Конспект урока по теме: «Скорость. Единицы скорости»
Цель деятельности учителя: способствовать ознакомлению со скоростью равномерного движения и с решением простых задач на нахождение скорости по известному расстоянию и времени движения, развитию умений выполнять деление с остатком, находить значение выражений с одной переменной, преобразовывать величины, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомится со скоростью равномерного движения и с решением простых задач на нахождение скорости по известному расстоянию и времени движения; научатся выполнять движение с остатком; находить значение выражений с одной переменной; преобразовывать величины; соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок;
Метапредметные (компоненты культурно — компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником;
Личностные: понимают необходимость бережного отношения к природе, своему здоровью и здоровью других людей.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.
Основные понятия и термины: скорость, единицы скорости.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности.
Приветствие учащихся, проверка готовности класса и оборудования. Эмоциональный настрой класса.
Математику, друзья, не любить никак нельзя.
Очень строгая наука, очень точная наука,
Интересная наука — это математика!
Сообщение темы, цели урока.
Актуализация знаний. Самоопределение к учебной деятельности.
Проверка домашнего задания.
Устный счет.
Арифметический диктант.
— найдите частное чисел 420 и 6;
— какое число меньше 720 на 100?
— какое число надо увеличить на 8, чтобы получить 64?
— запишите число, которое больше 20 в 5 раз;
— на сколько нужно разделить 560, чтобы получить 80?
— к какому числу надо прибавить 100, чтобы получить 360?
— первый множитель 42, а второй – 2. Чему равно произведение?
— во сколько раз 70 больше 2?
— уменьшаемое 360, вычитаемое 60. Чему равна разность?
— из чисел 625, 506, 650, 605, 526, 256, 560 выпишите, у которых 6 единиц I разряда и 5 единиц III разряда (числа записываются на доске);
2) Решение примеров.
Найдите ошибки и вычислите правильно (можно вынести на доску).
39:6=5(ост.9)
60:12=4(ост.12)
65:9=7(ост.3)
24:36=0(ост.12)
Работа в парах.
— установите соответствия между величинами и единицами измерения и соедините их парами.
Длина кг
Масса л
Объем км
Площадь мин
Скорость м2
Время
— К какой величине вы не нашли меру? (К скорости)
— Что вы знаете об этой величине? (Ответы детей)
— Сформулируйте задачи урока (Познакомиться с новой величиной – скоростью, узнать, с какими величинами она связана, в каких единицах измеряется.)
Изучение нового материала.
Назовите единицы измерения времени, площади.
Мультимедийная доска. Обратите внимание на единицы измерения. Как вы думаете, что мы будем измерять этими единицами и почему.
Работа по учебнику.
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с.5
— Что значит «скорость движения легкового автомобиля 80км/ч»? (в течение каждого часа автомобиль проходит 80 км/ч)
— Объясните, что значит «скорость движения космического корабля 8000 м/с»? (В течение каждой секунды космический корабль пролетает 8000м или 8 км)
№8 (с.5)
— Прочитайте задачу.
— Что известно в задаче? (Средняя скорость полета аиста.)
— В какие единицы надо перевести секунды? (В минуты.)
— Сколько секунд в одной минуте?
— Какое действие нужно выполнить, чтобы узнать, какое расстояние пролетит аист за 1с?
— Запишите выражение. (600:60=10(м/с).)
№9 (с.5)
— Прочитайте задачи.
— Рассмотрите таблицу.
— Как называется первый столбец, второй, третий?
— Как найти среднюю скорость? (Нужно пройденное расстояние разделит на время, которое затратили на прохождение этого пути.)
— Решите первую задачу. (120:2=60 (км/ч).)
Ответ: 60 км/ч-скорость пассажирского поезда.
— Что известно о следующей задаче? (Расстояние и время.)
— Что нужно узнать? (Какое расстояние поезд проходит за 1ч, т.е. скорость.)
— Как найти скорость, зная расстояние и время? (Нужно расстояние разделить на время.)
— Чем похожи первая и вторая задачи? (Вопросом.)
— Сравните решения этих задач.
— Сделайте вывод: как найти скорость движения?
— Решите вторую задачу. (120:3=40 (км/ч).)
Ответ: 40 км/ч-скорость товарного поезда.
— Как, зная время и расстояние, можно найти скорость?
Время | Расстояние | |
60 км/ч | 2 ч | 120 км |
40 км/ч | 3 ч | 120 км |
V. Физкультминутка.
МЫ УСТАЛИ, ЗАСИДЕЛИСЬ
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот Повороты корпусом
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! Приседания
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели. Дети садятся на свои места
VI. Первичное закрепление
Пешком -6км/ч.
На машине — ? в 10 раз б.
На велосипеде — ? в 4 раза м.
6 х 10 = 60 (км/ч) — на машине.
60 : 4 = 15 (км/ч).
Ответ: скорость на велосипеде 15 км/ч.
Самостоятельная работа
— Вспомните алгоритм деления с остатком. Два ученика работают у доски. Самопроверка.
№10 (с.5)
№13 (с.5)
VII. Итоги урока. Рефлексия.
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок.
— Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
— Что мы повторяли сегодня на уроке?
— Какое задание понравилось вам больше всего? Какое – меньше?
— Как оцениваете свою деятельность на уроке?
VIII. Домашнее задание.
С..5,№ 11. Инструктаж по выполнению домашнего задания.