Урок математики во 2 классе на тему «Умножение на 0 и 1»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 11

г. Красногорска Московской области











Урок математики во 2 классе.
Тема урока: «Умножение на 0 и 1»
Образовательная система «Школа 2100»









Павлова Елена Валентиновна

Учитель начальных классов

















Цели урока:

Деятельностные:

  • тренировать способность к исследованию ситуации;

  • формировать способность к выявлению причины затруднения в учебной деятельности.

Образовательные:

  • ввести случаи умножения на 0 и 1,

  • закрепить смысл умножения и свойство переместительного закона умножения,

  • закрепить умения читать и применять буквенные выражения,

  • отрабатывать вычислительные навыки.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление, речь, творческие способности, интерес к математике.

Воспитательные:

  • формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную деятельность группы.

Оборудование:

  • учебник Л. Г. Петерсон «Математика» 2 класс, часть 2,

  • карточки для работы в паре,

  • карточки для групповой работы,

  • иллюстрация с басней И. А. Крылова «Квартет» и текст басни,

  • музыкальная шкатулка, с пригласительным билетом на КВМ,

  • тетушка Пчела.





ХОД УРОКА

  1. Оргмомент

— Ребята! Сегодня в гости на наш урок математики пришли к нам гости – это учителя начальных классов нашей школы.

Будем стараться, чтобы порадовать меня, друзей и гостей своими успехами.

Повернитесь к гостям, поприветствуйте их и тихонько садитесь.

  1. Актуализация знаний.

Слайд

— Откройте тетради, запишите, пожалуйста, дату, классная работа.

1. Индивидуальные задания

(Трем ученикам раздаются карточки. Работа на карточках.)

2. Фронтальная работа.

Слайд.

  • Продолжи ряд:

5, 12, 19, 26,…,…

(Какая здесь закономерность?)

клик

33,

клик

40.

Слайд

— Как продолжить следующий ряд?

2, 7, 3, 8, 4, …,…

(Какая здесь закономерность?)

клик

9,

клик

5.

Слайд

— Сравни выражения?

45-17 45-16

клик

45-17 < 45-16

(Чем больше вычитаем, тем меньше остается)

клик

3. Логические задачи.

а) По лесной тропе бежали волки: один впереди и два сзади, один сзади и два впереди, один между двумя и три в ряд, два волчонка бежали сбоку. Напиши, сколько всего было волков. Покажи точками, как они бежали?

(5 * * * два волчонка и три волка.)

* *

б) Ермолаев, Авдеев, Борисов и Николаев носят разные головные уборы: один кепку, другой бейсболку, третий шапку, четвертый бандану. Кто какой головной убор носит, если Николаев не носит кепку, Авдеев не носит кепку и бандану, а Ермолаев носит шапку?

Слайд


Кепка

Бандана

Шапка

Бейсболка

Ермолаев



+


Авдеев





Борисов



Николаев





клик

Борисов носит бейсболку +.

клик

Николаев носит бандану +.

клик

Авдеев носит кепку +.

  1. Мотивация детей к деятельности.

Клик

— Проверка домашних заданий № 5 с. 77

— Давайте проговорим произведения в виде игры:

9- топнуть правой ногой,

18 – топнуть левой ногой,

27 – хлопнуть ладошкой по правой ноге,

36 – хлопнуть ладошкой по левой ноге,

45 – левой рукой коснуться левого плеча,

54 – правой рукой коснуться правого плеча,

63 – руки положить на голову,

72 –

81 –

90 –

— Ч то нужно записать над 9? Над 0?

— Имеют ли смысл эти выражения?

(Нет, так как сумма не может быть из одного слагаемого или вообще не может быть слагаемых.)

— Так что такое умножение?

(Сложение одинаковых слагаемых)

— Вспомним буквенное обозначение умножения?

(а+а+а+…+а=а*b)

Слайд

— Что означает a? (Равные слагаемые в сумме)

— Что означает b? (Число таких слагаемых)

— Что мы еще знаем, умеем делать?

Слайд

— Представьте, пожалуйста, сумму 4+4+4+4+4 в виде произведения.

(4*5)

— Сравните b*4 и b*8. (b*4 < b*8)

32*17 17*32 (32*17=17*32)

  • Решите уравнение 3+3+3+3=x*4

(x=3)

Слайд

  1. Постановка проблемы

— Посмотрите на эти произведения

6*3

6*2

6*1

6*0

— Запишем эти произведения в тетрадь и заменим их суммой чисел, найдем ответ.

(Дети работают в тетради, записывают 1ый пример.)

Клик

6*3=6+6+6=18

(Решают второй пример.)

Клик

6*2=6+6=12

(Решают третий пример.)

Клик

6*1=?

(Решают четвертый пример.)

Клик

6*0=?

— Смогли ли мы заменить сложением два последних выражения? (Нет.)

(Суммы с одним слагаемым не бывает, как не бывает суммы без слагаемых.)

— Выражения 6*1 и 6*0 имеют смысл? (Нет, не имеют.)

— Какой вопрос мы будем исследовать на уроке? (Как умножить число на 1 и 0.)

Слайд

Проблема урока

(………….)

Клик

  1. Открытие перед детьми нового знания.

Работа с учебником № 1 с. 78

а) 1*2=1+1=2

1*4=1+1+1+1=4

1*5=1+1+1+1+1=5

Вывод: При умножении 1 на число получается одно и то же число.

Запишем равенство 1*а=а

Слайд

1*а=а


б) 2*1 4*1 5*1

— Чем отличаются эти выражения от данных в № 1 (а)?

(Порядком множителей.)

— Значит, чтобы не нарушилось переместительное свойство умножения, их значения должны быть равны 2, 4, 5, т.е. первому множителю.

а*1=а

Клик

а*1=а

— Продолжаем работать с учебником.

3 с. 78

0*3=0+0+0

0*6=0+0+0+0+0+0

0*4=0+0+0+0

Таким образом, 0*а=0.

Чтобы не нарушилось переместительное свойство умножения, следует считать 3*0=0, 6*0=0, 4*0=0.

Значит, а*0=0.

Клик

а*0=0

— Смотрим на с. 79. Нашли № 5ю

Выполняем так, чтобы не нарушились установленные правила умножения с 0 и 1.

1*1=1 0*1=0 1*0=0 0=0

— Делаем вывод, к каким равенствам мы пришли.

а*1=1*а=а

а*0=0*а=0

Клик

а*1=1*а=а

а*0=0*а=0

(При умножении числа на единицу и единицы на число получается то же самое число.

Аналогично, при умножении числа на нуль и нуль на число получается нуль.)

— Лучшему запоминанию новых случаев умножения будет способствовать создание наглядного образа.

Например: Множитель 1 не изменяет число, его можно представить зеркальцем. Как бы отражает второй множитель, не изменяя его.

— А нуль – это шапка – невидимка. Он при умножении покрывает второй множитель и делает его невидимым.

VI. Физминутка.

(Дети встают.)

Зарядку для мозга проводят Катя и Саша:

а) самомассаж носика (10);

б) шапка для размышлений (3);

в) «зеркальце», «палочка» (6);

г) перекрестные движения (10);

д) «Солнышко — тучки» (8).

— Спасибо! Садитесь!

VII. Первичное закрепление.

Слайд

— Работа в парах № 2 и 4.

(Выполнив задание, проверяем, закончив работу, встаем, взявшись за руки.)

  1. Повторение

Слайд

а) Игра «Быстрый счетовод»

10

— А что означает слово квартет?

10 с.79

Зашифровано слово «квартет».

Квартет – это ансамбль из 4 музыкантов-исполнителей. Существуют инструментальные и вокальные квартеты. Инструментальные квартеты бывают струнные (например, 2 скрипки, альт, виолончель) или смешанные, куда входят разные инструменты. Вокальные квартеты бывают эстрадные, исполняющие популярную музыку (например, «Битлз», «Доктор Ватсон»), и камерные, исполняющие классические произведения.

В басне И. А. Крылова рассказывается об инструментальном квартете.

б) Физминутка

— Каждый человек, особенно художник, должен заботиться о своем зрении и мы с вами сейчас это сделаем.

(Дети встают.)

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движения

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево, побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочки часов,

Проведем глазами дружно

Ну, а дальше, будь здоров!

(Дети садятся.)

в) Групповая работа

Слайд

— В квартете сколько человек? (4) Вот и вы сейчас разобьетесь по 4 человека и будете выполнять задание.

— Запишите счет, продолжите запись в числовом луче.

(Счет через 2-9; всего 8 вариантов)

Взаимопроверка: группы меняются листочками и проверяют друг у друга.

Слайд

г) Блицтурнир.

У доски 2 капитана команд, которые выполнили задание быстрее.

Слайд

А) В пакете 3 кг яблок. Сколько яблок в 5 пакетах? (3*5=15 кг)

Б) Бабушка связала 4 пары рукавиц. Сколько рукавиц связала бабушка? (2*4=8р.)

В) Сколько литров молока войдет в 3 двухлитровые банки? (2*3=6 л)

Слайд

IX. Рефлексия деятельности

(Если дети согласны с утверждением, то они делают один хлопок в ладоши, если нет – тишина.)

  1. От перестановки множителей произведение изменяется. (Нет.)

  2. 573*1 получится 573. (Да.)

  3. Если к числу прибавить 1, то получится последующее число. (Да.)

  4. Если один из множителей равен 0, то и все произведение равно 0. (Да.)

  5. Если число умножить на 1, то получится число, следующее за данным. (Нет.)

Молодцы! Поаплодируйте себе.

X. Итог урока.

Подведем итог. Чему мы научились на уроке? Каким новым багажом мы пополнили свои знания?

Начните свой ответ со слов «я знаю» (клик), «я умею» (клик), «я могу» (клик).

С какими правилами познакомились?

(Ответы детей.)

— А сейчас посмотрим, как вы сами оцениваете свою работу на уроке. Нарисуйте на странице 78 и 79 смайлики ,, .

— У кого какие смайлики, флажки?

Слайд

— Я оценила работу каждого ряда так.

— Дома надо не скучать и заданья выполнять.

— Какое задание ты бы хотел выполнить?

(Все получают задания по выбору: Придумать 10 своих примеров на изученное правило, или две задачи на умножение, или зашифрует слово подобно квартету.)

Слайд

— Вы хорошо потрудились. Поэтому для вас приготовила сюрприз тетушка Пчела.

(Пригласительный билет в музыкальной шкатулке на КВМ (Клуб Веселых Математиков).)

— Урок окончен. Поблагодарим учителей за то, что они пришли к нам.


Литература

  1. Методические рекомендации к учебнику математики 2 класс Л. Г. Петерсон. Из-во «Ювента» М., 2011 г.

  2. Учебник. Математика 2 класс Л. Г. Петерсон. Из-во «Ювента» М., 2011 г.

  3. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей». О. А. Холодова. Из-во «Рост», М., 2011 г.

  4. Календарь 1995 г. Басни И. А. Крылова.

  5. Сайт

  6. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. Загебарт Г.М., Ильичева О. С.. М.: Генезис, 2009 г.


Свежие документы:  Конспект урока по математике для 6 класса «Сложение чисел с разными знаками»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: