Добро и доброта в рассказе Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»


Петрова Виктория Викторовна,

учитель МБОУ СОШ №2 . г.Зверево

Ростовская область.



Тема: Мир глазами ребёнка в рассказе Е.И Носова «Как патефон петуха от смерти спас».

Класс: 5

Программа: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 5-е  изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009

Учебник: Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.





Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята!!

Ребята, как вы думаете ,о человеке какого характера могли прозвучать эти слова: «…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа»
Ответы детей : о добром, чутком; человек, любящий детей.

Учитель:

Эти добрые слова писатель В. Катаев посвятил творчеству Е.И. Носова. ( слайд с портретом Н.)Рассказы Носова включают в себя доброе начало. Они повествуют о дружбе, честности, совести. Е. И. Носов посвятил свое творчество родной земле, природе, хорошим людям. Рассказ, о котором мы будем сегодня говорить как раз об этом. Тема нашего урока: Мир глазами ребенка в рассказе « Как патефон петуха от смерти спас» Как обьяснить название рассказа. Ребята, кто из вас знает, что такое патефон?

Демонстрация патефона ( слайд 2) Что это за инструмент??

Название произошло от франц. граммофонной фирмы Пате и phone-звук. Вид граммофона в форме ящика , со скрытым рупором.

Ребята, прослушаем начало рассказа… ( начало рассказа)

Кто герои рассказа?

Какая беда случилась с петухом?

Ответы детей: заморозился, заболел.

Проблемный вопрос.

(Работа в группах.)



Что же на самом деле спасло петуха?

Ответы детей ( патефон , доброта бабушки , мальчика?)



Что же на самом деле спасло петуха нам поможет узнать мир волшебства. Добрые феи соберут те качества в волшебный ларец, которые спасли петуха от смерти.

1) Каждая группа получает словарик с определениями и ключевыми вопросами, последние до времени прячутся, отгибаются.



Что спасло петуха от смерти?

Словарь

Что способно было погубить птицу?


Целеустремленность готовность к действию

Гордостьчувство своего достоинства, сознание своего превосходства

Жалостьсострадание, соболезнование

Милосердиеготовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается

Равнодушиебезучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему

Сила духабодрость, моральная сила

Сострадание — участие в печали, сочувствие

Чуткостьспособность замечать, понимать происходящее


Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по литературе «В гостях у баснописца И.А.Крылова»

Ребята, скажите с чем у вас ассоциируется добрые чувства ?

Ответы детей ( солнце).Верно, с чем-то светлым и теплом.
А плохие качества, которые погубили бы петуха? ( с тучкой, которая закрывает это доброе солнышко)

1 группа

Как Витька отнесся к больному петуху?

Как, с помощью каких слов автор передает чувства Витьки?

Из словаря выберите слова, которые обозначают отношение Витьки к птице.



Сделайте вывод, какое чувство Витьки спасло петуха.



2 группа

Как бабушка отнеслась к петуху?

Почему она лечила птицу? Как спасала его?

Из словаря выберите слово, которое обозначает, как бабушка относилась к петуху.



Сделайте вывод, какое душевное качество бабушки спасло петуха.



3 группа

Как отнесся к петуху отец Витьки?

Кто еще так же отнесся к горю Витьки?

Из словаря выберите слово, которое обозначает отношение отца и Кольки к беде петуха.



Сделайте вывод, все ли прониклись бедой петуха? Какие душевные качества проявили отец и Колька?



4 группа

Что заставило его издать воинственный крик?

Выберите из словаря те слова, которые обозначают качества, присущие петуху?



Сделайте вывод, какие качества петуха вернули его к жизни?



2) Отогните в словарике вопросы и стрелочками перенесите слова в колонки с вопросами.



Что у вас получилось?



Что спасло петуха от смерти?

Словарь

Что способно было погубить птицу?

Воинственный дух





Жалость



Милосердие



Сила духа



Чуткость

Воинственный дух готовность к действию

Гордостьчувство своего достоинства, сознание своего превосходства

Жалостьсострадание, соболезнование

Милосердиеготовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается

Равнодушиебезучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему

Сила духабодрость, моральная сила

Сострадание — участие в печали, сочувствие

Чуткостьспособность замечать, понимать происходящее

Равнодушие

гордость





Как вы теперь ответите на вопрос урока?

Доброе сердце Витьки, сочувствие бабушки и случай голос патефона крика спасли петуха от смерти.

Вас поразила доброта Витьки? Витька оказался очень жалостливым мальчиком ,чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Ребята, давайте выразим благодарность Витьки и напишем ему письмо

7. Составление отзыва. «Письмо по кругу»

Каждый член группы вставляет нужное слово на месте пропуска, таким образом, каждый ученик будет задействован в написании письма.

Учитель: Ребята, вставьте подходящее по смыслу слово на месте пропуска.

Здравствуй , …………….! Мы ученики школы…………… города ………….. Прочитали рассказ « Как…………………………………………………» Пишем тебе …………

Свежие документы:  Урок литературного чтения во 2 классе "Н. Носов. На горке"

Нас ребят поразила твоя ……………. и чувство …………….. к больному петуху. Мы считаем, что….………., бабушкина ……………, человеческая……………,воинственный ……………спасли петуха от…………… Если в человеке есть чуткость, ……….., вежливость, понимание и ……………., он как человек состоялся. Мы очень рады , что ……….остался жив.

Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья!!!

Слова : школа 5 , Как патефон петуха от смерти спас, забота, сострадание, Витька, жалость, письмо, милосердие, сила духа, доброта, чуткость, вежливость.

После написания письма, ученик зачитывает его вслух.

Учитель: Добрые феи помогли нам собрать в волшебный ларец качества человечности, которые спасли петуха от смерти. Я вам хочу подарить каждому частичку доброты и радости. ( учитель дарит мягкие сердца детям)

Читает стихотворение:

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.


Понять и исполнить желанье любого другого

Одно удовольствие,

Честное слово.


Орбитой любви и привета

Пусть мчится вся наша планета.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом!


8 Рефлексия

Ребята, у вас остались положительные эмоции? Понравилась ли вам ваша работа на уроке? А давайте подарим друг другу немного радости и хорошего настроения. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь!!!

Спасибо, до свидания!!!!









скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: