Конспект урока по Литературе «Если мучимый страстью мятежной…» (Тема любви в поэзии Н. А. Некрасова) 10 класс


«Если мучимый страстью мятежной…»

(Тема любви в поэзии Н. А. Некрасова)

10 класс


Учитель Ратникова И. Э.




Цели урока:

  1. Знакомство учащихся с лирикой Некрасова о любви, ее своеобразием.

  2. Обучение выразительному чтению на материале стихов.

  3. Воспитание нравственных основ на материале лирики Н. А. Некрасова.


Методические приемы: сообщения учащихся, выразительное чтение стихотворений..


Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Пересказ конспекта предыдущего урока.


2. Чтение наизусть «Любимые строки Н. А. Некрасова».


II. Запись, темы, эпиграфов

Эпиграфы:

Некрасов — целое поэтическое государство,

живущее по своим законам.

Р. Гамзатов

Любовь и счастье у нас – синонимы.

А. П. Чехов

Любить – благо, быть любимым – счастье.

Л. Н. Толстой

В человеке заложена вечная, возвышающая его потребность любить.

М. Горький

Когда любят, то приносят себя в жертву.

Р. Роллан



III. Слово учителя

Александр Сергеевич Пушкин…

Когда я произношу это имя, какие строки вам сразу вспоминаются?

(«Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье…».)

Учащиеся читают наизусть стихотворения.

Николай Алексеевич Некрасов…

А когда звучит это имя?

(Это поэт другого времени – 2 пол.19 века.)



Какие его строки вам вспоминаются?

Ф. М. Достоевский называл Некрасова «поэтом, страстным к страданию».

Почему?

(Некрасов страдал за униженных и оскорблённых.)

Мы привыкли к тому, что Некрасов — поэт – гражданин, демократ, поэт « униженных и оскорблённых», чьё правдивое слово звало на борьбу со злом, к добру и справедливости. И мало, кто знает, что у Некрасова есть замечательные стихи о любви.

И мне хочется, чтобы вы сегодня увидели, что Некрасов — автор прекрасных стихов о том чувстве, которое, пожалуй, является главным в жизни человека и если оно не посещает его, то этот человек поистине несчастлив.

Я имею в виду великое чувство, двигающее человечеством, — ЛЮБОВЬ.

Произнесите про себя это слово.

Л—Ю—Б—О—В—Ь

Как оно звучит?

(Мягко, нежно, ласково).

Назовите близкие ему слова.

Давайте посмотрим, как любовь определяли знакомые и незнакомые вам люди.

Работа с высказываниями о любви.

А как вы понимаете, что такое любовь?

От любви родилось всё самое прекрасное в мире. И в этом мы убедимся ещё раз, читая любовную лирику поэта. Вам уже знакомы стихотворения о любви Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета.

IV. Чтение и анализ стихотворений.

Сейчас прозвучат стихи Н. А. Некрасова. Постарайтесь увидеть, в чём особенность некрасовских стихов о любви.

Ученики читают наизусть следующие стихотворения:

«Ты всегда хороша несравненно»

«Я не люблю иронии твоей»

«Мы с тобой бестолковые люди»


В чём особенность, неповторимость некрасовских стихов о любви?

Какая она, его возлюбленная?

Каковы её приметы? Найдите их.

У кого образ женщины более конкретный, приземлённый?

Что ещё присутствует, какое чувство?

(Ревность)

А можете ли вы описать пушкинскую женщину, её черты?


(У Пушкина женщина — гений, какое – то неземное существо. Он создаёт идеал. А У Некрасова — женщина земная).

Обратимся ещё к одному стихотворению Некрасова.

Ученица читает наизусть стихотворение «Так это шутка? Милая моя?»


Сколько частей в стихотворении?

Каких предложений больше в 1 части?

Как звучат вопросы?

Какие слова убеждают в этом?

А сколько героев видится в этом стихотворении?

Но какая ОНА?

А ОН с кем сравнивается?

А что выступает на первом месте в следующем стихотворении?

Какое чувство?

Ученик читает наизусть стихотворение «Если, мучимый страстью мятежной…»

Здесь на первом месте — ревность.

Делаем небольшой вывод с учениками.

Что рядом с любовью видится?


ЛЮБОВЬ

страсть страдание ревность


Следующее стихотворение называется «Да, наша жизнь текла мятежно».

Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотворения?

Оказывается, у Некрасова любовь – это «счастье».

Любовь — страдание — счастье.

Вот такое движение образа.

А что мы видим во 2 части стихотворения?

Встречали ли вы ещё где – то такое движение образа?

Через страдание к счастью?


Ещё одно стихотворение Некрасова « О письма женщины нам милой!»

Чтение стихотворения.

Какое чувство вызывают эти строки?

Сколько бы вы выделили частей?

А как вы думаете, чьё чувство более страстное : её или его?


Послушайте другое стихотворение из цикла «Три элегии».

«Ах! Что изгнанье, заточенье!»

А это стихотворение, какие знакомые строки вам напоминает?

«Я вас любил…» А. С. Пушкин.

Но чем оно отличается?

Подчеркните те строки, которые напоминают пушкинские?

А какие противоположные?

И столько счастья ей желаю,

Чтоб было прошлого не жаль!

или

О нет! живёт в душе моей

Неотразимое сознанье,

Что без меня нет счастья её!

Как можно назвать вообще такую любовь?

(эгоистичная)

А у Пушкина?

(поэт благословляет женщину, а у Некрасова – нет счастья и ей)

Чем здесь является ещё любовь?

(вера)

Подводим небольшой итог.

В стихотворениях Некрасова мы видим Её и Его.


Какие они? Подберите эпитеты.

(сильные, гордые, независимые)

Выводы учащихся.


Слово учителя

В стихотворениях Некрасова передано противоречивое и одновременно светлое чувство : в них переплетаются «ревнивая печаль» и желание счастья любимой женщине, уверенность в негасимой взаимной любви и трезвое сознание невозможности вернуть счастье. Перед читателем не одна. А две судьбы, два характера.

Кто же была эта женщина, с которой связаны такие необычные стихи поэта о любви?

Авдотья Яковлевна Панаева

Драматичной была любовь поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием «панаевского» цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают, И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины — подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.


Сообщение учащегося об А. Я. Панаевой.

Давайте посмотрим на её портрет.

Что вы можете сказать о ней?

(очень красивая)

Чтение стихотворения «Разбиты все привязанности, разум…»


Но не суждено было умереть мечте Некрасова о любви.

В 1870 году поэт встречается со своей будущей женой. Зина… Так обращается он к ней в своих стихотворениях. Семь лет счастья суждено было Некрасову.

Сообщение учащегося.

Послушайте стихотворение «Зине»

(«Ты ещё на жизнь имеешь право»1876)


Здесь ОН и ОНА.

Какая здесь героиня?


Что его ожидает?

Чтение стихотворения «Зине»

(«Двести уж дней,

Двести ночей!»)

Что это за 200 дней и ночей?

Чем проникнуты эти строки?

Любовь пришла к Некрасову.

Нет такого цикла стихов, посвящённых Зинаиде Николаевне, есть только три стихотворения под названием «Зине». Их можно только отличить по первым строкам.

Давайте послушаем 3 стихотворение Н. А. Некрасова «Зине» («Пододвинь перо, бумагу, книги!» 1877).

Это последнее стихотворение поэта.

Здесь какая любовь у Некрасова?

(любовь – благодарность)

Мучим ли поэт ревностью? Почему?

(Может быть поэт стал старше, мудрее. То чувство осталось в прошлом. Там любовь – «бурная река». А здесь она «успокоилась», вошла в своё «русло».


Слово учителя

Многие стихотворения А. С. Пушкина переложены на музыку.

А как вы думаете, были ли положены на музыку некрасовские стихотворения?

Звучит «Тройка»


Y. Звучит заключительное слово учителя.

Мы сегодня познакомились со стихотворениями Некрасова о любви.

Любовь у поэта – это не светлое чувство, а болезненное, страстное. Любовь у поэта мучительная (см. название урока).

Высказывания учащихся.



Домашнее задание

1. Написать сочинение – миниатюру «Моё любимое стихотворение Н. А. Некрасова о любви».

2. Выучить наизусть одно стихотворение поэта о любви.









Свежие документы:  конспект урока на тему "Обзор зарубежной литературы XX века"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: