Развитие мыслительно-аналитической дея-тельности учащихся на уроках географии через системный подход в формировании базовых понятий в географии


Рыбанчук Надежда Александровна станица Варениковская МБОУ СОШ № 56

Краснодарский край

Муниципальное образование Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 56 станицы Варениковской

муниципального образования Крымский район



Тема: «Развитие мыслительно-аналитической деятельности учащихся на уроках географии через системный подход в формировании базовых понятий в географии»







Автор работы: учитель

географии икубановедения

I категории МБОУ СОШ № 56

Рыбанчук НадеждаАлександровна















станица Варениковская

2013 год

Содержание

1. Введение……………………………………………………….3

2. Способы и методы развития мыслительно-аналитической

деятельности учащихся…………………………………………….3

2.1. Базовые понятия в географии………………………………..4

2.2. Формы усвоения базовых понятий……………………….…5

3. Современный урок географии……………………….………8



Цель: формирование мыслительно-аналитической деятельности учащихся на уроках географии через системный подход в формировании базовых понятий в географии.

Задачи: 1. Сформировать всесторонне образованную и инициативную личность в решении географических задач.

2. Сформировать у учащихся не только географические знания и умения, но и их прикладной характер.

3. Научить применять современные средства обучения, внедрять в учебный процесс информационно-коммуникативные технологии.

4. Воспитать социализацию учащихся способность оценивать события и процессы, происходящие в природе и обществе.











2

  1. Введение

Роль учителяв современном обществе возрастает, усложняются его функции. Уже много лет идет перестройка среднего географического образования: изменились цели предмета, усовершенствованы его структура и содержание, произошел переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу, что означает переход от покомпонентного изучения к комплексному страноведческому подходу.

Мыслительно-аналитическая деятельность учащихся на уроке способствует воспитанию и социализации учащихся. Наступил век экранной культуры и школьная география получила большие возможности в более широком формировании представлений, образов различных территорий, образа жизни народов мира с помощью современных электронных средств обучения.

География – единственный предмет в школе, в сферу рассмотрения которого входят и естественные и общественные объекты и явления. А для осуществления данной задачи необходимо сформировать у учащихся систему базовых понятий в географии.



  1. Способы и методы развития мыслительно-аналитической деятельности учащихся

Обновление методического мастерства учителя географии состоит в организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся на основе деятельностного подхода, реализации компетентностноймодели обучения. Деятельность – форма активного отношения к окружающему миру, творчество – форма деятельности, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей. Мыслительно-аналитическая деятельность школьников развивается на основе собственной самостоятельной исследовательской деятельности. Вот почему важно формировать у учащихся систему базовых понятий в географии. Чтобы научить учащихся критически мыслить, видеть проблему в знакомой ситуации, самостоятельно переносить знания и умения в новую учебную ситуацию, комбинировать знания и способы деятельности в новый способ. Задача учителя – создать в своей работе систему по формированию у обучаемых опыта творческой деятельности.

3

Деятельность учителя

Действия, управляемые методическим мышлением

Обучающая деятельность

Исследовательская деятельность

1.Подготовка к обучающей деятельности.

Проведение методических исследований в различных формах.

2.Осуществление обучающей деятельности.

3.Осмысление обучающей деятельности.





    1. Базовые понятия в географии

Понятия – основа географических знаний. Понятия не могут быть усвоены только путем заучивания определений. Необходимо обеспечить активную познавательную деятельность школьников с различными источниками географических знаний – картами, статистическими материалами, в процессе наблюдений. Научные понятия представляют собой систему, в которой одни из них связаны с другими. Так, при изучении физической географии учащиеся усваивают единую систему знаний о природе Земли, строении и развитии ее оболочек, о дифференциации географической оболочки, различия в ней. Поэтому физико-географические понятия связаны между собой логически. Отсюда вытекает вторая особенность усвоения географических понятий – они усваиваются в системе, в связи друг с другом («ПТК», «географическая оболочка», «компонент природы»).планируя усвоение понятий школьниками, нужно учитывать его содержание, отобрать те опорные знания, повторение которых необходимо в первую очередь, наметить понятия, связь с которыми будет предусмотрена в последующем. Географические понятия усваиваются не сразу, а по мере изучения курса. С помощью программы и учебника учитель отбирает понятия, определяет последовательность их усвоения, способы закрепления и применения их на практике, намечает этапы выполнения различных работ. Этот процесс происходит по двум направлениям:

А) от восприятия элементарных представлений к простейшим, а затем более общим понятиям;



4

Б) от общих понятий к их конкретизации, подтверждения конкретными примерами, практическими действиями.

С учетом сказанного для уроков географии наиболее характерны два пути формирования географических понятий – индуктивный и дедуктивный.

Для индуктивного пути формирования и усвоения понятий характерна последовательность деятельности:

Наблюдение объектов и явлений – сопоставление особенностей и выделение среди них главных – обобщение главных особенностей и формулирование определение понятия – работа с определенными понятиями, последовательность изложения – применение нового понятия на практике, его связь с уже усвоенными. Но этот путь не может обеспечить решение главных задач обучения – овладение закономерностями, причинно-следственных связей, зависимостями.

Поэтому основным является дедуктивный путь усвоения и формирования понятий, при котором учитель сначала дает определение понятия, затем организует работу над усвоением его признаков и связей, раскрывающих особенности образования или его изменения.

Понятие усвоено, если ученик:

А) знает его определение и содержание;

Б) имеет образное представление об изучаемом объекте, явлении;

В) умеет самостоятельно применить понятие при решении учебных задач.



    1. Формы усвоения базовых понятий



  1. Использование игр на уроках географии.

Понятия, включенные в современные программы и учебники по географии, могут служить основой для создания деловых игр в процессе изучения тем. В процессе реализации у учащихся должна складываться целостная картина ситуации, должны быть понятны причины явлений. Навыки самостоятельной и групповой работы активно применяют при проведении деловых игр, где обучаемый становится в активную позицию по отношению к усваи-

5

ваемым знаниям. Организация и проведение деловых игр на уроках геогра-фии активизирует деятельность учащихся, расширяет круг используемых источников информации, способствует развитию учебных навыков и закреплению приемов учебной деятельности.

Основные этапы игр: подготовительный, выполнение индивидуальных и групповых заданий и обсуждение работы в группах, подведение итогов игры.

  1. Модульные блок-циклы в преподавании географии.

Особенности МБЦ в соединении трех характеристик трех понятий:

  1. Модульные блок-циклы, составленные из модулей разных уровней. Под модулем понимаются функциональный узел, объединяющий учебное содержание, и технологию овладения им.

  2. Блок – совокупность модулей одной темы. Только уроки заменяются на модули.

  3. Цикл – последовательность расположения модулей блока по кругу.

В МБЦ модули настолько автономны, что ученик может начинать освоение любого из них. Класс делится на группы, распечатка модулей сокращается. В модуле упор делается на самооценку и взаимоконтроль школьников. Самооценка осуществляется путем сравнения выполненного задания с эталоном, показанным в контроль-листе и контрольной карте, где задания выполнил учитель. Сводную ведомость готовится учителем, которая служит и для контроля, и для анализа деятельности учащегося.

  1. Групповая работа на уроках географии.

Распространенной технологией является и коллективные способы обучения (КСО), позволяющаяобучение каждого и всех, а также взаимообучение. Педагог делит класс на 4-5 групп. В каждой выбирается лидер, проявляющий склонность к предмету, и, умеющий работать с картой, схемами. Учитель с лидерами опережающе готовит карточки с теоретическими и практическими заданиями, проблемами, задачами, упражнениями, раздаточный материал. Если какая-то из групп затрудняется или неверно дает ответ, то лидер дает пояснения и комментарии.

Удачным считается применение КСО на уроках обобщения, т.к. ученики проговаривают понятия, развивают мыслительно-аналитическую деятельность, делают выводы.

6

  1. Структурно-логические схемы.

Для успешного усвоения школьниками основных понятий практикуется на уроках составление схем. Структурирование материала сопровождается комментарием взаимосвязей, что приводит к осознанному усвоению материала. Составление схем позволяет избежать многословия и учит детей делать выводы из полученной информации, что является чрезвычайно важным навыком в процессе самообразования и зрительному восприятию информации. Наличие схем в тетради облегчает учащимся подготовку к уроку, помогает восстановить и осмыслить изученный ранее материал.

  1. Исследовательская деятельность учащихся.

Любое исследование включает в себя наблюдение за объектом, процессом или явлением, попытку его самостоятельного объяснения, знакомство с дополнительной литературой, сравнение, анализ, вывод как суммарный результат усвоения общетеоретических знаний. Так целью является не только научная работа, а развитие конкретного ученика, то и задачи должны выбираться с учетом его индивидуальных особенностей, а глубина проработки материала – с учетом его возможностей. Цель использования методов проектов самостоятельное постижение школьниками проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся. Работая над проектом в учебном процессе по географии, дети овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их.

  1. Использование средств ИКТ при обучении географии.

Использование компьютерной техники открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения. Компьютерные программы по географии направлены не только на формирование знаний и умений, но и на выработку опыта творческой деятельности. Задача учителя заключается в том, чтобы научить ребенка правильно найти, переработать и использовать материал географического содержания в процессе выполнения заданий в виде презентаций, электронных схем и таблиц, составление тестов. Использование ИКТ на уроках географии способствует повышению наглядности, развитию интереса к изучаемому материалу, развивает интерес к процессу выполнения домашнего задания, предоставляет возможности к проявлению творчества, возможности моделировать и наблюдать объекты, процессы и явления при

7

роды в виртуальной среде, улучшить свои знания в области информатики,поместить свою работу, поместив на сайте в Интернете. Знания терминологии и основных понятий способствует структуре системы, а, значит, будет способствовать развитию мыслительно-аналитической деятельности учащихся на уроках географии.

  1. Современный урок географии

Итак, урок является формой реализации педагогических воздействий, где происходит общение ученика и учителя, направленное на активизацию познавательных возможностей школьников. Урок – визитная карточка учителя. Современные уроки отличаются большим разнообразием форм организации обучения. Поэтому, чтобы обеспечить усвоение понятия, необходимо направить деятельность школьников на их выделение, анализ его признаков. В усвоении понятий большую роль играют определения. Они раскрывают общие признаки предметов, объектов и явлений. Но все мы присутствующие здесь педагоги – люди творческие, находящиеся в постоянном поиске. И у каждого из нас есть свой наработанный системный подход в формировании базовых понятий в географии для развития мыслительно-аналитической деятельности учащихся.

























8


Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Географическая зональность"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: