (покажите).

— Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.

— Входящему в класс можно крикнуть “привет”.

— Бегать и шумно кричать можно только на игровой площадке.

— Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.

— В перемену можно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.

— Помогать друг другу нужно всегда и всюду “Один за всех и все за одного”.

— Не надо ябедничать.

— В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.

— Молодцы! Спасибо!

— Очень важно соблюдать правила поведения в столовой. Посмотрите видео запись поведения детей в столовой в нашей школе. Попробуйте заметить, какие ошибки допустили ребята.

— Просмотр записи, анализ ситуации.

— Как мы идём в столовую? Что пере этим делаем?

— Как садимся за столы?

— Как едим? Почему?

Ребята расскажут некоторые правила: (готовят заранее).

— В столовой есть закон такой: “Руки мой перед едой!”

— Очень пища хороша – кушай пищу не спеша!

— Если будешь всё съедать – шанс учиться есть на “пять”!

— Ты поел? Чиста тарелка? Отнеси её скорей-ка!

— Уходя, скажи спасибо тем, кто стол накрыл красиво!

— Часто дети забывают о правилах, хотя знают их. Подумайте, что можно сделать в нашем классе, чтобы ребята не забывали хорошо себя вести на уроках, на переменах, в столовой и не забывали волшебные слова.

(Ответы детей)

Итог занятия:

— О чём мы сегодня говорили?

— Для чего нам нужно знать эти правила? Зачем мы их учим, повторяем, постоянно говорим об этом?

(Ответы детей)

Вывод:

Все эти правила нам нужны для того, чтобы общаться, друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда бы относились к вам внимательно, по-доброму, с уважением. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку, окружающие люди относятся всегда по- доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надёжные друзья.



Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Описание предметов" 2 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: