Конспект урока для 5 класса «В мире десятичных дробей»


МКУ «Департамент образования Местной администрации г.о. Нальчик»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества «ЭРУДИТ»





«Утверждаю»

Директор

МКОУ ДОД ЦДТ «Эрудит»

____________ И.А. Куашева

«____» __________ 2015 год




КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ПО МАТЕМАТИКЕ


/в рамках конкурса педагогического мастерства

«Самый лучший педагог — 2015»/




Подготовила и провела:

ПДО Шаваева М.И.















г. о Нальчик

2015

Конспект открытого занятия

Тема: «В мире десятичных дробей» /5класс/

Цель занятия: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся при выполнении арифметических действий над десятичными дробями.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • закрепление умения и навыков применения правил сравнения, округления, сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей при решении задач;

  • применение изученных правил при решении нестандартных практических задач;

  • формирование умения оперировать ранее полученными знаниями.

Развивающие:

  • создание условий для развития познавательного интереса к предмету;

  • развитие навыков самостоятельной деятельности и самоконтроля обучающихся;

  • развитие сообразительности, находчивости, логического мышления, познавательной активности, внимания, любознательности и интереса к предмету.

Воспитательные:

  • воспитание информационной культуры, подготовка обучающихся к жизни в современном информационном обществе;

  • воспитание аккуратности, внимательности, интереса к предмету, эрудиции, упорства;

  • совершенствование навыков эстетического оформления записи в тетради.


Оснащение занятия:

  • учебная и методическая литература;

  • карточки с заданиями;

  • различная атрибутика занятия.













Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в центре начались занятия.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, путешествие в страну Десятичных дробей. В этом путешествии вам нужно будет показать свои знания, находчивость и смекалку.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

Эпиграфом к нашему занятию мы с вами возьмем слова великого педагога Адольфа Дистервега: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».

Итак, отправляемся в путь!

И сегодня наше занятие не обычное, а сказочное. Почему? Случилась беда — Снежная Королева забрала Кая, бросила ему в глаза и сердце льдинки «десятичных дробей», заморозив его так, что он забыл о Герде. Вот и отправилась девочка на поиски своего друга в царство Снежной королевы. Дорога нелегкая и мы поможем Герде найти Кая и растопить его сердце с помощью наших знаний и умений по теме «Десятичные дроби».

Захватим с собой путевые листы, в которые будем заносить итоги нашего приключения. В начале, пожалуйста, в своих листах отметьте по 5 – балльной шкале свое настроение в данный момент.

Что ж в путь!



2. Актуализация опорных знаний.

Сначала обдумаем план наших действий.

1) Устная работа “Думайте и соображайте”

Известно, какое важное значение имеет запятая в написании слов. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, как в известном мультфильме, “ Казнить, нельзя помиловать” или “Казнить нельзя, помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

Расставьте в следующих равенствах запятые:

  1. 32 + 1,8=5

  2. 7,36-336=4

  3. 63 – 27=60,3

  4. 3 + 108=4,08

  5. 12•50=60

Когда план был обсужден, Герда отправилась к реке и спросила, не знает ли она где Кай. Речка ответила: «Если правильно соберешь правила, то я покажу тебе дорогу!»

2) Фронтальный опрос «Соберите правила»

  • Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби надо:

  • выполнить действия сложения и вычитания;

  • выполнить действия сложения и вычитания;

  • в ответе запятую поставить после запятой в данных дробях;

  • уравнять число знаков после запятой;

  • записать дроби так, чтобы запятая оказалась после запятой.


  • Чтобы перемножить две десятичные дроби надо:

  • отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе;

  • выполнить умножение, не обращая внимания на запятые.


  • Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:

  • после этого выполнить деление на натуральное число;

  • поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части;

  • в делимом и в делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе.

В дороге нам придется действовать как единая команда. Проверим, так ли это?

Работа у доски по цепочке.

3. Устный счет «Заполните фигуры».









1,4 + 0,6 =







— 1,7 =



1,2 =





: 9 =













+ 0,96=









0,5= ?



Молодцы, вы помогли Герде и речка показала ей дорогу. Девочка села в лодку и поплыла.

4.Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

И вот Герда приплыла к старой волшебнице. Старушке девочка очень понравилась. Чтоб Герда забыла Кая, она, расчесывая девочке волосы, заколдовала ее.

Чтобы чары пропали, надо выполнить следующие задания.

1) «Вычислите наиболее простым способом»:

а) 5,94•0,07+0,33•5,94

б) 6,85•3,2-6,85•1,7-1,5•6,85

Самопроверка – оценка максимум 5 баллов (результаты заносятся в лист).

2) «Продолжите ряд чисел»:

Посмотрите на числа в каждом ряду; догадайтесь, по какому признаку они собраны вместе и запишите ещё по три числа в каждый ряд.

  • 0,2; 0,7; 1,2;…; 1,7

  • 1,1; 2,2; 4,4;…; 8,8

  • 2,5; 5; 7,5; 10;… . 12,5

Самопроверка – оценка максимум 5 баллов (результаты заносятся в лист).

Мы помогли Герде вспомнить Кая и она убежала от волшебницы. Долго бежала, устала и присела отдохнуть. И мы отдохнем вместе с ней.

Физкультминутка.

Из — за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.



Отдохнув, Герда увидела перед собой прыгающего старого Ворона. Герда спросила, не знает ли он, где Кай. Ворон ответил: «Кар –кар, наверное знаю, где твой принц, но сначала реши задание»

3) «Решите уравнение»

( 2,1 – 0,7х) : 0,48 = 3,5

Самостоятельное решение, затем – сверка с доской.

Решение:

2,1-0,7х=1,68;

0,7х=2,1-1,68;

0,7х=0,42;

х=0,6;

Ответ: 0,6.

Оценка максимум 5 баллов (результаты заносятся в лист).



Герда с нашей помощью решила уравнение и Ворон привел ее к принцу и принцессе, но это был не Кай. Чтобы развеселить Герду, принц с принцессой предложили ей «разгадать» логические задачи.

Работа в парах.

4) « Исключите лишнее слово»: рбьод, резоток, чул, мапряя

Ответ: дробь

?

5

5) «Найдите недостающее число»:



1,5 2,3 10,2 2,8



1,2 2,5



(Ответ: 10,2+2,5+2,8 = 15,5)

Оцените себя – максимум 5 баллов (результаты заносятся в лист).

Герда рассказала им свою историю и попросила у принца и принцессы карету, что дальше отправиться в поисках Кая.

Долго ехала Герда на карете, но в лесу ее поймали разбойники, которыми командовала маленькая Разбойница. Рассказ Герды опечалил Разбойницу. И она решила отпустить ее, если Герда решит задачу.



Самостоятельное решение.

6) «Решите задачу»

Найди площадь леса, в котором я живу, если он имеет форму прямоугольника с длиной 18,4км, а шириной на 8,9 км меньше.

Решение. 1) 18,4-8,9=9,5 (км) –ширина леса;

2)18,49,5=174,8 (км)–площадь леса.

Ответ: 174,8 км

Выполняем взаимопроверку – максимум 5 баллов (результаты заносятся в лист).



Северный Олень привез Герду к бабушке Лапландки, которая сказала: « Моя подруга Финка знает, где Кай, но она покажет тебе дорогу, если ты решишь задачу».

Работа у доски.

7) «Задача Финки»

Из двух пунктов, расстояние между которыми равно 34,68 км, одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость первого пешехода равна 4,8 км в час, а скорость второго – 5,4 км в час. Через сколько часов пешеходы встретятся?

Решение. 1) 5,4 + 4,8 = 10,2 ( км в час) – общая скорость;

2) 34,68 : 10,2 = 3,4 (ч) – время встречи пешеходов.

Ответ: 3,4 ч .

Мы справились и с этим заданием и Финка показала дорогу к Снежной Королеве. Когда Герда увидела Кая, она бросилась к нему, но тот стоял неподвижно. В его глазах и сердце были льдинки. Их нужно растопить. Для этого звездочки в примерах замените на цифры.

Самостоятельное решение в парах.

8) «Замените звездочки цифрами»

1,*

*,6

——

* * 8

3 *

——

4,* 8



Ответ:1,82,6=4,68.

Проверка – максимум 5 баллов (результаты заносятся в лист).

Сердце Кая растаяло, он вспомнил Герду. И вместе они отправились домой.

5. Рефлексия.

На своем путевом листе напишите, за что вы можете себя похвалить, а за что поругать, а также выставите «оценку» своему настроению в конце урока.

6. Итоги занятия.

Вот закончена игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился?

Кто же в сказке отличился?

Подсчитаем суммарный балл за вашу работу. Если в тетради записи аккуратные – дополнительный балл.

Молодцы ребята!

Вы справились с заданьями

И блеснули знаньями.

Каю с Гердой помогли,

От Снежной Королевы их спасли.

А волшебный ключ к ученью —

Ваше упорство и терпенье!



Спасибо за работу! До новых встреч в сказочной стране Математики!













11


Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по Математике "Недетская математика" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: