Внеклассное меропиятие на тему «Уроки окончены, занятия продолжаются»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ХИМИИ: “Уроки окончены, занятия продолжаются”

ВВЕДЕНИЕ

Современное течение жизни с ее скоростью и лавиной информации предъявляет высокие требования к учителю и к подрастающему поколению. Надо много знать, быстро и качественно работать. Не менее необходимыми являются и творческие способности, ценность которых возрастает по мере вхождения в информационное общество, где производится и потребляется интеллект. В этой ситуации воспитательные и обучающие возможности химии не уменьшаются, а увеличиваются.

В последние годы среди школьников возрастает интерес к химии. Однако в рамках школьной программы, в которой число часов, отведенных на химию, сокращено до минимума (2 часа в неделю), раскрыть потенциальные возможности школьника, его творческие силы невозможно. В такой ситуации внеклассную работу по химии переоценить невозможно.

Это учебное пособие познакомит вас с рекомендациями по организации в школе химического общества, химического музея, выпуска школьной газеты, исследовательской работы учащихся, массовых внеклассных мероприятий: дней химии, устного журнала, школьных химических вечеров, турниров и конкурсов, научно-теоретических химических конференций, недели химии в школе.

Необходимо отметить, что предлагаемые рекомендации носят скорее ориентировочный, вспомогательный характер. Учитель же, в зависимости от уровня подготовленности учащихся, их возрастных особенностей, возможностей школы и региона, должен творчески подходить к организации внеклассной работы. Очень важно, чтобы содержание проводимых мероприятий было современным и отражало соответствующие теме социальные проблемы школы, области и т.п.




ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ХИМИИ

Как организовать химическое общество

При наличии в школе нескольких химических кружков (секций), работающих в различных направлениях науки или общественно-полезной деятельности по химии, целесообразно для координации работы этих кружков объединить их в школьное химическое общество. Такой коллектив вырабатывает свой Устав, эмблему, может изготовить значки. Школьное химическое общество имеет план работы, в которой кроме планов работы отдельных кружков или секции следует включить дела, объединяющие все эти кружки. Это может быть, например, взаимопомощь в работе, совместное проведение каких-либо исследований, оборудование кабинета, подготовка к вечеру, выпуск журнала и т.п. Все эти вопросы следует утвердить на общем собрании школьного научного объединения.

Во главе коллектива юных химиков должен стоять Совет, в состав которого войдут представители всех секций или старосты кружков, членов комитета школы, учитель химии и представитель шефствующей организации /очень хорошо, если над коллективом юных химиков будет шефствовать химическая организация/. Каждому члену Совета или нескольким членам его поручается конкретная группа дел, например, ведение кружков для младших школьников, подготовка музея или выставка, выпуск газет или журналов, проведение лектория, вечеров, экскурсий и т.д. Для выполнения порученной работы Член Совета привлекает членов кружков и секций, отдельных школьников и целые классы.

Химическое общество

Календарный план работы, отдельные мероприятия и отчеты рекомендуется заслушивать на заседаниях Совета, который собирается 1-2 раза в месяц. Прием в действительные члены общества на основании заслуг в научно-исследовательской и общественно-полезной работе целесообразно проводить в торжественной обстановке на общем собрании членов общества. На общих же собраниях рекомендуется обсуждать работу общества в целом и отдельных его секций. Общие собрания коллектива юных химиков рекомендуется проводить не чаще 1 раза в 2-3 месяца. В конце года проводится итоговое общее собрание (заседание), на котором отмечается работа лучших членов коллектива юных химиков. Рекомендуется, чтобы выпускники школы на этом заседании оставляли «наказ младшим».

Школьное химическое общество может и должно работать в тесном контакте с другими предметными ученическими объединениями.

Примерный план работы школьного химического общества «Протон»

Цели и задачи

Пропагандировать химические знания среди учащихся младших классов, населения.

Углублять знания учащихся старших классов, знакомить с достижениями химической науки.

Совершенствовать умение проводить химический эксперимент. Использовать электронный учебник: “Виртуальная химическая лаборатория”.

Сентябрь

  1. Заседание правления

  2. Занимательные опыты по химии для учащихся 2-х классов

  3. Экскурсия на завод «Стройфарфор» г. Шахты

  4. Встреча с учеными Донского агроуниверситета

  5. Беседа «Новые технологии в химическом производстве»

  6. Выпуск фотоальбома, изготовление презентаций.

Октябрь

  1. Неделя химии

  2. Встреча с учеными

  3. Защита рефератов по теме «Каталитические реакции»

  4. Экскурсия на ХБК г. Шахты

  5. Беседы с учащимися 5-7 классов «Интересное в химии»

  6. КВН

  7. Занимательные опыты для учащихся 3-4 классов

  8. Викторина по органическим соединениям

  9. Выпуск газеты «Углеводороды»

  10. Общее заседание Общества

  11. Доклад на школьной конференции «Значение химии в народном хозяйстве»

  12. Экскурсия в Донской агроуниверситет

Ноябрь

  1. Конференция учащихся 8-х классов по теме: «Классы химических соединений»

  2. Выпуск газеты «Путешествие в страну Химию»

  3. Защита практических работ на тему «Получение водорода в лаборатории»

  4. Беседа «Химия в сельском хозяйстве»

  5. Занимательные опыты для учащихся 7-х классов

  6. КВН учащихся 8-х классов

Декабрь

  1. Конференция «Великий закон природы» для учащихся 3-х классов

  2. Защита реферата «Электролиз» совместно с юными физиками

  3. Беседа в домоуправлении «Значение химии в народном хозяйстве»

  4. Занимательные опыты

  5. Доклад «Теория А.М. Бутлерова»

Январь

  1. Школьная олимпиада

  2. Защита рефератов

  3. Беседы: «Пластмассы в народном хозяйстве»,

«Квантовая теория в химии»,

«Химические связи»

Февраль

  1. Викторина для учащихся 9-х классов

  2. Защита практической работы «Получение кислорода в лаборатории»

  3. Конференция учащихся 9-х классов по теме «Химия Дона»

  4. Беседа «Водородные соединения неметаллов»

Март

  1. Беседа для учащихся 5-8 классов «Химия и экология»

  2. КВН учащихся 7-х классов

  3. Эстафета знаний восьмиклассников по теме: «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева»

Апрель

  1. Защита реферата «Коррозия металлов и борьба с ней»

  2. Защита реферата «Кремний и его соединения»

  3. Выпуск газеты «Редкоземельные элементы»

  4. Беседа «Химия и экология»

  5. Доклады: «Достижения химической науки и техники»,

«Скорость химической реакции»,

«Проблема синтетической пищи»,

«Аминокислоты»

Май

  1. Беседа «Группа щелочноземельных металлов»

  2. Защита рефератов «Обратимость химических реакций»,

«Свойства, строение и роль белков в жизни»,

«Теория электролитической диссоциации»

В течение года

  1. Выпустить 4 журнала «Полимер»

  2. Выпустить фотоальбом

  3. Выпустить световую газету

  4. Вести летопись «Протон»

  5. Провести следующие экскурсии: керамический экспериментальный завод

г. Шахты, молочный завод г. Новочеркасск

  1. Проводить занятия учащихся в аналитической лаборатории и лаборатории органических веществ Донского агроуниверситета

  2. Секции конструирования изготовить: прибор для определения свойств углекислого газа, прибор для получения оксида азота (IV), прибор для электролиза солей, озонатор, прибор для получения соляной кислоты, электрофицированную ванную таблицу для определения минеральных удобрений, магнитные схемы производств, модели молекулы органических веществ, карточки для опроса учащихся.

  3. Организовать работу секций:

— занимательной химии;

— научно-исследовательской;

— лекторской;

— решения трудных задач;

— лаборантов;

— аналитической;

— научно-практической;

— экскурсионного бюро;

— библиотеки.

Какую общественно-полезную работу по химии можно провести в школе

Одной из основных задач химического кружка является повышение уровня знаний учащихся. Но, во-первых, в школьном кружке могут заниматься немногие, а во-вторых, в определенной мере занятия в кружке – это работа «для себя», для удовлетворения собственных потребностей. В школьном коллективе есть немало общественно полезных дел, для выполнения этих дел потребуется помощь юных любителей химии.

Руководить общественно полезной работой в школе должен штаб, который планирует всю эту работу, подбирает исполнителей и контролирует выполнение школьниками порученных дел.

Выбирая общественно полезные задания, не следует слишком разбрасываться, набирать как можно больше дел, в то же время следует учесть, что формы полезной деятельности должны быть разнообразными, чтобы каждый школьник, интересующийся химией, мог принять участие в работе для всех. Давая задания, члены комитета или химический штаб совместно с учителями химии должны проконсультировать тех, кому поручается дело, обсудить с ними ход выполнения той или иной работы. При этом, конечно, не следует ограничивать исполнителей какими-либо рамками (кроме сроков выполнения работы), необходимо дать возможность каждому поработать творчески.

Ниже мы помещает примерный перечень общественно-полезных дел, которые можно выполнить в школе (из опыта работы школьных коллективов Ростовской области):

— оборудовать кабинет школы техническими средствами обучения (проекционные аппараты и приборы, электрифицированные таблицы, телевизор и компьютер);

— оборудование кабинета школы учебно-наглядными пособиями (составление наборов раздаточного материала, изготовление наборов для сборки простейших приборов из стекла, приборов и химической посуды на каждый ученический стол с учетом всего учебного года или с учетом отдельных изучаемых тем программы по химии, изготовление схем, макетов и моделей химических производств, таблиц по применению и получению отдельных веществ, изготовление таблиц, плоскостных, объемно-плоскостных, объемных и электрифицированных моделей атомов и молекул, изготовление демонстрационных приборов по отдельным темам программы;

— изготовление презентаций, слайд-фильмов;

— оформление кабинета школы;

— создание школьного уголка химии, выставки, химического музея;

— выпуск стенных газет, издание рукописного журнала, выпуск специальных бюллетеней и монтажей: ведение календаря химии, стенда или альбома новостей химической науки и промышленности, изготовление стендов о развитии химии и химической промышленности, о применении химии в промышленности, сельском хозяйстве, в быту и т.п.;

— создание лекторской группы, проведение лекций и бесед для младших школьников, шефствующей организации населения;

— организация химического кружка для младших школьников;

— подготовка и проведение химических утренников, вечеров, конференций, дней и недель химии, викторин, конкурсов, олимпиад, выставок, экскурсий;

— помощь учащимся отставшим по предмету по болезни или по другим причинам;

— проведение исследовательских работ по заданиям научных учреждений, ВУЗов, промышленных предприятий, совхозов и колхозов и т. д.

Как вести в школе научно-исследовательскую работу

Каждый, кто хочет заниматься научным исследованием, должен хорошо понимать, что это весьма сложная и ответственная работа, требующая особой тщательности, терпения, умения ставить эксперимент, достаточно большого запаса знаний, умения работать с книгой, умение вести самостоятельную работу в лаборатории. Поэтому, научно-исследовательскую работу рекомендуется поручать наиболее опытным членам школьных химических кружков, не один год увлекающихся химией и успешно занимающимися по другим предметам. Под их руководством, например: в качестве лаборантов, научно-исследовательской работой могут заниматься и менее опытные школьники.

Тематику научно-исследовательских работ может составить учитель химии, исходя из возможностей и потребностей школы. Но лучше, если тематика этих работ будет предложена химической лабораторией учебного или научно-исследовательского института, предприятия, колхоза, совхоза и т.п. В таком случае исследование будет носить практически важный характер. Школьники, которые будут вести исследование, могут консультироваться по наиболее важным вопросам у сотрудников в лаборатории, предложившей работу, использовать специальную аппаратуру, соответствующую в школе, перенять опыт ведения научного поиска, ближе познакомиться с химическими профессиями и специальностями.

Под руководством консультанта или учителя химии группа учащихся, приступающих к научному исследованию, должна четко определить цели и задачи эксперимента, на основании этого решить какими методами следует вести эксперимент, каковы сроки его проведения.

Школьники, ведущие поиск, должны ознакомиться с литературой по теме своей работы, выяснить какие исследования по данному вопросу велись ранее. После этого составляется конкретный план ведения эксперимента, в котором строго определяется роль каждого из его участников, сроки подготовки и изготовления оборудования и получения исходных материалов. Определяются основные этапы работы. План работы обязательно просматривается консультантом или учителем и утверждается научным руководителем организации, предложившей исследование.

В процессе научного исследования школьники более подробно изучают специальную литературу по теме, при необходимости изготавливают или совершенствуют уже имеющуюся аппаратуру и установки, синтезирующие исходные вещества. При проведении эксперимента ведется журнал наблюдений, в котором подробно регистрируется весь процесс (качество и характеристики исходных веществ, аппаратура, условия и время протекания реакции, результаты реакции), методы выделения продуктов, количество и характеристика продуктов. Такая работа требует внимательности, аккуратности, терпеливого отношения к себе. Эксперимент приходится переделывать по несколько раз, чтобы убедиться в их справедливости или в несправедливости того или иного вывода.

По окончании работы представляется отчет, в котором должны быть следующие разделы:

— цели и задачи работы

— литературный обзор

— описание экспериментальной части

— выводы

В литературном обзоре кратко указываются сведения об исследуемом веществе (если работа посвящена синтезу) методах его получения и т. п. Затем указывается план работы, описывается подготовительный период и сам эксперимент, описание подтверждается чертежами, схемами, таблицами или фотографиями. Обязательно указываются достоинства и недостатки предлагаемого метода получения вещества, использование аппаратуры, определенных условий ведения реакций и пр. В конце отчета делаются краткие выводы о значении проделанной работы. Отчет подписывается консультантом и утверждается научным руководителем исследовательской лаборатории (в школе – учителем).

В некоторых школах проводится защита выполненных научно-исследовательских работ на специальных заседаниях кружка или школьного химического общества. Авторы исследования докладывают участникам конференции о своей работе, иллюстрируя свое сообщение таблицами, приборами и пр., отвечают на вопросы слушателей по теме исследования. Затем выступают заранее названные оппоненты (1-2 человека), которые характеризуют ценность и правдивость выполненной работы. Оппонентами могут быть школьники, бывшие кружковцы, студенты и специалисты химии. Привлечение профессиональных химиков в качестве оппонентов наиболее целесообразно. После оппонентов выступают участники заседания (конференции), желающие высказать свое мнение о выполненной работе. Затем принимается окончательное решение об утверждении выполненной работы школьники, выполнившие исследование успешно, поощряются. Защиту научно-исследовательских работ можно проводить в школе и в помещении той организации, которая предложила тему научного поиска.

Для того, чтобы каждый мог представить себе, какие исследования способны провести школьники, мы публикуем перечень научно-исследовательских работ, предложенных кафедрой химии, агрохимии ДонГАУ:

— исследование хроматов в качестве ингибиторов в водных растворах;

— некоторые новые конструкции приборов, позволяющие проводить лабораторные и практические работы без вытяжных шкафов;

— применение слабых источников тока для лабораторных и практических работ на уроках химии;

— исследования ингибиторов атмосферной коррозии;

— методика ускоренного получения кислорода;

— испытание антикоррозийного действия солей тетраметил-аммония;

— влияние стимуляторов роста растений на содержание крахмала картофеля;

— получение и исследование свойств сульфата тетрааммин – (II) меди;

— получение и исследование свойств иодида свинца;

— состав воды (морской, речной, лиманов и др.) и возможности ее практического применения;

— изучение состава морских и пресноводных водорослей с целью использования их в питании людей, в качестве удобрений и сырья для получения редких элементов и других веществ;

— проблемы очистки промышленных и бытовых отходов;

— использование пришкольных участков, колхозных и совхозных земель под определенные сельскохозяйственные культуры, исходя из состава почв;

— метод количественного определения кислорода, растворенного в воде;

— синтез, очистка и исследование свойств этилбутилового эфира;

— влияние анионов на скорость растворения металлов в кислотах;

— ферроцианидный и карбонатный методы определения катионов металлов в условиях школы;

— аналитические реакции в твердой фазе и др.

Как провести в школе научную конференцию

Научные конференции проводятся в школах, как по отдельным предметам, так и по нескольким сразу. Конференции могут быть посвящены юбилею ученого, какого-либо важнейшего открытия; могут быть конференции, посвященные исследованию, проведенным школьниками. Обычно конференции – итог работы кружка (нескольких кружков), итог большой творческой работы отдельных школьников и коллективов учащихся.

Для проведения конференции избирается или назначается компетентный научный Совет, состоящий из школьников, учителей и специалистов в той или иной отрасли науки или производства в зависимости от темы конференции.

Среди учащихся школы объявляется конкурс теоретических работ (рефератов) по определенной тематике, а также конкурсы экспериментальных работ, макетов и моделей. Конкретных тем должно быть обязательно много, чтобы все желающие школьники могли участвовать в конкурсах. Срок проведения этих конкурсов должен быть достаточно продолжительным (3 — 4 месяца). Об условиях конкурсов, о подготовке к научной конференции следует широко информировать всех учащихся школы через красочные афиши, учебный сектор школы, учебные советы класса.

Все работы, полученные на конкурсе, рецензируются членами научного совета, на заседании которого окончательно решается вопрос о том, кто из школьников получит право докладывать о своей работе на конференции. Такое право должны получить авторы конкурсных работ, в которые наиболее ярко, четко, научно прозвучала основная мысль, «в которой виден творческий подход к изученной литературе, проведенному эксперименту, выполненному прибору.

Учащихся, чьи работы допущены на конференцию, следует предупредить об этом не менее чем за одну — две недели, чтобы они смогли подготовить свое выступление. Каждое выступление должно длиться не более 10 минут и содержать в себе наиболее важные вопросы реферата, исследования или метода изготовления и применения прибора. По возможности выступление школьников на конференции должно сопровождаться иллюстративным материалом по теме сообщения: таблицами, схемами, диаграммами, демонстрацией опытов и работы приборов и т. п.

Выступающие школьники должны уметь ответить на вопросы слушателей по теме своего выступления. Слушателями на конференции могут быть учащиеся данной школы, а также приглашенные из других школ, родители, шефы, ученые.

На открытии конференции вступительное слово можно предоставить специалисту по той отрасли знаний, по которой проводится конференция. Ведут конференцию члены научного Совета. Если конференция проводится сразу по нескольким предметам и сообщений школьников много, то рекомендуется после открытия организовать работу по секциям (по предметам), на которых уже решится вопрос о том, какое одно сообщение от секции будет заслушано на пленарном заседании. Можно также организовать предварительные конференции по классам. Если конференция проводится только по химии или сообщений не много, то целесообразно провести только пленарное, т. е. общее заседание.

После сообщений, предусмотренных программой конференции, и выступлений желающих слушателей кто-либо из членов научного Совета должен провести анализ выслушанных на конференции сообщений, отметить их наиболее важные, практические, полезные стороны. Целесообразно также дать анализ и тем работам, которые были предоставлены на предварительные конкурсы, но по каким-то причинам не прошли на конференцию.

В заключение конференции рекомендуется поощрить тех учащихся, которые наиболее активно и наиболее успешно участвовали в подготовке и проведении конференции.

Научные конференции рекомендуется проводить не более чем 1-2 раза в год.

Примерная программа научно-практической конференции учащихся

    1. Открытие конференции. Вступительное слово.

    2. Открытие выставки работ учащихся.

    3. Сообщения и обсуждение отчетов и докладов (2 дня).

  1. химия и электрический ток;

  2. исследование меди и примеси – фальсификаторы;

  3. влияние микроудобрений на рост и развитие комнатных растений;

  4. вклад ученых-химиков в развитие металлургии;

  5. кристаллизация веществ;

  6. определение чистоты воздуха в условиях школы;

  7. исследование некоторых свойств нефти;

  8. исследование зависимости скорости химических реакций от влияния различных условий (приборы).

  1. Заключительное слово.

  2. Награждение участников конференции и выставки

Как организовать в школе химический музей

Созданию школьного музея должна предшествовать большая краеведческая работа, проводимая членами химического кружка или соответствующей секцией школьного химического общества.

Краеведческая секция может заниматься геохимией и минералогией, гидрологией, изучением химических производств, знакомиться с применением химии в народном хозяйстве. В процессе работы такой секции членами ее создаются схемы, диаграммы, макеты и модели, составляются карты, коллекции и пр. Весь этот материал и может послужить в качестве экспонатов для музея «Химия родного края». В музее могут быть отделы: «Полезные ископаемые нашей области» (история образования, состав, метода добычи, переработки и применения), «Вода» (состав, причины наличия определенных примесей и их влияние на окружающую среду, методы очистки, использование), «Химическая промышленность» (технологические схемы, сырье и продукция предприятий, история предприятий, их лучшие люди, перспективы развития производства), «Химия – сельскому хозяйству» (агрохимические карты, образцы почв, удобрений, ядохимикатов, из использование и значение, кормовые добавки, их применение), «Химия в быту», «Развитие химической промышленности родного края».

Рамки школьного химического краеведческого музея можно раздвинуть с помощью экспонатов, рассказывающих о химии других областей, краев всей нашей страны. Это организуется по переписке со школьниками со школьниками из различных уголков нашей Родины, в порядке обмена экспонатами между школьными химическими музеями. На письма из краеведческих музеев школ откликаются предприятия, научно-исследовательские институты, техникумы и высшие учебные заведения. Но такие экспонаты можно собрать в музее не только по переписке.

Можно, во-первых, поручить всем учащимся, уезжающим в период каникул на экскурсии или просто на отдых в другие области, привезти экспонаты для школьного музея; во-вторых, можно организовать специальные экспедиции членов краеведческого кружка или секции по сбору материалов для музея.

Прежде чем организовать экспедицию или дальний поход, необходимо списаться со школьниками той местности, куда намечается поездка. Только после письменного подтверждения о приеме можно договориться с интересующими участников поездки предприятиями, лабораториями, музеями, продумать финансовые вопросы, вопросы питания. Все участники экспедиции, а это должны быть активисты школьного коллектива юных химиков, должны пройти медицинскую комиссию, сделать необходимые привычки, изучить правила и технику передвижения в походе и способы оказания первой медицинской помощи. Участники экспедиции должны избрать из своего числа командира, комиссара, завхоза, санпост, фотографов, краеведов (по разделам работы), ответственных за дневник похода и пр. Каждый участник похода должен выполнять определенные функции. Возглавлять экспедицию должен учитель. Если в составе экспедиции 10-15 школьников, то достаточно одного руководителя, при больших количествах участников похода число взрослых руководителей должно быть увеличено. Продолжительность экспедиции может быть от 5 до 30 дней.

По переписке и во время экспедиции очень удобно собирать материалы и для школьных музеев, посвященных выдающимся химикам нашей родины, например М.В. Ломоносову, Д.И. Менделееву, А.М. Бутлерову, Н.Д. Зелинскому и другим. Путешествуя, например, по ломоносовским местам, можно собрать народные песни, сказания о великом русском ученом, образцы одежды, утвари времен Ломоносова и пр. Такие экспонаты музея приблизят посетителей к той эпохе, в которой жил и творил гений русской науки, помогут проникнуть духом уважения, которое питает к ученому наш народ. В разделах музея, посвященного выдающимся химикам, должны быть биографические материалы, материалы, рассказывающие об истории науки и о том вкладе, который внесли в нее ученые, чьи имена носит школьный музей; обязательным в музее должен быть раздел о современном развитии науки.

Все экспонаты, удобные для показа, должны быть размещены на стендах, витринах, стеллажах музея по тематическим разделам. Каждый экспонат необходимо снабдить небольшой, аккуратно выполненной этикеткой, в которой указывается наименование экспоната, дата и место, в котором был обнаружен, получен или изготовлен, автор экспоната. На обратной стороне этикетки и на самом экспонате должен стоять порядковый номер, под которым этот предмет числится в книге-перечне экспонатов музея.

Располагаться музей должен в специально предоставленном школьном помещении, в кабинете химии, в классной комнате или в коридоре школы. Музей обязательно должен иметь хранилище (это может быть и лаборатория химического кабинета), в котором будут находиться экспонаты, не демонстрируемые в данное время на витринах и стендах, подсобные материалы для экскурсоводов и т.п. Музей должен иметь перечень всех экспонатов с подробным описанием их, план-схему расположения отделов (разделов) музея и экспонатов в них, литературу по темам экскурсий. Необходимо иметь также журнал регистрации экскурсий, книгу отзывов посетителей.

Посетителями музея могут быть учащиеся школы, в которой создан музей и учащиеся других школ, население, туристы, приезжающие в данную местность.

Во главе музея должен быть избранный или назначенный директор и его заместители по научной, пропагандистской и хозяйственной работе. В штате музея должны быть экскурсоводы, художники, реставрационно-техническая группа, библиотекарь, научно-консультационная и экспедиционная группы. Шефствовать над этими группами могут учителя и работники школ, сотрудники предприятий, вузов и техникумов, музеев, студенты.

Музей должен проводить обзорные и тематические экскурсии, консультировать учащихся по истории науки, по ее современным достижениям, по технике изготовления экспонатов: приборов, макетов, моделей и пр. В музее обязательно должна проводиться работа по продолжению сбора экспонатов и других материалов (например, научно-теоретических и экспериментальных данных для экскурсоводов и консультантов). Музей может выпускать стенную газету или рукописный журнал. В музее могут проводиться отдельные уроки по предметам, читаться лекции, проводиться научные конференции, встречи по профессиям. При школьном химическом музее и в помощь ему могут работать такие кружки, как кружок истории, химии, моделирования, минералогии и геохимии, аналитической химии, агрохимии, химической технологии, правда, этот кружок целесообразнее организовать не в школе, а на предприятии, в его лабораториях и другие.

Школьный химический музей может стать центром всей внеклассной работы по химии в школе.

Какой должна быть школьная химическая газета?

Стенные газеты юных химиков выпускаются во многих школах. В некоторых коллективах это стало традицией, газеты выходят регулярно, привлекая к себе внимание многих школьников. К сожалению, так бывает не всегда: в ряде школ химические газеты выпускаются скучными, не привлекательными по оформлению, выходят редко и выпуски долго не меняются, а поэтому не вызывают к себе интереса. Для того чтобы избежать подобных недостатков, мы предлагаем воспользоваться следующими рекомендациями:

— газета должна выпускаться группой школьников (редколлегией), в состав которой будут входить те, кто увлечен химией, и те, кто интересуется журналистикой, а также фотографы, художники, целесообразно создавать в школе несколько редколлегий, минимум – две, в этом случае, пока одна из них выпускает газету, другая – готовит материал для следующего выпуска и т.д. Хорошо, если в редколлегии будут учащиеся не одного, а нескольких классов. Перед выпуском газеты редколлегия должна определить разделы выпуска, план или макет его и на основании этого плана готовить материал, распределив участки работы между журналистами, фотографами, художниками и пр.;

— подготовительный материал: эскизы оформления газеты должны утверждаться всеми членами редакционной коллегии, особенно тщательно должны проверяться грамотность и научная достоверность публикуемого материала;

— не следует увлекаться большими научными или обзорными статьями, переписанными чаще всего из книг или популярных журналов;

— заметки должны быть краткими, конкретными. Желательно, чтобы каждая из них имела свое художественное оформление, подчеркивающее смысл и содержание публикуемого;

— текст должен быть написан аккуратным, достаточно крупным почерком.

Большая часть материала, а в ряде случаев и выпуск целиком, должна быть плодом работы самих учащихся. Это могут быть: сообщения о работе школьного общества юных химиков, о химических кружках, краткая информация о докладах, рефератах или экспериментальных работах учащихся и т.п., такой материал хорошо дополнять фотографиями, схемами, таблицами, которые разнообразят газету и сделают ее более документальной.

— Целесообразно помещать в газету стихи, небольшие рассказы или рисунки, сочиненные или выполненные юными любителями химии.

Правильно поступают те редколлегии, которые помещают в газетах материал о лучших химиках школы, о химиках-родителях и шефах, о химических профессиях, о новостях химии родного края.

В школьной химической газете могут быть и такие разделы:

1. «Знаешь ли ты…»

2. «Полезные советы»

3. «Наши конкурсы»

4. «Подумай и реши»

5. «Химики шутят»

6. «Рекомендуем прочитать» и т.д.

Безусловно, каждый выпуск газеты потребует продолжительной подготовки, демонстрироваться же для общего обозрения он должен недолго: общешкольная газета около недели, а газета класса или информационные бюллетени – не более двух-трех дней.

Школьные химические газеты, могут быть посвящены какой-либо одной теме, например, «Химия вокруг нас», «Химия в борьбе за мир и счастье человека», «Химия Ростовской области», «Великая волшебница», «Химия в школе», «Химия и экология Дона».

Использование всемирной сети INTERNET позволяет найти нужную информацию для выпуска химической газеты.

Если в школе есть радиоузел, то можно выпустить и химическую радиогазету. Требования к ней остаются теми же, что и для стенной газеты: актуальность, краткость, научность и грамотность, максимальное творческое участие школьников в подготовке материалов.

Школьные газеты, материалы, собранные для них /даже не вошедшие в выпуски/, следует хранить в течение нескольких лет для передачи опыта младшим школьникам и как иллюстрированный материал к летописи школьного химического коллектива.

Как подготовить и провести химический вечер

Прежде всего следует помнить, что вечер – не самоцель, а итог большой работы школьного коллектива.

Вечер планируется не позднее, чем за месяц до его проведения. Если есть химическое общество – правлением общества назначается временный Совет вечера. В этот Совет входят представители всех классов и кружков, которые примут участие в вечере. Совет составляет план подготовки и определяет ответственных за каждое дело. Такими делами могут быть: подготовка красочного объявления и пригласительных билетов, составление сценария, подготовка опытов, приглашение гостей, разыгрывание инсценировки, художественное оформление сцены и зала, подготовка викторины и игр, подготовка выставки, специальный выпуск газеты и т. п.

Не позднее, чем за две недели, Совет проверяет выполнение порученных дел, а за неделю до вечера проводит его репетицию. Такая подготовка дает возможность своевременно устранить недостатки программы, позволит избежать неожиданных неприятностей, возникающих иногда по ходу вечера. По окончании вечера временный Совет собирается для того, чтобы определить наиболее удачные этапы вечера и отметить готовивших эти этапы; следует весьма подробно обсудить недостатки вечера, установить их причины, для того, чтобы избежать их при подготовке и проведении следующего вечера

Тематика химических вечеров в школе может быть различной. Это могут быть, например, вечера, посвященные знаменательным датам из истории химии, ученым-химикам, химическим производствам и профессиям. Это могут быть научные и читательские конференции, вечера занимательной химии, посвященные отдельным проблемам науки, устные журналы. Это, наконец, могут быть вечера Клуба Веселых и Находчивых Химиков.

При демонстрации опытов на вечерах следует тщательно соблюдать правила по технике безопасности при работах с воспламеняющимися, взрывчатыми, ядовитыми веществами, кислотами, щелочами и пр. Следует помнить, что эксперимент является не просто украшением вечера, а служит пропагандой науки и, в связи с этим, все демонстрационные опыты, предварительно тщательно проверенные, следует сопровождать разъясняющим текстом; в противном случае опыты превратятся в фокусы, что противоречит идее пропаганды знаний среди участников и зрителей вечера.

Приводим примерные программы некоторых химических вечеров в школе:

«М. В. Ломоносов – гордость русской науки»

1. Литературная композиция «М. В. Ломоносов – гордость русской науки».

2. Презентация « Страницы жизни М.В. Ломоносова».

3. Устный журнал : ”Именем М.В.Ломоносова названы …”

4. Химические аттракционы.

«Его жизнь – великий подвиг»

1. Литературная композиция «Великий закон».

2. Круглый стол: “В благодарной памяти потомков”

3. Конкурс: “Мисс периодическая система

4. Награждение лучших химиков школы.

«Химия служит народу»

1. Вступительное слово ведущего. Доклад на тему: «Химия на службе народа».

2. Демонстрация кинофильма «Роль химии в народном хозяйстве и перспективы ее развития».

3. Викторина.

4. Литературно-музыкальная композиция.

5. Опыты.

6. Химические игры.

«H2O»

1. Кто и как открыл состав воды. Сообщение с демонстрацией электролиза воды.

2. Восемь аномалий воды. Сообщение с демонстрацией занимательных опытов.

3. Презентация: “Вода … Ты сама жизнь”.

4. Художественная самодеятельность.

«Чудеса без чудес»

1. Вступительное слово «Суеверие и наука».

2. Сообщение: «Происхождение религии».

3. Доклады с демонстрацией опытов: «Религиозные чудеса», «Знамения божьи», «Фабрикация чудес». Демонстрация опытов: «обновление картины», «кровь из воды», «вино из воды», «исцеление раны», «самовозгорание свечей», «нерукотворный образ», «дым без огня», «таинственные» письмена, «извержение вулкана», «зажигание» водой, «зажигание» воды, «невидимый художник».

4. Ответы на вопросы учащихся.

5. Викторина. Веселые соревнование химиков.

КВНХ

1. Выход команд, приветствие, обмен сувенирами.

2. Разминка (по 3 вопроса).

3. Конкурс: сообщи интересные факты.

4. Конкурс-викторина в рисунках.

5. Химическая эстафета: зажечь спиртовку без спичек, решить задачу, создать «действующий вулкан», за определенное время назвать элементы и объяснить их название.

6. Составить рассказ на химическую тему с использованием слов: колба, реторта, пробирка, аппарат Киппа.

7. Художественная самодеятельность (по одному номеру).

8. Конкурс: определить какие газы находятся в сосудах.

9. Домашнее задание: «Химия и жизнь».

10.Конкурс капитанов.

11. Вручение призов.

КВНХ

1. Вступительное слово ведущего

2. Выход и приветствие команд

3. Разминка, с использованием компьютера

4. Конкурс болельщиков

5. Художественная самодеятельность

6. Конкурс: найти и привести самое распространенное вещество

7. Домашнее задание: «Дружеский шарж»

8. Конкурс: кто быстрее уравняет?

9. Художественная самодеятельность

10.Конкурс болельщиков «Кроссворд»

11.Заключительное слово ведущего

12.Прощальный салют

Как подготовить и провести в школе день или неделю химии

В ряде школ с целью пропаганды химических знаний среди всех учащихся школы проводятся Дни химии, Недели. Это не только популярные лекции, занимательные беседы и экскурсии. Это своеобразный праздник, подводящий итоги работы школьного коллектива юных любителей химии за продолжительный период. Проводится День или Неделя химии один раз в год, и готовятся к этому событию следует не меньше 3-х месяцев. Штаб или Совет по проведению Дня (Недели) химии разрабатывает его программу, в которой четко определяется что будет делать каждый класс, каждый член кружка или школьного химического общества; какие лекции или беседы прослушает, какие сам подготовит и прочтет, о чем будет идти речь на утренниках и вечерах, какие экскурсии будут проведены, какие выставки организованы.

В период проведения Недели химии целесообразно организовать конкурсы на лучшую газету, рисунок, рассказ, фотографию; можно провести школьную олимпиаду. Если в школе проводится День химии, то все это, конечно, надо провести накануне. Накануне же рекомендуется провести конкурс на лучший прибор, модель, макет.

С особой тщательностью следует готовить беседы и уроки, которые будут проводится в эти дни для школьников первого-шестого классов. Как правило, их проводят лучшие химики-старшеклассники. Необходимо, чтобы такие беседы были короткими, доступными для понимания и в то же время научными. Тщательно должен быть отработан эксперимент. Хорошо, если такие беседы или уроки будут соответствовать программам по природоведению, географии, биологии в этих классах.

При планировании лекций и встреч для учащихся старших классов следует помнить, что по своей тематике они должны прежде всего соответствовать запросам школьников, уровню их подготовки и увлеченности химической наукой. В некоторых случаях, в связи с этим, придется организовать весьма и весьма популярные лекции, в некоторых – лекции по сложным вопросам науки. Будет очень хорошо, если к проведению таких лекций для старшеклассников удастся привлечь не только специалистов, но и отдельных учащихся школы. Для старшеклассников целесообразно провести также научную конференцию.

Информировать школьников о проведении Дня или Недели химии в школе следует заранее, за несколько дней до праздника, подробную программу его необходимо вывесить в школе на самом видном месте. Такая афиша должна быть обязательно красочна, чтобы привлечь к себе внимание и учащихся, и учителей школы, и родителей.

Приводим примерные программы Дней и Недель химии, проводимых в школах.

1. Беседы с учащимися 1-2 классов «Химия и охрана природы» (по классам в 9 часов 30 минут).

2. Беседы с учащимися 3-4 классов «Химия в нашем доме» (по классам в 15 часов).

3. Утренник для учащихся 5-6 классов «М. В. Ломоносов – гениальный русский ученый» (в 12 часов 30 минут).

4. Встреча учащихся 8 классов с учеными-химиками Донского агроуниверситета (в 10 часов).

5. Лекция для учащихся 8 классов «Военная химия» (в 13 часов).

6. Лекция для учащихся 10 классов «Белки» (в 11 часов 30 минут).

7. Лекция для 9 классов «Трансурановые элементы».

8. Итоговый вечер (в 18 часов).

а) сообщение о результатах конкурсов газет, презентаций, фотографий, фантастических рассказов, приборов.

б) награждение лучших химиков школы.

в) химический КВН

День химии

(программы уроков, проведенных школьниками)

1, 2, 8 классы – беседы о химии, что такое химия, какую пользу приносит химия человечеству, химические опыты.

4, 5,6 классы – разговор о всесоюзной солонке: что такое соль и соли, что такое всесоюзная солонка, опыты с поваренной солью.

7 классы – что Вы знаете и чего не знаете о воде: состав и свойства воды, как вода становится грязной, как вода становится чистой, опыты с водой.

8 классы – разговор о благородных металлах: положение в периодической системе, сколько весит фунт серебра, разговор о деньгах, золото – царь металлов, опыты.

9 классы – элемент №___ история открытия, строение атома, свойства, природные соединения, опыты.

10 классы – Энгельс и химия: интерес Энгельса к естественным наукам, развитие Энгельсом закона превращения энергии, взгляды Энгельса на химию, значение философского обобщения Энгельса в наши дни, опыты.

Неделя химии

Понедельник — устный журнал «Хочу все знать»: новости химии, встреча с профессией, «химик» и кинодело, кинофильм, концерт.

Вторник — химия служит здоровью человека: химия в белом халате, встреча с медицинскими работниками, опыты, кинофильм или видеофильм.

Среда — химия в быту: роль химии в быту, открытие выставки бытовых химических товаров, кинофильмы, видеофильмы.

Четверг — немного об алхимии, занимательные опыты, конкурс тетрадей.

Пятница — химия в сельском хозяйстве, химия – защитница урожая, викторина, кинофильм, открытие школьной выставки.

Суббота — богатство донского края, утром – беседы в 1 – 11 классах о минеральных богатствах области, днем – лекция для учителей и старшеклассников и экскурсии, вечером – химический вечер.

Неделя химии

1. Проведение бесед, докладов и практических работ:

1, 2 классы — занимательные опыты (второй вариант: что мы едим? Рассказ о сахаре).

3 классы — практическая работа «Очистка поваренной соли» (второй вариант: чем мы стираем? Рассказ о мыле, опыты).

4 классы — практическая работа «Получение кислорода, изучение его свойств».

5, 6 классы — беседы «Химия вокруг нас»

7 классы — презентация «Д. И. Менделеев» (второй вариант: знаешь ли ты ученых-химиков?).

8 классы — доклад «Женщины-химики».

9 классы — рассказы о драгоценных камнях

10 классы — лекция «Белки» (второй вариант: «Химия Донского края».)

2. Проведение химических конкурсов, соревнований.

Неделя химии в сельской школе

1 день — встреча с учеными ДонГАУ, работниками учебного хозяйства “Донское”.

2 день — утренник «Сказка о волшебнице химии», экскурсии на химические предприятия.

3 день — утренник «Химия вокруг нас».

4 день — утренник «Химия и экология».

5 день — химические практикумы.

6 день — заключительный вечер.

Программа химического карнавала

Карнавал – совершенно новая форма пропаганды химических знаний среди школьников и населения.

1. Костюмированный парад элементов, построение.

2. Презентации о периодической системе химических элементов и ее значение.

3. Химические опыты, иллюзии, фейерверки, карнавал.

4. Заключительное карнавальное шествие.

Устные журналы

Устный журнал проводится в одном классе или в нескольких параллельных классах. В отличие от классного часа. Он четко делится на страницы.

Готовить устные журналы может либо постоянная группа учащихся — члены химического кружка или факультатива, либо каждый выпуск новая группа. Во втором случае организует подготовку редакционная коллегия, состоящая из 3-4 человек. При этом можно объявить конкурс на лучшую страницу журнала и продумать награждение победителей, что стимулирует более тщательную подготовку мероприятия.

Следует продумать оформление каждой страницы. Этим могут заниматься как сами участники, так и классная редколлегия. К оформлению устного журнала относятся красочные заголовки страниц, ТСО и т.д.

План устного журнала: “В гостях у благородных газов”

Вступление ведущего.

1-я страница — «История открытия инертных газов».

2-я страница — «Гелий».

3-я страница — «Аргон и Неон».

4-я страница — «Криптон».

5-я страница — «Ксенон».

6-я страница — «Радон».

7-я страница — «Соединение инертных газов».

8-я страница – викторина.
















СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Организация и план работы химического общества “ПРОТОН”

3. Общественно-полезная работа по химии в школе

4. Научно-исследовательская работа

5. Проведение научной конференции в школе

6. Организация школьного химического музея

7. Школьная химическая газета

8. Подготовка и проведение химических вечеров

9. Подготовка и проведение Дней и Недели химии

10. Программа химического карнавала

11. Устные журналы




























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение,1995.

2. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М.: АСТ-Пресс, 1999.

3. Астафуров В.И. М.В.Ломоносов. М.: Просвещение, 1985.

4. Байкова В.Н. Именем Ломоносова названы // Химия в школе. М., 1985. №2. С.18.

5. Байкова В.Н. Именем Менделеева названы // Химия в школе. М., 1999. №2. С.52.

6. Большая детская энциклопедия: Химия / Сост. К.Люцис. М.: РЭТ, 2000.

7. Книга для чтения по органической химии / Сост. П.Ф.Буцкус. М.: Просвещение, 1985.

8. Леенсон И.А. Занимательная химия. 8-11 классы: В 2 ч. М.: Дрофа, 1996.

9. Макареня А.А., Расев Ю.В. Д.И.Менделеев. М.: Просвещение, 1983.

10. Малышкин В. Занимательная химия. СПб.: Тригон, 1998. (Нескучный учебник).

11. Марков А. Михайло Ломоносов. М.: Детская литература, 1985.

12. Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1993.

13. Ольгин О. Чудеса на выбор: Забавная химия для детей. М.: Детская литература, 1997. (Знай и умей).

14. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М.: Дрофа, 2002.

15. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М: Химия, 1995. (Научно-популярная библиотека школьника).

16. Энциклопедический словарь юного химика / Под ред. Д.Н.Трифонова. М.: Педагогика-Пресс, 1999.

17. Энциклопедия химических элементов / Под. ред. А.М.Смолеговского. М.: Дрофа, 2000. (Школьная энциклопедия).

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Металлы. Щелочные металлы" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: