Конспект урока для 4 класса «Правописание -ться и — тся в глаголах»


Урок русского языка

Класс: 4-й «В »

Учитель Томашайтис М. А

Тема: Правописание -ться и -тся в глаголах.

Цели:  умение правильно писать глаголы с -тся и -ться.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:

  • Ознакомить с правилом написания сочетаний -тся и -ться в глаголах;

  • Развивать самоконтроль, адекватную самооценку и взаимооценку;

  • Воспитывать положительное отношение к знаниям;

  • Корректировать логическое мышление, внимание, слуховое восприятие на основе упражнений в узнавании и соотнесении.

  • Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, моделирование

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, самостоятельная, парная.

Средства обучения: наглядный материал, раздаточный материал, учебник, компьютер

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент 1 мин

Цель: организовать начало урока, мотивировать детей на работу.

Добрый день! Пусть он действительно будет для вас сегодня добрым и разбудит в каждом из вас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. На такой доброй ноте начнём урок русского языка.

На улицу Глаголов прибыли новые словажители. Они просят вас открыть им новый домик. Вы сможете это сделать, если внимательно изучите новую тему. Вы готовы помочь жителям улицы Глаголов?

— В каком случае мы сможем им помочь? (Если изучим новую тему.)- А что значит — изучить новую тему? (узнать правило, научиться его применять.)



  1. Актуализация знаний. 3 мин

Цель: актуализировать знания по теме.

— Как вы думаете, с чего нам лучше начать такой трудный путь? (Повторить то, что знаем.) Я предлагаю нам взять с собой багаж знаний

Расскажите о домиках-правилах, которые вы уже открыли и которые нам пригодятся на уроке.

Что такое глагол?

Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы……. что делать? что сделать? Какие суффиксы имеют глаголы неопределенной формы …………..ть, ти,чь

У глаголов 3 времени. Назовите их ………..настоящее, прошедшее и будущее.

На какие вопросы отвечают глаголы настоящего, будущего времени? Приведите примеры.

Мы собрали багаж и отправляемся в путь.


3.Подготовка учащихся к усвоению нового материала (5 мин)

Цель: организовать постановку цели урока; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Мы должны изучить новую тему. Определить тему нам поможет упражнение

Найдите и подчеркните в каждой строчке «лишнее» слово. Ответ обоснуйте.

Рисую, рисуем, рисует — что делает? — рисует глагол в форме з лица наст. вр, окончание ет

Рисовать, рисовали, рисуем — что делать? Рисовать — глагол в н.ф, суффикс ть

Птица, струится, напиться — птица – имя существительное, пишется на конце ца


Проверка: слова на доске. Самооценивание.


Обратите внимание на глаголы, оканчивающиеся на тся и ться

Чем они отличаются?

— Догадались, чему будем учиться на уроке? Правописание сочетаний -тся, -ться в глаголах

Что мы должны выучить на уроке?  Что мы должны узнать на уроке? Что мы должны уметь?

На магнитной доске появляются карточки:

https://festival.1september.ru/articles/609234/img1.gif

Пальчиковая гимнастика

Мои пальчики покажут

Всё умеют, всё расскажут

5 их на одной руке

5 их на другой руке.

На дудочке играют, мяч кидают, вышивают, на пианино играют и даже ковер выбивают

Открыли тетради. Посадка: спина, плечи, улыбка. Пишем аккуратно, без помарок: это тоже будет оцениваться

4. Минутка чистописания 4 мин.

Цель: Умение ориентироваться в тетради. Графический навык.

Т с я т ь с я

Учиться – всегда пригодится.

Прочитали. Почему так говорят? Потому что знания нужны всегда, на протяжении всей жизни.



5. Знакомство с новой темой 10 мин

Цель: подвести к формулировке правила.

Поисковая задачка. Найди и подчеркнуть однокоренные глаголы.

Что может, ребята, присниться моржу? Африка снится,

Присниться моржу? Львы и слоны.

Никто вам не скажет, Но и не пробуй

А я — расскажу. К нему прикоснуться,

Снятся моржу хорошие сны. Потому что он может проснуться.

( Б. Заходер)

О ком говорится в стихотворении? Почему моржу снится Африка?

https://pro-kitov.info/walrus/images/walrus11.jpg

Морж — морское млекопитающее. Длина до 4 м, весит до 2т. Клыки верхней челюсти (моржовый клык) выступают изо рта (у самца до 80см). Моржи обитают во всех северных морях, питаются моллюсками: улитками. устрицами и осьминогами. Среди моржей встречаются хищники, питающиеся нерпами, реже птицами.

У доски и в тетрадях: Запишите глаголы и слова, от которых зависит глагол, поставьте вопрос, определите форму глагола.

может (что сделать?) присниться – н.ф

сны ( что делают?) снятся, снятся –з лица, наст, время, мн числа

Африка (что делает?) снится, снится — з лица, наст, время, ед, числа

он может (что сделать?) проснуться– н.ф

Сравним глаголы и вопросы н.ф и з лица . Что заметили? Чем они отличаются?

Когда будем писать мягкий знак?

Выставим алгоритм проверки написания глаголов 3 мин

Цель: составить модель к правилу.

  1. Найдем глаголы.

  2. Нахожу слово, от которого зависит глагол

  3. Задаю вопрос.

  4. Вопрос

Что делать? Что делает? Что делают?

Что сделать? Что сделает? Что сделают?

Н.ф –ь пишется: ться 3 лица – ь не пишется: -тся

Приведите примеры:



Сравним алгоритм с правилом в учебнике. Верно ли мы составили? Читаем правило в учебнике. 2 мин

— Если в вопросе есть мягкий знак, то он есть и в глаголе, а если нет, то и в глаголе мягкого знака нет.



  1. Динамическая пауза. 1 мин

Игра «Услышь Ь» Выборочный диктант

Если есть мягкий знак – встать, если нет- сесть

Маше надо учиться, Маша учится,   можно испечься, хлеб печется, туман расходится, быстро бросается, думает броситься, гусь щиплется, зарывается в снег,  зарыться в снег, не надо прятаться, прячется за дерево. 



  1. Первичное закрепление изученного материала (работа в парах) 6 мин

Цель: организовать работу по применению правила на письме.

По учебнику с 4 пословицами.

Повторяем алгоритм при выполнении

– Назовите, какие глаголы написали с -ться? Почему? 



Физкультминутка для глаз 1мин

  1. Разноуровневая самостоятельная работа 7 мин на листочках.

Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону.



1 ур. –Обозначь изученную орфограмму в пословицах.

 Друзья(что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся.
Не стыдно не  знать, стыдно
(что делать?) не  учит…ся
За всё 
(что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.



2  ур. Вставь, где нужно, мягкий знак. Задай вопрос.

 Друзья(…………?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(…………………?) боит…ся.
Не стыдно не  знать, стыдно
(………………..?) не  учит…ся
За всё 
(…………………..?) брат…ся  – ничего не сделать.

Самопроверка по слайдам



3 ур. Найди соответствие. Соедини вопросы с глаголами.



Что делать? Они купают…..ся

Что делает? Не мог дотянут……ся

Что делают? Надо мыт…..ся

Что сделать? Носит….ся по улице

Самопроверка по ключу
10. Итог.
Цель: обобщить знания, полученные на уроке.

– Чему мы учились на уроке? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят? Над чем нам надо поработать на следующих уроках? Дети указывают на необходимость тренировки в написании глаголов с сочетаниями -тся, -ться.

Учитель. Спасибо за урок! Желаю вам хорошо учиться, так как знание — всегда пригодится. Открыли домик там сочетание тся, ться 1



Д/з — 1 мин правило,упр456 -5,6,7 пословица

11.Рефлексия.

Цель: создать условия для рефлексии. 2

Кому было комфортно на уроке, кто очень хорошо понял тему – нарисуйте улыбку уголками вверх. Тот, кто испытывал затруднения не очень хорошо понял тему — уголками вниз























































































































.





















Проверка работы учеников. 1 мин

Ключ





+ 1 лучик за аккуратную работу



+ 1

посчитали количество значков

13-11-5

10-9-4

8-5-3

меньше 5-2






Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Имена существительные именительного падежа"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: