Урок для 8 класса по теме: «Класс Птицы. Многообразие птиц»


Конспект урока биологии.

(8 класс VIII вид)

ГБОУ: «Тверская школа-интернат № 1», учитель биологии

Копылова М.Ю.

Тема: «Класс Птицы. Многообразие птиц».



Задачи урока:


Образовательные:

-обобщить, расширить и проверить знания об особенностях строения, поведения и жизнедеятельности птиц;

-познакомиться с многообразием птиц, их значением в природе и жизни человека;

-продолжить формирование умений и навыков в проектной деятельности при составлении мини-проектов.

Коррекционно-развивающие:

-совершенствовать умения анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить при выполнении различных заданий;

-корректировать и развивать зрительно-моторную реакцию учащихся;

-развивать творческое воображение при работе с иллюстрациями

( фото) к тексту;

-на примере презентации показать возможность использования ИКТ.

Воспитательные:

-воспитывать любовь и интерес к изучению птиц,

-заинтересовывать и побуждать к поиску дополнительной информации на основе межпредметных связей,

-способствовать положительной мотивации учебной деятельности,

-развивать у учащихся чувство сострадания, бережное отношение к животным.


Тип урока: комбинированный


Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

Дидактический (раздаточный) материал:

Конверты с разрезанными пословицами; сигнальные карточки; листы с названиями птиц; творческое домашнее задание (мини-проекты).

Здоровьесберегающие методики и технологии:

физкультминутка в стихотворной форме; офтальмотренажёр

В.Ф. Базарного для профилактики близорукости.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Звучит музыка (пение птиц).

1 слайд: урок биологии в 8 классе.

У: Здравствуйте, ребята! Сейчас займет свое место за партой тот, кто назовёт зимующую птицу!

Ответы: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, клёст, сова, филин, сорока, глухарь, дятел, тетерев, куропатка.

2 слайд:

У: На нашей планете живут

Чудесные создания.

Они летают и поют,

И землю свято берегут…

(Музыка выключается)

У: Тема урока: « Класс Птицы. Многообразие птиц».

II. Актуализация знаний.

У: Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, мелодичное пение, их смелые, стремительные полёты.

Экологические группы птиц различны.

Виды многообразны.

Роль птиц в природе важна и многогранна.

Вспомним, что мы знаем о птицах!

3 слайд: вставь пропущенное слово.

  • Класс Птицы относится к типу Хордовые

  • Известно 8600 видов птиц

  • Среда обитания птиц: наземно -воздушная

У: Скажите, к какому типу относится класс Птицы?

Сколько видов птиц известно?

Как называется среда обитания птиц?

У: Молодцы! Проверим домашнее задание.

III.Проверка домашнего задания (слайд 4) (заинтересовывать и побуждать к проектной деятельности, к поиску дополнительной информации)

У: На прошлом уроке вам было дано творческое домашнее задание: объединиться в группы, найти интересную информацию, загадки, стихи о птицах из отряда Совообразные и отряда Дятлообразные и, сегодня, представить мини-проекты к защите.

5 слайд: Защита мини-проекта. Отряд Совообразные (ночные хищники). СОВА (фото)

6 слайд: Защита мини-проекта Отряд Дятлообразные. ДЯТЕЛ (фото)

У: Молодцы! С заданием справились.

А сейчас познакомимся с многообразием птиц. Вы знаете, что все птицы делятся на … отряды. Посмотрите на экран. Сосчитайте, сколько отрядов птиц? В природе их гораздо больше. Остановимся на некоторых отрядах.

IV. Объяснение нового материала (слайд)

7 слайд: СОКОЛ (фото)

Отряд Соколинообразные (дневные хищники).

У: Каких птиц этого отряда вы знаете? (сокол, ястреб, орёл, беркут, коршун).

У: Каковы особенности внешнего строения этих птиц? (острые когти, крепкий заострённый клюв, зоркий взгляд, стремительный полёт).

У: Какой они ведут образ жизни? (дневной)

У: Чем они питаются? (мелкими птицами, грызунами)

8 слайд: ВОРОБЕЙ (фото).

Отряд Воробьинообразные.

У: Что можете сказать о численности отряда? (самый многочисленный)

У: Назовите представителей этого отряда. (воробей, ворона, снегирь, синица, грач, сойка, клёст, скворец, жаворонок, сорока и др.)

У: Каковы их особенности? (очень шустрые, подвижные, быстрые в полёте, уничтожают много насекомых и их личинок).

У: Семья скворцов уничтожает за месяц до 24000 насекомых и их личинок. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством могут спасти от насекомых-вредителей 40 яблонь.

9 слайд: ГОЛУБЬ (фото)

Отряд Голубеобразные.

У: Назовите представителей этого отряда. (сизый голубь, декоративный голубь, домашние почтовые голуби).

У: Какой особенностью обладают почтовые голуби?

У: Чем питаются голуби? (зерном)

У: Какой орган пищеварения у них сильно развит? (зоб).

У: Для чего им нужен зоб? (чтобы в нём зерновая пища становилась мягкой).

У: В зобу голубей производится «птичье молоко», которым они выкармливают своих птенцов.

10 слайд: СТРИЖ (фото)

Отряд Стрижеобразные.

У: Назовите представителя этого отряда. (стриж обыкновенный).

У: Каковы особенности этих птиц? (это насекомоядные птицы, хорошо летают и всё делают в воздухе: ловят насекомых, пьют воду и даже спят)

У: Почему стриж не может ходить по земле? (потому что у него большая голова, а лапки очень маленькие)

У: Где обычно стрижи строят гнёзда? (под сводами крыш).

V. Обобщение и закрепление знаний. Выполнение заданий.

Закончи фразу о птице (11 слайд).

У: Про птиц существует множество афоризмов. Я предлагаю подумать, о какой птице так говорят и найти изображение этой птицы на экране.

Слайд 12 (угаданная птица высвечивается)

(Задание на творческое воображение и зрительное восприятие- (здоровьесберегающие технологии))



У: Долбить, как… (1 фото -дятел)

Надутый, как…(2 фото-индюк)

Важный, как…(3 фото-гусь)

Болтать или трещать, как…(4 фото-сорока)

Ярко одетый, как…(5 фото-павлин)

Могучий, как …(6 фото-орёл)

Большеглазый, как …(фото-филин)

У: Чтобы наши глаза были такими же зоркими, как у филина, нужна гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз по Базарному (движение птиц с музыкальным сопровождением -13 , 14 слайды) музыка включается, после гимнастики выключается.

(Упражнение на развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизации, развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве- (здоровьесберегающие технологии)


У: Птицы вдохновляли многих поэтов и писателей. Так появились интересные произведения: стихи, рассказы и замечательные сказки о птицах.

Я читаю первую сказку. Подумайте, как называется сказка?

Угадай сказку о птице (Задание на развитие памяти на основе межпредметных знаний и познавательных интересов)

У: Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей.

15 слайд: (на развёрнутой странице появляется красочная обложка книги)

Ответ: «Сказка о гадком утёнке» Г. Х. Андерсен

У: Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки

16 слайд:

Ответ: «Гуси-лебеди»

У: Птица с золотым украшением на голове, состоявшая на службе у царя.

17 слайд:

Ответ: «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкин

У: Русская народная сказка о домашней птице, которая могла бы послужить неплохим источником доходов для бабки с дедом

18 слайд:

Ответ: «Курочка — ряба»

У: С приходом весны поведение птиц заметно меняется. Самцы разными способами добиваются расположения самки. Многие птицы образуют пары. У одних птиц «брачный союз» длится вечность, как у лебедей, а у других всего один сезон.

Образуй птичьи пары предложенных птиц (работа в парах)

(Задание на развитие познавательных интересов и способностей учащихся)

(слайды 19 и 20 с проверкой)

1 пара 3 пара

Петух-курица Орёл-орлица

Гусь-гусыня Перепел-перепёлка

2 пара 4 пара Селезень-утка Индюк-индюшка

Голубь-голубка Тетерев-тетёрка

Игра: «4 лишний». Найди в списке лишнего и объясни почему? (работа в парах) (слайды 21, 22, 23, 24 с проверкой -фото птицы и название)

(Задание на развитие логического мышления, умение выделять главное, анализировать, сравнивать и обобщать знания)



У: Глухарь, жаворонок, тетерев, рябчик. Кто лишний? Почему так решили?

О: Жаворонок живёт в поле и является певчей птицей, а другие птицы живут в лесу и не поют.

У: Грач, воробей, страус, синица. Кто лишний? Объясните.

О: Страус не умеет летать, в отличие от других птиц.

У: Аист, беркут, цапля, журавль. Кто лишний? Почему так решили?

О: Беркут парит в открытом пространстве, а другие птицы живут на болоте, у водоёма.

У: Сокол, орёл, сова, ястреб. Кто лишний? Объясните.

О: Сова- ночной хищник, а другие птицы- дневные хищники.

У: Вспомните названия птиц на букву «с». Обратите внимание, что в каждом названии птицы уже известны две буквы.

Разгадай кроссворд: Шесть птиц на букву «С » (слайд 25) (работа в парах). (Задание на развитие познавательных интересов и способностей учащихся)


Сова

Сокол

Синица
Сорока

Соловей

Снегирь

(Слайд 26)

(Задание на развитие логического мышления, умение выделять главное и обобщать знания)


У: В конверте поговорки о птицах, разрезанные на три части. Соберите их и прочитайте. Работаем в парах.

1.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

2.У каждой птицы своя песня.

3.Птицу узнают в полёте, а человека в работе.

4.Всякий кулик своё болото хвалит.

У: Постарайтесь быстро дать ответ на поставленный вопрос.

Минута вопросов и ответов (слайд 27, 28 с проверкой)- фронтальная работа с классом (Задание на развитие внимания, памяти, быстроту реакции)

  1. Самая тяжелая птица нашей страны? (дрофа) фото

  2. Какой отряд птиц самый многочисленный? (отряд воробьинообразные) фото

  3. Какая птица поет только высоко в небе? (жаворонок) фото

  4. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст) фото

  5. Какая птица может поворачивать голову на 270 градусов? (сова) фото

  6. Какая птица является санитаром леса? (дятел) фото

У: Есть птицы, которые совершили подвиги. Им были установлены памятники. Послушайте небольшой рассказ и узнайте, о какой птице идёт речь.

Узнай птицу (слайды 29 и 30 с проверкой)

Это произошло в 1942 году в Англии. На подводной лодке была повреждена связь. На волю выпустили птицу, чтобы доставить сообщение об аварии. Вскоре экипаж был спасен. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки. Птице был поставлен памятник. Назовите её (Голубь) — фото птицы и памятника.

Это произошло в Германии в XVI веке. В осажденном городе люди умирали от голода. Когда они на крепостной стене выставили птицу, враг решил, что в городе еще много продовольствия и снял осаду. Благодарные люди поставили памятник птице. Назовите её (Петух) — фото птицы и памятника.

У: Две сороки приглашают вас на весёлую физкультминутку.

Физкультминутка: две сороки (слайд 31) (Упражнения на развитие двигательной моторики- здоровьесберегающие технологии)

У: Две сороки-белобоки дружно делали уроки

1-2 хлопки в ладоши, 3-4 хлопки о колени

И писали, и считали, и, конечно-же, устали

1-2 сжимаем пальцы, 3-4 трясём пальцами

Встали по -порядку, сделали зарядку

1-2 подняли руки и 3-4 опустили- 2 раза

Крыльями махали, по комнате летали

1-2 взмахи вверх, 3-4 взмахи вниз

Головою повертели.

1-2 направо, 3-4 налево

Снова за уроки сели.

VI. Проверка. Проверь себя с помощью теста. Работа в паре, само и взаимопроверка (слайды 32-40) (Задание на развитие мышления, речи, умение выделять главное, проверять и обобщать знания)

У: Это задание выполняется в паре. Смотрим на экран и слушаем первый вопрос. Обратите внимание, что на вопрос даны два ответа. Подумайте совместно в паре и по моей команде дайте ответ с помощью сигнальной карточки, цвет которой совпадает с правильным ответом. Ученик, которого я называю, озвучивает ответ.

У: Теперь все проверяем ответ по первому вопросу: (неправильный ответ вылетает, а правильный остаётся).

1. Перья сохраняют тепло в теле птицы, так как:

А) они состоят из стержня и опахала;

Б) между перьями находится воздух

2. У птиц, в отличие от пресмыкающихся есть:

А) шея;

Б) крылья

3. Обтекаемая форма тела птиц — это приспособление к:

А) полёту;

Б) размножению

4. На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует об их родстве с:

А) пресмыкающимися;

Б) земноводными

5. Какой орган пищеварения возник у зерноядных птиц?

А) зоб;

Б) кишечник

6. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен?

А) в воздушных мешках;

Б) в лёгких

7. Из скольких камер состоит сердце птицы?

А) из трёх;

Б) из четырёх

8. Какой орган чувств наиболее развит у летающих хищных птиц?

А) зрение;

Б) обоняние



Ответы: 1.Б, 2.Б, 3.А, 4.А, 5.А, 6.Б, 7.Б, 8.А

Интеллектуальная игра: «Золотое Яичко» (слайды 41-49 с проверкой- фото).

У: Открываем 1 яичко и даём ответ на вопрос. Какая птица самая маленькая в мире? (колибри). Эту удивительную птицу называют птица-цветок.

2 яичко——- У какой птицы самый длинный язык? (дятел)

У: Какой длины может быть язык у дятла? (до 15 см)

3 яичко——- Какая птица носит название танца? (чечётка)

4 яичко——- Какая птица двигается и вверх, и вниз головой? (поползень)

5 яичко——- Какой город носит название птицы? (Орёл)

6 яичко——- У какой птицы самое большое яйцо? (страус)

У: А ещё африканские страусы могут пасти скот.

7 яичко——- Какие птицы летают бесшумно? (совы)

8 яичко——- Какая птица подкладывает свои яйца в чужие гнёзда? (кукушка)

VII. Подведение итога урока. Выставление оценок. Молодцы, ребята, вы активно работали на уроке, выполняли различные задания. Оценку «5» получают…, а оценку «4»…

Домашнее задание: найдите загадки о разных птицах.

VIII. Рефлексия.

У: Подводя итог, мне хотелось бы узнать, какое задание вам на уроке понравилось, что вы запомнили и что было интересно узнать. Пожалуйста, выберите любое предложение и продолжите ответ.

Продолжите ответ (слайд 50).

Мне на уроке понравилось…

Я на уроке запомнил…

Мне было интересно узнать…

У: Урок закончен. Всем спасибо!



Список использованных источников информации:

Интернет ресурсы:

https://zjablic.ru/ сайт о птицах

https://muzofon.com/search/%D0%9F%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86 музыкальное сопровождение -пение птиц

«С добрым утром»

https://www.cbs3-uao.ru/pamgiv_3.html памятники птицам

https://www.kandalaksha-reserve.org/tyristam_mestnym/about_all_pticy.htm интересные факты из жизни птиц

https://www.poslovitza.ru/o_ptizah.html пословицы и поговорки о птицах

https://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/viktoriny/viktoriny-dlja-shkolnikov-viktoriny-pro-ptic.html викторины о птицах



Печатные издания:

«Книга для чтения по зоологии, С.А. Молис ( пособие для учащихся)

«Зоопарк дома», И.А. Юндин (книга для любителей природы)

«Часы занимательной зоологии», Т.И. Жукова

«Предметные недели в школе», В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева

«Любите и охраняйте птиц», Н.Л. Соколов

«Птицы наших лугов и полей», В. Флинт

«Птицы рассказывают о себе», М. Штейнбах

«Птицы в нашем лесу», В. Флинт



11



Свежие документы:  Контрольно-обобщающий урок в 9 классе по теме «Клеточный уровень организации живой природы»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: