Конспект урока для 3 класса на тему «А. С.Пушкин об осени. Осень в звуках и красках. Сюжетный рисунок в акварели с элементами наблюдательной перспективы»




Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

г. Бугульма Республика Татарстан







Конспект интегрированного урока

литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе

Тема: А.С.Пушкин об осени. Осень в звуках и красках. Сюжетный рисунок в акварели с элементами наблюдательной перспективы.























учитель начальных классов

Филиппова Светлана Анатольевна





Бугульма 2010 г.

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина, познакомить с его стихами об осени.

  • Показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства.

  • Показать красоту природы осенью, учить различать характерные признаки осени.

  • Развивать творческие способности.

  • Углубить умение изображать по памяти , по представлению и на основе наблюдения несложные сюжеты из окружающей жизни; учить передавать перспективу.

Оборудование:

  • Стихотворения, загадки об осени, творческие работы учащихся

  • Музыкальный альбом П.И.Чайковского «Времена года» (композиция «Осень»)

  • Выставка детских рисунков по теме: «Осень»

  • Слайды с репродукциями картин русских художников об осени.

  • Выставка книг с произведениями об осени.

Предварительная подготовка

Учащиеся:

  • должны нарисовать рисунок на тему «Осень»

  • выучить стихотворение об осени, принять участие в конкурсе стихов

Учитель:

  • приготовить записи композиций об осени, портреты художников, поэтов, композиторов, пишущих о природе

  • провести предварительную беседу с учащимися с целью выяснения, какие произведения об осени знакомы им, рекомендовать литературу, соответствующую их возрасту, по творчеству художников, поэтов и композиторов, пишущих о природе

  • Распределить учащихся заранее по творческим группам:

1 группа – готовит выразительное чтение стихов об осени

2 группа – знакомится с биографией художников – пейзажистов (И.Левитан, В. Поленов)

3 группа – знакомится с биографией П.И.Чайковского

Ход урока.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Осень… «Что в ней хорошего?» — можно часто услышать. Она многим навевает скуку, кажется унылой. Целый день моросит дождь, прогулки наши становятся всё короче, а часто и вовсе не хочется выходить на улицу.

А давайте внимательно всмотримся в это время года. Сколько интересного нам приносит осень! И, оказывается, это не такое уж плохое время года. Осень очень разнообразна.

Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Русская природа с давних времён вдохновляла своей красотой поэтов, писателей, художников. Рисуя природу, они выражали своё отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле. Именно об этом мы будем говорить сегодня на уроке.

  1. Изучение нового материала.

а) знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Осень»;

б) знакомство с репродукцией И.Левитана «Золотая осень».



На доске:

Шуршат осенние кусты.

Шуршат на дереве листы.

И дождь шуршит,

И мышь, шурша,

В нору спешит.

— Какое слово чаще всего встречается? (шуршит)

— А звук? (Звук [ш])

-Что же шуршит? (опавшие листья)

— Попробуем прочитать это стихотворение по-разному:

  1. Шуршит – тише, чуть протягивая звук, остальные слова – громче

  2. Шуршит – громче, остальные слова – тише

— Представим себе осень. При слове «осень» возникает у каждого свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень, когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя, когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зелёных до пурпурных. Красный, жёлтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой.

У многих поэтов осень тоже была любимым временем года. Известный русский поэт А.С.Пушкин в своём стихотворении «Осень» признаётся в своей любви к этому времени года. Приложение 1.(портрет А.С.Пушкина)

Послушайте произведение А.С.Пушкина, определите, к какому жанру оно относится. (Звучит аудиозапись произведения А.С.Пушкина «Осень»)

   Унылая пора! очей очарованье!

   Приятна мне твоя прощальная краса —

   Люблю я пышное природы увяданье,

   В багрец и в золото одетые леса,

   В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

   И мглой волнистою покрыты небеса,

   И редкий солнца луч, и первые морозы,

   И отдаленные седой зимы угрозы.


  • Словарная работа.

— Сможете ли вы объяснить значение слов «очей очарование»?

«Очи» — глаза; «очаровать» — произвести неотразимое впечатление на кого-то, подчинить своему обаянию; «природы увядание»; «багрец» — багровый, тёмно-красный.

  • Самостоятельное чтение стихотворения.

  • Работа над выразительным чтением стихотворения.

— Как нужно читать это стихотворение? ( с грустью, постараться передать любовь поэта к этому времени года)

— Где следует сделать паузу?

(В стихотворении последние слова каждой строчки имеют на себе малое ударение, потому что они рифмуются, и эту рифму надо показать).


— У А.С.Пушкина много стихов, посвящено осени. Сейчас мы послушаем стихи, которые приготовила для нас 1 творческая группа. Это стихи А.С.Пушкина об осени.

Приложение 3.(тексты стихов)


  • Работа по репродукции И.И.Левитана «Золотая осень» (выступление 2-ой творческой группы)

Приложение 4.(Портрет И.Левитана, репродукция картины «Золотая осень»)

Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых известных картин является «Золотая осень», хотя она и не столь уж характерна для творчества художника — слишком ярко, смело, мажорно выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно, хрустально…

На картине «Золотая осень» мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки — ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далеких строений, леса, полей, засеянных озимью.

— Сравните репродукцию картины И.И. Левитана «Золотая осень» с описанием осени в стихотворении А.С.Пушкина.

— Какие слова поэта художник словно перенёс на полотно? пышное природы увяданье» , «в багрец и в золото одетые леса», «мглой волнистою покрыты небеса»)



— Пейзаж «Золотая осень» изображает самое лирическое из времен года. «Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», — так сказал о золотой осени Александр Сергеевич Пушкин. Наверное, именно эти сроки повторял про себя Исаак Левитан, работая над своими знаменитыми пейзажами. Художник понимал осень, прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.

  • Словесное рисование.

Приложение 5. ( портрет В.Поленова, репродукция картины «Золотая осень»)

— Попробуйте поделиться впечатлениями о картине Поленова «Золотая осень»

Чудесная картина. На картине показано не просто время года, а любовь к русской природе, к Родине.

— Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая берега реки . На картине жизнь мирная, тёплая, согретая солнцем.

— Мне кажется, что к картине подходит стихотворение З.Федоровской :

Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник,
И зардели клены,
В пурпуре осинки,
Только дуб зелёный.
Утешает осень:
«Не жалейте лета!
Посмотрите, роща
В золото одета».

3.Физкультминутка.

(Дети декламируют стихи, и вслед за учителем, повторяют движения, имитируя движения листьев)

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, золотой –

Как хорош ты, лист, цветной!

А ветер щёки толстые надул, надул, надул

Красный, жёлтый, золотой…

Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно!

Листьев нет –

Лишь ветки видно.



  —  «Золотая осень» Поленова — символ русской природы. Поленов сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве.

    Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Ее высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения художника — холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками кадра картины. Благодаря чему, зритель может мысленно продолжить изображение, представить себе весь вид в целом и ощутить бескрайность запечатленных художником приокских лугов. Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами линий рельефа местности, уравновешенной композицией производит удивительно умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием изображенной природы. Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая берега Оки и смиренно блистающая своей «красою тихой» (А.С.Пушкин).

  • Карандашный перспективный набросок рисунка (индивидуальная помощь учителя)

— Родная природа вдохновляла и русских композиторов. Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом «Времена года». Послушаем нашу 3 творческую группу. (музыкальное сопровождение: отрывок из альбома «Времена года»), выступление 3-ей творческой группы). Приложение 6. ( портрет П.И.Чайковского) «Времена года» Чайковского — это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М.И.Чайковский: «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь. Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа.» Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года». Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

  • Разбор удачных работ.

5. Подведение итогов урока.

— Сегодня мы увидели осень глазами людей искусства. Осень никогда не повторяется, каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только быть внимательным и суметь увидеть это неведомое.

— Имена каких художников, композиторов, поэтов прозвучали на уроке? ( А.С.Пушкин, И.Бунин, И. Левитан, В.Поленов, П. Чайковский)

— С какими произведениями познакомились? (А.Пушкин «Осень» , И.Бунин «Листопад»)

— В заключении урока послушаем победителей школьного конкурса чтецов. (победители конкурса читают стихи об осени.) Приложение 2.(тексты стихов)

6. Домашнее задание. (задание по чтению даётся на выбор)

  • Выучить стихотворение А.С.Пушкина «Осень».

  • Написать сочинение-миниатюру «Осенняя картина».

  • Закончить рисунок в цвете.

















































Приложение 1.







Приложение 2.

Стихи об осени
ВОРОБЕЙ

Заглянула осень в сад —
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется. . ( В. Степанов)


Листопад

Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки — невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета,
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи,
Звёзды с неба сыплются… летят…
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад (
Е.Трутнева)



Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой (
И. Бунин)



Приложение 3

Уж небо осенью дышало
А.С. Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

***

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

***

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной





















Приложение 4.







































Приложение 5









































Приложение 6







Использованная литература



Свежие документы:  Урок для 11 класса по теме: "Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: