Конспект урока для 7 класса «Служебные части речи»


Утверждаю __________ В.В.Боричевская

Краткосрочное планирование урока русского языка в 7 -ом «в» классе учитель русского языка и литературы Калентьева И.П

Параметры

Урок № 545


Дата проведения

27.01.2015

Тема урока

Вводный урок по теме «Служебные части речи»

Цель урока

систематизировать полученные ранее знания о служебных частях речи, сформулировать их отличительные признаки, понять функции в речи, закрепить умения находить их в тексте, формировать навыки грамотного письма, развивать интерес к урокам русского языка средствами самого урока


Задачи урока:

Организовать работу в деятельном режиме.Исследовать тему и обосновать выводы.Воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Тип урока

Урок с применением таксономии Блума.

Формы проведения урока

Групповая, индивидуальная. Парная.

Применяемые методы

многоуровневые вопросы, синквейн, диаграмма Венна

Технология

Развитие Критического мышления новые подходы в обучении

Применяемые стратегии

Создать благоприятные условия психологического климата в классе через работу в группах. Способствовать ребятам работать в составе малых групп Аргументировано излагать свои мысли группах

Ожидаемый результат

.Ученики поделятся своими мыслями. Будут отстаивать свою точку зрения написания прилагательных. 2.Выполнят практические задания и упражнения. Будет проведено наблюдение за работой учащихся в группах, взаимодействием групп.

Оценивание

Самооценивание, Взаимоценивание и суммативное

Работа с одаренными и талантливыми

Обмен мнениями по проблемным вопросам. Защита научных проектов.

Ресурсы

Таблица «ЗУ. Словари. Ноутбуки. Презентация

Ссылки

Руководство для учителя


Работа учителя

Работа учащихся

Задания

1.Зарядка позитивного мышления 2. . Домашняя лаборатория. «Кладезь мудрости»

«История частей речи»

3.Проведение физминутки.

4.Рефлексия.

1.Защита научного проекта учащимися,

2. Работа по таблице.

3.Индивидуальная работа.

4.Парная работа.5.Групповая работа.6.Защита своей темы.



Рефлексия(2 мин) Отправить учителю СМС на номер мобильного телефона и написать 2–3 слова об уроке

Используемая литература

Руководство для учителя. Видеоролик

Учебник русского языка. Презентация


Тема: Вводный урок по теме «Служебные части речи»

Цели урока:

Цели урока:

систематизировать полученные ранее знания о служебных частях речи, сформулировать их отличительные признаки, понять функции в речи, закрепить умения находить их в тексте, формировать навыки грамотного письма, развивать интерес к урокам русского языка средствами самого урока



Задачи урока:

  1. Организовать работу в деятельном режиме.

  2. Исследовать тему и обосновать выводы.

  3. Воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Ход урока: 1. Оргмомент.

Я ребята сегодня решила быть вашим наблюдателем, а вас попрошу быть исследователями.

Мне хочется, чтобы вы самостоятельно сделали открытие «В путь»

https://azbyka.kz/images/2178/1.gif

 Психологический настрой:

Я желаю, чтобы каждый верил в себя и надеялся на успех.

Эпиграф урока: 

«Незаметный, но необходимый» — видеоролик. Ребята на перемене провели опрос «Нужны ли служебные части речи»

2. Домашняя лаборатория. «Кладезь мудрости»

«История частей речи»

Вопрос о частях речи занимает умы ученых с древнейших времен.
Исследованиями в этой области занимались Аристотель, Платон, Яска, Панини, в русской лингвистике этим вопросом занимались Л. В. Щерба, В. В.
Виноградов, А. А. Шахматов и др. — Защита научного проекта учащимися 9 класса. Презентация

З слайда.


Словарная работа

Значение слова найти

Служебный по словарю Ожегова, Ушакова, в Энциклопедическом словаре.


3.Откройте рабочие тетради, запишите дату.

Узнавание

4. Формулирование темы и цели урока. (Предположите, о чём пойдёт речь на уроке, сформулируйте тему и цели урока.)

Вспомните, что вы знаете по этой теме. Что хоте ещё узнать или чему хотите научиться.


Что знаем

Что хотим узнать

Какие части речи относятся к самостоятельным и служебным.

Почему они получили такое название.

Каким словам противопоставлены служебные части речи.

В чём существенное отличие служебных частей речи от самостоятельных.

Какова функция служебных частей речи.


А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:

Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
 
И в этом их главный секрет! (2 слайд)

Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?

Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные.

Запишите тему урока: «Служебные части речи» (1 слайд)

Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность.

Найдите в стихотворении самостоятельные и служебные части речи. (2 слайд)

Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются? ( 4-5слайды).

Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…»

Предлоги, союзы, частицы – 
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
 
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
 
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут. (6 слайд).

Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?

Найдите в тексте служебные части речи.

Какова их роль в предложении?



V. Работа по обобщению изученного и введение его в систему раннее усвоенных знаний;
 

1. Индивидуальная работа. (Ребята получают карточки с названием частей речи, о которых им необходимо рассказать в процессе составления алгоритма)
 
2. Составление алгоритма: Итак, составим алгоритм и вы мне в этом поможете.(при помощи вопросов учителя записывается следующая схема)
 

Части речи (10)
 
Самостоятельные части речи:6
 
1. Имя существительное (кто? что?)
 
2. Имя прилагательное (какой? чей? )
 
3. Глагол (что делать? что сделать?)
 
4. Местоимение (кто? что? какой? сколько?)
 
5. Имя числительное (какой? который ? сколько?)
 
6. Наречие (как? где? когда? )
 

Служебные части речи: 3+1
 
1. Союз (а, но, да, и, или, либо, как, что)
 
2. Предлог (в, на, за, к, под)
 
3. Частица (не, ни, же, бы, ли -ка)
 
Междометие (Ах, ох, ой-ой)
 
Понимание

6.Работа по парам:

Повторение и систематизация изученного: § 44, вопросы на стр. 192.Попробуйте дать определение служебным частям речи. Проверьте товарища.

Дополнительные вопросы:

Вспомните, по какому принципу противопоставляются друг другу самостоятельные и служебные части речи. Для этого ответьте на вопросы:

Есть ли у самостоятельных и служебных частей речи лексическое значение? (У самостоятельных есть, оно зафиксировано в словаре, у служебных нет.)

Могут ли изменяться самостоятельные и служебные части грамматически? (Самостоятельные преимущественно изменяются: у наречий и слов категории состояния – это степени сравнения; служебные части речи не изменяются.)

Какие синтаксические функции выполняют самостоятельные и служебные части речи? (Самостоятельные части речи выполняют функции членов предложения; служебные части речи не могут быть членами предложения – они служат для их связи, для уточнения значений, а также для связи частей сложного предложения.)

Анализ.

7. Работа по группам:

1 группа: Визитная карточка «Предлога». Составить кластер.

2 группа: Визитная карточка «Союз». Логическая цепочка

3 группа: Визитная карточка «Частица»Синквейн.

4 группа: Построить диаграмму Венна

Спикер группы защищает

Физминутка «С другом!»

Применение

8.Тест-тренажер с автоматической проверкой и выставлением оценки. 

Синтез

9. Составить рассказ «Ассамблеи РК-20 лет»

Оценивание

Оценки за урок выставляют лидеры групп.

10. Домашняя работа:

Упражнение № 177 Написать мини-сочинение «Книга и я»

Рефлексия:

Отправить учителю СМС на номер мобильного телефона и написать 2–3 слова об уроке.

Слово учителя: урок достиг цели. Ученики были довольны работой на уроке.


Свежие документы:  Конспект урока по русскому языку для 9 класса "Сложные предложения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: