Тема: Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»
Целевые установки:
Предметные: формировать умение решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость», совершенствовать навыки решения буквенных выражений
Метапредметные: формировать универсальные учебные действия:
Регулятивные – понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку, оценивать результат своих действий, выделять то, что уже известно и то, что нужно усвоить.
Познавательные – ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, уметь выявлять закономерность, выстраивать цепочку логических рассуждений при решении задач, выдвижение гипотез и их обоснование.
Личностные: способствовать развитию интереса к математике, формированию мотивационной основы учебной деятельности, развивать внимание, формулировать своё мнение.
Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной и индивидуальной работы
Методы обучения: репродуктивный метод, частично – поисковый метод
Тема: Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. — Здравствуйте, ребята. К нам на урок пришли гости. Поприветствуем гостей, подарим им наши улыбки, зарядим всех отличным настроением!
— Я рада вновь видеть ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесёт нам всем радость общения друг с другом, что-то новое и интересное.
2. Откройте тетради. От последней записи отступите 4 клетки и на пятой клетке на полях запишите число. Классная работа.
— Посмотрите на доску. Какая здесь закономерность? (Каждое число на 2 больше предыдущего)
— Что можно сказать про числа первой строки? (Они чётные)
— Про числа второй строки? (Они нечётные)
2 4 6 8
3 5 7 9
— Пропишите данные числа, соблюдая закономерность.
II. Логическая разминка.
— На уроке нам предстоит потрудиться. Давайте потренируем наши головки.
— Сколько лап у трех собак? (4+4+4=12)
— Сколько крыльев у четырёх птичек? (4+4+4+4=16)
— К числу сторон треугольника прибавьте число углов в квадрате (3+4=12)
— От числа месяцев в году отнимите число букв в слове «год». (12-3- 9)
— К числу часов в сутках прибавьте 1десяток. (24+10=34)
— Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно… (Из суммы вычесть другое слагаемое)
— Чтобы найти неизвестный множитель, нужно… (Произведение разделить на другой множитель)
III. Самоопределение к деятельности.
(На доске записаны выражения и выполнен чертёж)
25+25+25+25 ?
25+52+25+5 ________________________________
15+15+15
— Назовите лишнее выражение (25+52+25+5)
— Почему оно лишнее? (Не все слагаемые одинаковые)
— К какому из выражений подходит схематический чертёж? (К последнему)
— Почему? (В сумме три одинаковых слагаемых, на чертеже три отрезка, три части)
(Записываю на доску)
15 руб.+15 руб. + 15 руб.
— Составьте по чертежу и этому выражению задачу.
— Как решить задачу? (15+15+15=45 рублей)
— Где вам приходилось сталкиваться с такими задачами? (В магазине)
— Цель нашего урока: познакомиться с новым видом задач и закрепить знания таблицы умножения.
— Как вы думаете, какие задания мы будем выполнять? (Решать задачи, примеры, уравнения, выражения, познакомимся с новым видом задач)
Сейчас мы с вами пойдём в магазин. Посмотрите на рисунки, скажите, какие товары есть в магазине?
— Сколько стоит один карандаш? (5 рублей)
— А как вы это узнали? Что вам помогло? (На них написана цена)
Как вы думаете, что показывет цена?
— Цена показывает, сколько стоит один предмет.
— Сколько я взяла карандашей? (10 карандашей)
— Что показывает число 10? (Сколько карандашей купили)
-Верно, количество показывает, сколько предметов мы купили.
— А что значит стоимость? (Сколько заплатили за все карандаши)
— Верно, стоимость — это то, что мы заплатили за всю покупку.
— Как найти, стоимость покупки? (5*10=50 рублей)
— Тетрадь стоит 3 рубля. Сколько таких тетрадей можно купить на 30 рублей?
-Какова цена тетради? (3 рубля)
-А стоимость всей покупки? (30 рублей)
— Что нужно узнать в задаче? (Количество тетрадей)
— Как узнать, сколько тетрадей купили? (30:3=10 тетрадей)
За две булочки заплатили 12 рублей. Сколько стоит одна булочка?
— О чём эта задача?
— Что известно в задаче? (Купили 2 булки)
— Сколько за них заплатили? (12 рублей)
— Что нужно найти? (Сколько стоит одна булка)
— Как нужно найти? (12:2= 6 рублей)
— Посмотрите, внимательно на таблицу. Скажите, как и каким действием нужно найти стоимость покупки? (Цену умножить на количество)
— Как можно найти количество, зная цену и стоимость покупки? (Стоимость разделить на цену)
Как найти цену товара, зная стоимость и количество? (Нужно стоимость разделить на цену)
IV. Работа по теме урока.
1.Работа по учебнику.
С.75№2
— Прочитайте задачу.
Я хочу вам дать секретный ключ к решению. (Показываю таблицу)
Количество | Стоимость | |
|
|
|
— Рассмотрите схематическую запись к этой задача. Что такое 10 рублей? (Цена одной тетради)
— Куда запишем это число? (В первый столбик таблицы)
Что обозначает число 3? (Сколько тетрадей купили)
— Как можно назвать одним словом? (Количество)
Куда запишем это число? (Во второй столбик)
— Что нужно узнать? (Сколько стоили все тетради)
— Как одним словом это можно назвать? (Стоимость)
— Что нужно записать в 3 столбик? (Знак вопроса)
— Как найти стоимость? (Цену умножить на количество)
(Ученик выходит к доске и записывает решение 3*10=30 рублей)
— Прочитайте второй вопрос задачи?
— Что нужно здесь найти? (Количество)
— Как найти? (Стоимость разделить на цену 50:10=5 тетрадей)
2. Физкультминутка.
3. С.75№4
Найдите значения выражений (2 значения находим коллективно, остальные 2 самостоятельно)
1 вариант 2 вариант
70-b и b+8 70-b и b+8
при b=46 при b=68
Самопроверка (слайд)
V. Закрепление изученного материала.
1. Игра «Не зевай» (слайд)
2. Теперь занимательные задачки (слайд)
Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (Тоже четыре минуты.)
Горело 7 свечей, 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (Две свечи.)
Росли 5 берез. На каждой березе по 5 больших веток. На каждой ветке по 5 маленьких веток. На каждой маленькой ветке — по 5 яблок. Сколько всего яблок?… ( На берёзе яблоки не растут)
На столе лежит 2 яблока и 4 груши. Сколько всего овощей лежит на столе?… ( Ни одного. Яблоки и груши – это овощи)
3. Игра «Сделай покупку»
Выбираются 2 человека. Покупатель тот, кто первый составит задачу. А продавец должен правильно решить эту задачу, чтобы в магазине у него была прибыль.
— Составьте задачу, используя понятия: цена, количество, стоимость.
VI. Итог урока.
1. — Вот и подходит к концу наш урок.
— Какую цель мы поставили в начале урока?
— С какими новыми словами познакомились?
— Что такое цена? Количество? Стоимость?
2. Домашнее задание.
С.75№? – решить задачу, №5 – решить примеры столбиком и сделать проверку.
VII. Рефлексия.
— Определите своё настроение после нашего урока.
— Спасибо всем за работу!