Лабораторная работа «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений» для 6 класса





ПЛАН — КОНСПЕКТ

(ОТКРЫТОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УРОКА – ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ))




Лабораторная работа

«Изучение строения семян двудольных и однодольных растений»






Разработала и провела:

Ткаченко Ирина Ивановна

учитель биологии

МОУ Яснозоренская СОШ

План-конспект

/Открытого мультимедийного урока-презентации по биологии в 6 классе/



Тема: «Строение семян однодольных и двудольных растений»

(слайд № 1)





Тип урока: комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, программированный опрос, беседа с элементами лекции

Цели урока: (слайд № 2)



  • Дидактическаярассмотреть понятия «Однодольные и двудольные растения», «Эндосперм», «семядоли», «Околоплодник», «зародыш», «Семенная кожура», «Семяножка», «микрополе».


  • Психологическая вызвать интерес к предмету, выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.


  • Воспитательнаяразвивать умение работать в группах и парами, оценивать ответы своих товарищей.


Оборудование: таблицы «строение семян», наборы для лабораторной работы, индивидуальные карточки для проверки домашнего задания, шкала для определения эмоционального состояния ученика.

Ход урока:

Ориентировочно-мотивационный этап.



В начале и в конце урока проводится психологическая разминка. (слайд № 3)

Ее цель определить эмоциональное состояние учащихся. У каждого ученика на внутренней стороне обложки тетради приклеена табличка с шестью лицами – шкала для определения эмоционального состояния (рис. 1). Каждый ученик ставит галочку под той рожицей, чье выражение отражает его настроение.

Рис. 1. Определите свое эмоционально состояние.

Учитель:

Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместить галочку хотя бы на одну клеточку влево и улучшить свое настроение. Для этого нужно задуматься над вопросами: может ли человек полюбить не очень интересный ему учебный предмет?


1. Биологическая разминка (слайд № 4)


Учитель:

Многие ребята любят составлять и разгадывать слова – анаграммы (обычно фантастические), в которых порядок букв переставлен. Попробуйте разгадать некоторые из них. Переставьте буквы в каждом слове и получите название биологических объектов или явлений, но сначала обратите внимание на подсказку.

  • «Саткиркун» — жизненная форма покрытосеменного растения, имеющая много стеблей и небольшую высоту

  • «Пконеролд» — мясистые подземные органы растений, служащие местом отложения питательных веществ

  • «Орькен» специализированный орган растения, который закрепляет растение в почве и активно поглощает из нее влагу с минеральными солями

  • «Рахотоморф» — крупная пластида внутри клеток водорослей, содержащая хлорофилл

  • «Котиабан» — наука о растениях.


Учитель:

Если вы легко разгадали слова-анаграммы, скажите себе: «Я – молодец!»


Цифровой диктант с взаимопроверкой

(программированный опрос):

Задание: напротив правильных утверждений поставьте цифру – 1, напротив неверных – 0.

Учитель:

Мы переходим к следующей проверке ваших знаний – биологический диктант. В тетрадях поставьте в столбик 10 цифр, напротив правильных утверждений ставите 1, неверных – 0.

По окончании диктанта поменяться тетрадями и проверить ответы соседа.

  1. корень всасывает воду из почвы с помощью корневых волосков. (1);

  2. растения обогащают воздух углекислым газом и поглощают из него кислород (0);

  3. все растения в зависимости от строения делятся на низшие и высшие (1);

  4. у высших растений тело разделено на органы: побеги и корни (1);

  5. корнеплоды – это побеги (0);

  6. ткань – это группа клеток, имеющая сходное строение и выполняющих одинаковую функцию (1);

  7. корневая система, у которой главный корень хорошо выражен, называется стержневой (1);

  8. папоротники имеют крупные яркие цветы (0);

  9. все растения состоят из клеток (1);

  10. зеленый цвет растения обусловлен наличием в клетках хлорофина (1).



Правильные ответы:

1 – 1; 2 – 0; 3 – 1; 4 – 1; 5 – 0; 6 – 1; 7 – 1;

8 – 0; 9 – 1; 10- 1.


Операционно-исполнительный этап

Учитель:

— какие растения называют семенными? (цветковые и хвойные);

— для чего цветковые и хвойные растения образуют семена? (для размножения на земле);

— где образуются семена у цветковых растений? (внутри плода);

— у всех ли растений образуется одинаковое количество семян внутри плода? (нет)


Поэтому плоды разделяют на две группы: односемянные и многосемянные (слайд № 6)



Работа с учебником с. 38, таблицей на доске




Учитель:

Жизнь цветкового растения начинается с семян. Назовите, по каким признакам отличаются семена? (слайд № 7)


Но все они имеют сходное строение (демонстрация таблицы или слайда). (слайд № 8)

Учитель:

Сегодня мы с вами рассмотрим схемы строения семени фасоли и пшеницы.



— снаружи семя покрыто кожурой. Защита от высыхания и механического воздействия;

рубчик – след от места прикрепления семени к стенке плода;

семявыход – маленькое отверстие для проникновения воды;

— внутри семени находится зародыш: у фасоли крупный, у пшеницы – маленький;

— эндосперм – особая ткань, клетки которой содержат запас питательных веществ.


Работа с учебником, стр. 42



Работа с учебником, стр. 43


Учитель:

Давайте сделаем вывод и запишем его в тетради.

Вывод:

Семена имеют семенную кожуру и зародыш.

У двудольных растений две семядоли, а запасные питательные вещества находятся либо в зародыше, либо в семядолях.

Зародыш однодольных имеет только одну семядолю, а питательные вещества находятся в эндосперме. (слайд № 11)



Домашнее задание: & 10, вопросы 1-3



Рефлективно – оценочный этап и подведение итогов урока.

Объявит оценки за урок отвечавшим ученикам, поблагодарить всех за работу на уроке.

Провести оценку эмоционального состояния по шкале. (слайд № 13)





Учитель:

Определите свое эмоциональное состояние в конце урока, поставьте галочку в соответствующую настроению клеточку.



Знаете ли вы что…..???? (слайд № 14)


  • Самыми крупными считаются семена сейшельской пальмы – 10 кг весом и 50 см длиной.


  • 50000 семян осины имеют массу всего 4 грамма.


  • Самый крупный в мире цветок раффлезия дает очень мелкие семена.


  • При одинаковой высоте деревьев у пальмы семя в 30 млн. раз тяжелее, чем у березы.



Свежие документы:  Обобщающий урок биологии в 7 классе «Царства «Бактерии», «Грибы», «Лишайники»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: