Обобщающий урок по химии в 8 классе «Изменения, происходящие с веществами»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа села Акатная Маза

Хвалынского района Саратовской области






Разработка урока по химии в 8 классе


«Изменения, происходящие с веществами. Обобщающий урок»






подготовила

учитель химии

Гулиева Лариса Анатольевна











село Акатная Маза

2013год



Пояснительная записка:

Данный урок разработан для 8 класса по разделу «Изменения, происходящие с веществами». Урок является итоговым в изучении указанного раздела и позволяет обобщить знания учащихся об основных типах химических реакций, формирует умение проводить опыт и делать выводы, наблюдая за изменениями, происходящими с веществами. Урок воспитывает в детях чувство коллективизма, умение объективно оценивать результат своего труда.


Тема урока: обобщающий урок по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

Цели урока: 1) систематизировать знания учащихся о химических реакциях, повторить простейшие расчёты по химическим уравнениям;

2) продолжить развитие умений объяснять смысл изученных понятий, применять эти понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, наблюдать и объяснять результаты лабораторных опытов;

3) продолжить формирование научного мировоззрения, коллективизм, умение объективно оценивать результат своего труда.


Задачи обучения:

Нужно знать: различия между химическими и физическими явлениями, признаки химических реакций и условия их протекания, типы химических реакций.

Нужно уметь: записывать уравнения химических реакций, проводить расчёты по уравнениям химических реакций, проводить химические опыты.

Задачи развития: продолжить развивать у учащихся основных приёмов мышления (наблюдать, анализировать, делать выводы).


Задачи воспитания: продолжить работу по формированию научного мировоззрения у учащихся.


Тип урока: обобщающий.


Методы обучения: беседа, графический диктант, лабораторные опыты, выполнение упражнений разного уровня сложности, решение задач.


Оборудование для учащихся: пробирки, пробиркодержатель, спиртовка, спички, лучина, гидрокарбонат натрия (твёрдый), медная проволока, сульфат меди (II), гидроксид натрия, вода.


Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, экран, компьютер.



Этап урока

Продолжительность этапа

Задачи этапа

Содержание этапа

Организационный

2 минуты

Проверка подготовленности класса к уроку, организация внимания школьников;

раскрытие цели и плана урока.

Приветствие. Сегодня мы проводим последний урок по теме «Изменения, происходящие с веществами». Проверим, что вы узнали и чему научились.

Актуализация субъектного опыта учащихся

3 минуты

Обеспечить мотивацию учения, актуализировать субъектный опыт учащихся.

На этом уроке нам нужно повторить и систематизировать полученные знания и умения. Всё многообразие химических веществ возникло благодаря процессам, называемым химические реакции. Они – подлинная душа химии, её главное содержание. Невозможно, даже приблизительно, подсчитать, сколько химических реакций происходит в мире, скажем, в течение лишь одной секунды. Мы говорим, думаем, радуемся, мечтаем – и за всем этим скрываются миллионы химических реакций.

Всесторонняя проверка знаний и умений.

30 минут

Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действия учащихся, проверка сформированности общих учебных умений учащихся.

Задание 1: Начнём наш урок с небольшой разминки, где вам предстоит дать устные ответы на несколько вопросов:

— Какие явления называют химическими?

— Чем химические явления отличаются от физических?

— Когда вещества вступают во взаимодействие друг с другом, они дают знать об этом. Назовите признаки, по которым можно определить, что произошла реакция?

— Назовите условия, при которых протекают химические реакции?

— Сущность химических реакций выражается с помощью химических уравнений. Что мы называем уравнением химической реакции?

— На основе какого закона составляют химические уравнения?

— Сформулируйте закон сохранения массы вещества.

— Назовите типы реакций, на которые они делятся по числу вступивших в реакцию веществ и числу получившихся в реакции?


Задание 2: Это задание позволит проверить, насколько вы уяснили разницу между химическими и физическими явлениями. Из предложенного списка явлений выбрать те, которые относятся к физическим и те, которые относятся к химическим. (Список на экране). После выполнения учащиеся проверяют правильность выполнения друг у друга и выставляют оценку, используя критерии: «5» — без ошибок, «4»-1,2 ошибки; «3»- 3, 4 ошибки.

Приложение 1.

Задание 3: Проверка навыков работы с реактивами при проведении лабораторных опытов. Учащимся предлагается провести 3 опыта, соблюдая правила техники безопасности, пронаблюдать за изменениями, происходящими с веществами, определить тип этих реакций. После проведения опытов учащиеся дают характеристику каждой реакции. Приложение 2.


Физминутка.


Задание 4: При выполнении этого задания проверяются умения учащихся записывать уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты. Предлагаются задания 3-х уровней сложности. Два ученика работают у доски. После выполнения задания – самопроверка. (Правильно выполненные задания на экране). Приложение 3.


Задание 5: последнее задание позволит проверить навыки учащихся в решении задач по уравнениям реакций. Задачи даны 3-х уровней сложности. 2 ученика работают у доски. Задание проверяется учителем после урока.



Подведение итогов.

3 – 4 минуты

Дать качественную оценку работы отдельных учеников и класса в целом.

— Учитель комментирует оценки, выставленные учащимися при взаимопроверки и самопроверки.

— Оценки за решение задач будут прокомментированы на следующем уроке.

— Оценка работы всего класса в целом.


Домашнее задание

2 минуты


В качестве домашнего задания учащимся предлагается записать в виде уравнений химические реакции, проделанных ими опытов.

Рефлексия

3 минуты

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учениками и учителем.

Что на сегодняшнем уроке вам показалось самым интересным?

Что удивило вас?

Что понравилось и что не понравилось в нашей работе?


Спасибо за наше сотрудничество!

Свежие документы:  Основания, 8 класс

















Приложение 1: Определите, какие явления являются физическими, а какие – химическими?


а) кипение воды;

б) образование инея на деревьях;

в) ржавление гвоздя;

г) таяние снега;

д) горение бенгальского огня;

е) гниение растений;

ж) приготовление раствора соли;

з) горение свечи;

и) приготовление сахарной пудры из сахара.


Проверьте правильность выполнения задания друг у друга, поставьте отметки, используя критерии:

«5» — без ошибок; «4» — 1, 2 ошибки; «3» — 3, 4 ошибки.



Приложение 2: Лабораторные опыты.


Соблюдая правила по технике безопасности, проведите реакции:


  1. Прогреть на пламени спиртовки гидрокарбонат натрия (сухой). Обратить внимание на стенки пробирки. Почему они запотели? Поднести к отверстию пробирки зажженную лучинку – почему она гаснет?


  1. Нагреть в пламени спиртовки медную проволоку. Что наблюдаете? Почему изменился цвет проволоки?



  1. Прилить к раствору сульфата меди(II) небольшое количество гидроксида натрия. Что наблюдаете?


— Определите тип каждой реакции.

— Запишите в тетрадь все изменения, которые вы наблюдали.

— Дома запишите уравнение каждой химической реакции.

Приложение 3: Составьте уравнения химических реакций. Расставьте коэффициенты.



Задания даны 3-х уровней сложности. Выберите одно из заданий, учитывая, что при правильном выполнении заданий они оцениваются следующим образом:

— 1 уровень – «3»; 2 уровень — «4»; 3 уровень – «5»




1 уровень:


Cr2O3 + Al -> Al2O3 + Cr Al + S -> Al2S3


HJ -> H2 + J2 Na2 O + HCl -> NaCl + H2O



2 уровень:


Mg + O2 -> ? Cu(OH)2 -> CuO + ?



Al2O3 + H2 -> Al + H2O CuO + HCl -> ? + H2O





3 уровень:


Cu + ? -> CuO Al(OH)3 -> Al2O3 + ?


Al + ? -> Al2S3 CuO + ? -> ? + H2O

После выполнения задания (приложение 3) учащиеся проводят самопроверку, сверяя свой ответ с готовым правильным решением:





1 уровень:


Cr2O3 + 2Al -> Al2O3 + 2Cr 2Al + 3S -> Al2S3


2HJ -> H2 + J2 Na2 O + 2 HCl -> 2 NaCl + H2O



2 уровень:


2Mg + O2 -> 2MgO Cu(OH)2 -> CuO + H2O



Al2O3 + 3H2 -> 2Al + 3H2O CuO + 2 HCl -> CuCl2 + H2O





3 уровень:


2Cu + O2 -> 2CuO 2 Al(OH)3 -> Al2O3 + 3H2O


2Al + 3S -> Al2S3 CuO + H2 -> Cu + H2O





Список литературы:



  1. Габриелян О.С. Учебник «Химия» 8 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2008 год.

  2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. «Рабочая тетрадь по химии для 8 класса». Москва, изд-во «Дрофа», 2007 год.

  3. Гузеев В.В. «Проектирование и анализ урока». Журнал «Директор школы» № 7 2005 год.

  4. Дендебер С.В., Ключникова О.В. «Современные технологии в процессе преподавания химии». Москва, изд-во «ООО – 5 за знания», 2007 год.

  5. Штемплер Г.И. «Тесты и вопросы по химии. 8 – 11 классы». Москва, изд-во «Просвещение», 2000 год.







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: