Конспект урока по Химии «Химические свойства водорода» 8 класс


Химические свойства водорода

Цель: Познакомить учащихся с химическими свойствами и его применением, провести лабораторный опыт, показывающий восстановительные свойства водорода.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

  1. Рассказать о водороде, как о химическом элементе.

  2. Рассказать о водороде, как о простом веществе.

  3. Определите, в каких фразах о водороде говорится как о простом веществе, а в каких — как о химическом элементе.

1. Водород входит в состав воды, кислот, природного горючего газа

2. Водород содержится в органических веществах

3. Один из способов получения водорода — это разложение воды при действии постоянного электрического тока

4. В лабораторных условиях водород получают при взаимодействии некоторых металлов с кислотами (например, цинка с соляной кислотой)

5. Масса 1 л водорода составляет 0,09 г

6. При помощи стратостата, наполненного водородом, в 1933 г. русские стратонавты поднялись на высоту 19 км

7. Относительная атомная масса водорода равна 1

8. Гремучий газ — это смесь, состоящая из двух объемов водорода и одного объема кислорода


  1. Как получают водород в лаборатории и промышленности?

  2. Какими способами собирают водород в сосуд? На каких свойствах водорода основаны эти способы?

  3. Задача: Какой объём водорода образуется при разложении 18 мл воды электрическим током?


III. Изучение новой темы

1. Химические свойства кислорода

Молекула водорода образована двумя атомами водорода. Чтобы водород вступил в химическую реакцию с другим веществом необходимо разрушить его молекулу до атомов (т.е. разрушить связь между атомами). Связь между атомами прочная. Чтобы разрушить эту связь нужно приложить немалую энергию. Например, чтобы превратить 1 г молекулярного водорода в атомарный нужно затратить такое количество энергии, которого хватило бы чтобы вскипятить 0,5 литров воды. Поэтому при обычных температурах водород вступает в реакцию только с очень активными веществами. Например, с металлом натрием и неметаллом фтором. В остальных случаях реакции идут при высокой температуре или при наличии катализатора.

  • Горение водорода

2+ О2 = 2Н2О

чистый водород горит ровным голубым пламенем, при этом выделяется большое количество теплоты. Пламя водорода – это раскалённый пар. Водород можно использовать как топливо, причём экологически чистое, т.к. при его горении не образуется вредных веществ. Но пока не найдено дешёвого способа получения водорода, поэтому как топливо его широко не используют. Лишь в реактивных двигателях.

Смесь водорода с кислородом взрывается. Особенно сильный взрыв при отношении объёмов водорода и кислорода в смеси 2:1. Это так называемый «гремучий газ». Именно поэтому водород перед поджиганием необходимо проверять на чистоту. В пробирке этот взрыв безопасен. Если же взрыв произойдёт в сосуде с малым отверстием, то он разорвётся вдребезги, и осколки поранят окружающих.

  • Получение аммиака

2 + N2 = 2NH3

аммиак в качестве раствора используют в медицине, в сельском хозяйстве для получения минеральных удобрений.

  • Взаимодействие с металлами

с активными металлами реакция идёт при комнатной температуре:

2К + Н2 = 2КН – гидрид калия

2Nа + Н2 = 2NаН – гидрид натрия

с менее активными металлами реакция идёт при повышенной температуре:

2АI + 3Н2 = 2АIН3 (↑t) – гидрид алюминия

При взаимодействии водорода с металлами образуются гидриды.

  • Взаимодействие с неметаллами

Н2 + F2 = 2НF – фтороводород

Н2 + СI2 = 2НСI – хлороводород

  • Взаимодействие с оксидами металлов

Лабораторная работа

«Взаимодействие водорода с оксидом меди (II

Соберём прибор, как показано на рисунке. В пробирку поместим небольшое количество чёрного порошка оксида меди и будем пропускать над ним водород. Пробирку, в которой находится оксид меди (II) будем нагревать в пламени спиртовки.

В: Что наблюдаем?

— Через некоторое время на стенках пробирки появятся капельки воды, а чёрный порошок становится красным.

В: Что произошло? Давайте напишем уравнение реакции.

СuО + Н2 = Сu + Н2О

— в этой реакции произошёл процесс восстановления: водород отнял кислород от оксида меди и восстановил медь, т.е. медь выделилась в чистом виде.

Вещества, которые отнимают кислород от других веществ, относят к восстановителям.

2. Применение водорода

Применение водорода основано на его свойствах: лёгкость и свойства восстановителя. (Сообщение учащегося)


По ходу выступления учащиеся заполняют таблицу:

Свойства водорода

Применение водорода

Самый лёгкий газ

Наполнение зондов для изучения атмосферы

Горит в кислороде

Резка и сварка металлов

Восстановление металлов из их оксидов

Получение некоторых металлов в чистом виде


IV. Закрепление

  1. С какими веществами взаимодействует кислород?

  2. При каких условиях идут многие реакции водорода с веществами? Почему?

  3. Чем является водород в химических реакциях?

  4. Водород можно перелить из одного сосуда в другой. Как это сделать?

  5. Как перелить кислород из одного сосуда в другой?

  6. Дана медная пластинка. Как её химическим путём обратить в порошок меди?

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Азотная кислота" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: