Урок литературного чтения «Cказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»» 1 класс



Урок литературного чтения

Тема: Cказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования понятия «сказка-цепочка», развивать умения глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; способствовать расширению словарного запаса, привитию любви к устному народному творчеству.

Планируемые результаты:

личностные УУД: способность  откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказки; уметь оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя;

метапредметные УУД:

регулятивные – принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;

познавательные – выделять события, видеть их последовательность в произведении;

коммуникативные – проявлять интерес к общению на уроке;

предметные УУД: научиться понимать содержание коротких произведений, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; получат возможность научиться различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, иллюстрации русских народных сказок, карточки для парной и индивидуальной работы, тетрадь №1.

Ход урока

I.Организационный момент.

В сказке дивной очутиться

Каждый хочет, ты поверь.

В книге сказок приоткрыться

Может сказочная дверь.

Если сказки кто читает,

Туда, бывает, попадает.

Про всех сказочных героев

Все он там узнает.

II. Актуализация опорных знаний.

Звучит грамзапись «Песня о сказке»

-Учёный кот приготовил для вас интересные задания. Узнаем, знаете ли вы русские народные сказки.

Задание 1. (Работа в парах — 1 карточка на двоих. На карточке два столбика. В первом – иллюстрации сказок, во втором – названия.)

 Соотнести иллюстрации с названиями сказок.

Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями)  

 

   





  На карточке:

Маша и медведь  https://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRGuw9uo02jENL2AXDH6F_cu5hz0rnw_IjVZ6RcQAjOd-QSmziUiw


                                                                                              








Колобок      

                                           https://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSYyIAQLUe82wjasAdAfVmAttPsRdIBkUliMY9btgbXeXNLwmJYbQ                              

Сестрица Алёнушка и братец Иванушкаhttps://audioskazki.net/wp-content/gallery/rus_skazki/sestrica_alenushka_i_bratec_ivanushka/0003.jpg                           

Свежие документы:  Конспект урока "Обработка нижнего среза ночной сорочки без плечевого шва швом вподгибку с закрытым срезом" 7 Класс

                                                                                              

                                                                                             

Волк и семеро козлят                                                                                                                                                https://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcT7z6vB_2H2pIZRmqIJpH5vkuL0kGPy_zPT5HuhnvT6hLsvO5S6                  






   Сивка-Бурка

                                                                                       

                     https://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQHW2_1wKXofPsmR0RwxescYIkOVLjEGnGniT3ES5BfeiERjoDHQQ

                                                           

II. Постановка учебной задачи.

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

(О сказках)

-К какой группе сказок можно отнести те, иллюстрации которых рассматривали сегодня?

(Русские народные сказки)

-Какие цели вы можете поставить для себя на этом уроке?

(Познакомиться с новыми сказками, героями сказок, нарисовать любимых героев, рассмотреть иллюстрации в учебнике, сравнить сказки)

-Молодцы.


III. Открытие нового знания.

1.Работа по учебнику (с.35)

              Ждёт нас сказочный, прекрасный

               Долгий –долгий трудный путь!

Свежие документы:  Контрольные задания «Гранатовый браслет»

-Отгадайте, кого мы сразу повстречали:

«Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие же добрые, как мои дедушка и бабушка, но оказалось, что в мире есть и злые, и хитрые…»

                                                           Колобок

-Рассмотрите иллюстрацию

-Как называется сказка?

-Каких персонажей сказки нарисовал художник?

-О чём рассказывается в этой сказке?

-Расскажите первый эпизод – встреча Колобка с Зайцем

-Кого художник забыл изобразить?

                                                              (Медведя)

-Отличается ли встреча Колобка с Медведем от двух предыдущих?

                                                               (Нет, текст полностью повторяется)

2.Работа в рабочей тетради №1 (с.24 №1-3)

3.Физкультминутка



4.Работа по учебнику (с.36)

Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выявления в них существенных признаков: анализ композиционных особенностей сказки-цепочки (кумулятивной сказку) с целью обнаружения её жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащённое очередным новым элементом.

IV. Самостоятельная работа с самопроверкой.

1.Чтение сказки «Репка»

Познавательные УУД: логические – подведение под понятие: формирование понятия «сказка-цепочка» через анализ фрагментов-«звеньев» текста и изучение дидактической иллюстрации; установление причинно-следственных связей между наличием повторов в жанрах устного народного творчества и выводом: эти тексты легко запомнить.

-Почему сказку «Репка» легко запомнить?

(Эпизоды сказки похожи. Прежде чем очередной персонаж присоединится к цепочке героев, все персонажи перечисляются ещё раз в заданном порядке)

2.Схематическое изображение героев

Попробуйте изобразить персонажей сказки с помощью схемы. Договоримся, что для больших, крупных и сильных персонажей следует рисовать большой квадрат, а для слабых, маленьких, лёгких – маленький квадрат.

(Работа выполняется на карточке 1 ученик выполняет на доске)

Дед             Бабка              внучка            Жучка          кошка            мышка

Свежие документы:  Конспект урока "Современная женская проза (по произведению Г. Щербаковой "Женщина в игре без правил") 11 класс

3.Игра «Найди иллюстрацию эпизода к схеме»

(на доске иллюстрация, дети в тексте находят данный эпизод и зачитывают его)

-Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями)

4.Работа с учебником

-В учебнике пронумеруйте иллюстрации эпизодов сказки от 1 до 6.

Учитель показывает схему, ученики называют номер эпизода

Например:

(Эпизод 4. Дедка, бабка, внучка, Жучка)

V. Включение в систему знаний и повторение.

1. Работа в парах (коммуникативные УУД)

-Нарисуйте схему любого эпизода сказки, предложите соседу по парте отгадать номер эпизода.

-Как вы думаете, почему сказку «Репка» можно назвать сказкой-цепочкой?

(Сказка «Репка» — сказка цепочка потому, что состоит из похожих законченных частичек (эпизодов). Эти частички (эпизоды) напоминают звенья длинной цепи)

2. Чтение сказки «Репка» по цепочке с опорой на цветные пометки в учебнике.

VI. Итог урока

-С какими сказками познакомились?

-Почему сказки-цепочки так легко рассказывать?

VII. Рефлексия деятельности. 

Вспомните, какую  учебную задачу вы ставили себе в начале урока?

— Удалось ли ее решить?

— Каким способом мы решали эту задачу?

(работа в паре, с помощью учителя и т.д.)

-Кто из вас знает другую сказку-цепочку?

-Миша сказал: «Это «Колобок». Маша добавила: «Это ещё и «Теремок». А вы как думаете, кто из них прав?

(Правы оба)

-Кому вы можете рассказать эти сказки?

-Почему вы так быстро запомнили их?



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: