Урок по математике в 5 классе «История школы в уравнениях и задачах»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Большая Малышевка

муниципального района Кинельский Самарской области










Урок по математике в 5 классе

«История школы в уравнениях и задачах»






Автор: Полудинская Евгения Александровна –

учитель математики ГБОУ ООШ с. Большая Малышевка








2014 г.

Сценарий урока по математике в 5 классе

«История школы в уравнениях и задачах»


I. Организационный момент


Приветствие, раздача тетрадей, запись числа


II. Устная работа


(Слайд 2)

Чтобы скорее урок наш начать,

Тему из букв должны вы собрать.


(Слайд 3), учащимся раздаются карточки с заданиями. Ребята вспоминают правила вычитания суммы из числа, вычитания числа из суммы, переместительное и распределительное свойства сложения, переместительное свойство умножения, прием быстрого умножения на 11, применяют их для удобного способа вычисления, заполняют с помощью шифра таблицу. (См. приложение 2).

Справились? Что же у вас получилось? (История школы) Давайте проверим на слайде.


(Слайд 4), учащимся раздаются карточки с анаграммами. Чтобы разгадать анаграмму, нужно переставлять буквы в словах так, чтобы получилось математическое понятие. (См. приложение 3).

Какие слова получились у вас при отгадывании анаграмм? (Уравнения и задачи)

Давайте сформулируем и запишем тему урока: История школы в уравнениях и задачах (слайд 5)


III. Актуализация опорных знаний


(Слайд 6)

Как вы знаете, повторенье – мать ученья. Поэтому для начала проверим, что вы знаете по данной теме:

  1. Из пяти терминов выбери два, которые наиболее точно определяет математическое понятие «уравнение»: корень, сумма, равенство, неизвестное, множитель.

  2. Что же такое уравнение?

  3. Что такое корень уравнения?

  4. Что значит решить уравнение?

  5. Разбей данные термины на две группы и обоснуй свой выбор: множитель, сумма, слагаемое, частное, произведение, разность.

  6. Как найти неизвестное слагаемое?

  7. Как найти неизвестное уменьшаемое?

  8. Как найти неизвестное вычитаемое?

  9. Как называется способ решения задачи с помощью уравнения?


IV. Решение уравнений и задач


(слайд 7)

Начнем знакомство с историей школы. Сейчас узнаем год ее образования в селе Большая Малышевка. Для этого решим уравнение:

х – 754 = 1135


(слайд 8)

1889 год – год основания школы в селе Большая Малышевка.


(слайд 9)

Знаете ли вы, сколько человек учится в нашей школе в настоящее время? А в год ее основания? Давайте узнаем, сколько человек посещало школу в 1889 году.

Решим ещё одно уравнение:

286 + у = 316


(слайд 10)

(слайд 11)

Сколько учебников выдано каждому из вас в этом учебном году? Всему классу?

2013 год на 4 человека – 32 учебника.

100 лет назад на 4 человека — ? учебников.

Узнаем об этом, если решим следующее уравнение:

(х + 25) – 16 = 10

Посмотрите внимательно, каким способом можно решить данное уравнение? (Пошагово и с помощью свойств сложения и вычитания). Давайте решим двумя способами.


(слайд 12)Чтение со слайда.


V. Физкультминутка


Мы присядем столько раз, сколько окон здесь у нас.

Пол достанем мы руками, сколько здесь горшков с цветами.

Будем прыгать мы на месте, сколько парт и стульев вместе.

5 раз глазками моргнем, восьмерку ими обведем.

Теребим себя за ушки и похлопаем в ладошки.

Глубоко теперь вздохнем и решать опять начнем.


(слайд 13)

Сколько четырехзначных чисел можно составить из четных цифр?

Какая это задача? (Комбинаторная) По какому характерному признаку вы ее узнали? Какие способы решения комбинаторных задач мы с вами знаем? (метод перебора, метод построения дерева возможных вариантов, применение комбинаторного правила умножения) Каким способом удобнее решить данную задачу? (с помощью правила умножения) Попробуйте решить ее самостоятельно. Каков ваш ответ?(600)

Запишите в порядке возрастания те числа, которые являются уже прошедшими годами двадцать первого века.(2000, 2002, 2004, 2006, 2008)

Назовите число, последняя цифра которого в два раза больше первой. (2004)Назовите число, состоящее из двух пар одинаковых цифр. (2002)Есть ли еще число, в записи которого используются те же цифры? (2000)Назовите число, стоящее в центре полученного ряда.(2004) Какое-нибудь из чисел называли дважды? (2004) Сейчас узнаем, какую роль оно сыграло в истории школы.



(слайд 14) Чтение со слайда.



(слайд 15)

В 2004 году наша школа последний раз вручила своим выпускникам аттестаты о среднем полном общем образовании. Сейчас мы с вами узнаем, сколько таких счастливчиков было в 2004 году. Для этого нам придется решить задачу.


(слайд 16)

На конец 2004 года в школе было 78 учеников. Несколько человек получили документы об окончании школы. В сентябре 2004 года им на смену пришло 6 первоклассников. После чего количество учеников в школе стало равно 76. Сколько человек закончили 11 класс Большемалышевской школы в 2004 году?

Каким способом будем решать задачу? Что обозначим переменной?

Можно ли было решить данную задачу другим способом?



(слайд 17) Чтение со слайда.


(слайд 18) учащимся раздаются карточки с заданиями


VI. Самостоятельная работа с элементами творческого характера

(См. приложение 4).


VII. Подведение итогов.

Упражнение «Комплимент». Каждый учащийся говорит комплимент однокласснику по поводу его работы на уроке.


Домашнее задание: Придумать и решить алгебраическим способом задачу, связанную с историей школы.



Список литературы и интернет-ресурсы


  1. Виват, математика!. Занимательные задания и упражнения. 5 класс. / авт.-сост. Н.Е. Кордина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 111 с.

  2. Занимательная математика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными) / авт.-сост. Т.Д. Гаврилова. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 95 с.

  3. Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 классах / авт.-сост. М.А. Иченская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 107 с.

  4. Математика. Итоговые уроки. 5-9 классы. / авт.-сост. О.В. Бощенко. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 68 с.

  5. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-11 классы / авт.-сост. О.В. Панишева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 219 с.


Приложение 1


Иллюстрации к уроку по математике в 5 классе

«История школы в уравнениях и задачах»


Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3




Слайд 4



Слайд 5




Слайд 6



Слайд 7




Слайд 8



Слайд 9




Слайд 10



Слайд 11




Слайд 12



Слайд 13




Слайд 14



Слайд 15




Слайд 16




Слайд 17

Приложение 2


Карточки с заданиями к уроку по математике в 5 классе

«История школы в уравнениях и задачах»



562-(233+162)

и

(612+276)-412

о

713+(87+189)

я

682-(364+282)

ш

65+431+35+69

с

125 х 42 х 8

к

74 х 50 х 2

ы

13 х 16 х 125

р

34 х 11

т

75 х 11

л



Ответ:

167

600

374

476

26000

167

989

9









36

42000

476

825

7400

э







Приложение 3


Карточки с Анаграммами к уроку по математике в 5 классе

«История школы в уравнениях и задачах»





Как историю школы с математикой связать?

Для этой цели попробуем анаграммы отгадать:



В Е Р А Н У Н И Я

Д И Ч А З А



Ответ:

Приложение 4


Самостоятельная работа к уроку по математике в 5 классе

«История школы в уравнениях и задачах»


1. Восстанови уравнение по его решению:


а) — = 5

х = 25 + 5


б) — = 5

х = 25 – 5


в) + = 20

х = 20 – 5


Корень какого уравнения равен количеству учеников основной школы?


Ответ:


2. Составь уравнение, корень которого равен количеству выпускников нашей школы, получивших последний раз документы о среднем образовании.


Ответ:

Свежие документы:  Классный час "Для милых мам" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: