Родительское собрание в 1 классе на тему «Адаптация первоклассников к школе»


Родительское собрание в 1 классе на тему «Адаптация первоклассников к школе».

Цель: познакомить родителей с основными аспектами адаптации первоклассника, рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе; показать пути их преодоления, повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей и интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей.

Подготовка к собранию.

1.Анкета родителям «Адаптация первоклассника к обучению».

2.Классный руководитель проводит анкетирование «Хорошо ли ребенку в школе?»,проективную методику «Школа зверей».

3. Презентация.

Ход собрания.

Сегодняшнюю встречу я бы хотела посвятить важной проблеме, которую, ну просто необходимо рассмотреть со всех сторон – это адаптация. Что же это такое? (выслушиваем мнения родителей).

Адаптация – это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

Начало обучения в школе – это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка. Именно на этом этапе ребенку приходится адаптироваться к новой жизни. На смену игровой деятельности приходит учебная, которая требует от ребенка напряженного умственного труда, сосредоточенной работы на уроках. Этот период можно считать очень напряженным, поскольку с первых дней перед учениками ставится ряд задач, который требует мобилизации физиологической и социально — психологической. А именно эти два аспекта включает в себя адаптация первоклассника. Физиологическая готовность подразумевает общее физическое развитие ребенка в соответствии с нормативными показателями (вес, рост, состояние зрения, слуха, общее состояние здоровья). Процесс физиологической готовности можно разделить на три этапа:

-«физиологическая буря» (длится первые 2-3 недели). В этот период на начало систематического обучения организм ребенка реагирует очень бурно.

-неустойчивое приспособление. В это период организм ребенка находит оптимальные варианты реакций на новые условия.

-относительно устойчивое приспособление. В этот период организм находит подходящие варианты реакции на новые условия.

В эти периоды у ребенка можно наблюдать признак утомления(снижение артериального давления) и признак переутомления (повышение артериального давления). Дети могут капризничать, многие жалуются на головную боль, усталость. Продолжительность трех этапов физиологической адаптации обычно длится 1 четверть, наиболее сложными являются первый и второй этапы.Безусловно, первоклассники, посещавшие детский сад, значительно легче адаптируются к школе, чем «домашние», которые не привыкли к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму дошкольного учреждения. Очень большой плюс мы получили и от «Предшколы». Именно там ребята уже ознакомились со школой, режимом ее работы, правилами поведения в школе, что в свою очередь неплохо отразилась на физиологической адаптации. По наблюдениям большинство учащихся легко перенесли данный период.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Зима- покой природы. Жизнь растений и животных"

Социально – психологическая адаптация к обучению в школе включает в себя:

-развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики);

-развитие коммуникативной сферы (навыки общения и взаимодействия с детьми, взрослыми);

-саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять данную ребенку простую инструкцию, выполнять задания по образцу, готовой схеме);

-умение вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения.

Одним из критериев психологической готовности считается сформированность «внутренней позиции школьника», осознание нового статуса «я-школьник». В этот период происходит переоценка ценностей, наиболее ценным становится отношение к учебе, остальное становится второстепенным. Очень важно, чтобы школьник не пасовал перед трудностями и смог преодолеть все препятствия, которые встретятся на достижении намеченной цели. Следует обратить внимание на степень развития познавательного интереса, который формируется в процессе учебной деятельности.

О психологической готовности к школе могут судить сами родители, а также классный руководитель, который обязательно даст необходимые советы по преодолению трудностей, которые возникают в процессе учебы. С какими же проблемами могут столкнуться родители и учителя:

-ребенок совместно со взрослыми выполняет уроки, ему постоянно необходима подсказка взрослого;

-ребенок не понимает как нужно выполнять домашнее задание;

-ребенок часто отвлекается при выполнении домашнего задания;

-ребенок не способен управлять своим поведение на уроке, перемене;

-ребенок испытывает трудности общения с одноклассниками, учителями;

-ребенок испытывает сложность в запоминании материала, даваемого на уроках( не помнит его, не может рассказать его содержание и т.д.);

-ребенок тратит очень много времени на выполнение домашнего задания;

-ребенок испытывает трудности при самостоятельном чтении, проявляет недовольство и нежелание;

-ребенок быстро утомляется в процессе выполнения домашнего задания (становится вялым, невнимательным, начинает зевать и др.);

-у ребенка ухудшается самочувствие, снижается активность, внимание, изменяется поведение с началом школьного обучения.

По данным диагностики «Стартовая готовность» можно сказать, что 57% учащихся имеют базовый уровень готовности, а 43%-низкий уровень. Но не смотря на показатели, с уверенностью можно сказать, что большинство учащихся положительно относятся к школе, понимают учебный процесс, выполняют самостоятельно типовые упражнения, внимательны при выполнении заданий, дружат со многими одноклассниками. А это свидетельствует о высоком и среднем уровне адаптации.

Оборотная сторона адаптации – это дезадаптация. Это проблемы, которые не позволяют ребенку учиться. Возникают любые трудности, связанные с учебой (ухудшение психического и физического здоровья, трудности при чтении и письме и т.п. Иногда дезадаптацию трудно заметить. Поэтому и учителю, и родителям нужно быть внимательным по отношению к детям.

Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Состав числа 9" 1 класс

Конечно, в период адаптации, не стоит забывать и про учителя. Ведь именно от правильно построенной работы будет зависеть, как будет протекать адаптация в классе. В течении недели у учащихся 3 урока физкультуры и раз в неделю спортивный час. На уроках провожу по 2-3 физминутки для снятия утомляемости(ведь в период обучения в школе у детей значительно снижается двигательная активность), провожу классные часы, беседы для создания в классе атмосферы доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющие детям ослабить внутреннее напряжение. Помимо учебной деятельности в первом классе проводится 4 внеурочных занятия различных направлений (художественно – эстетическое, познавательное, духовно – нравственное, здоровьесберегающее).

Для определения уровня успешной адаптации с ребятами проводила анкетирование «Хорошо ли ребенку в школе?» и проективную методику «Школа зверей».

Чтобы адаптация прошла успешно, необходимо помогать ребенку. Как бы банально это не звучало, но ребенку необходима родительская любовь, ваша ласка, забота. Помните, что семейные неурядицы — это враг успешной адаптации ребенка к школе. А комфортная психологическая обстановка поможет ребенку легко адаптироваться к школе. Адаптация к школе проходит значительно лучше, если родители активно участвуют в процессе: помогают собирать вещи с вечера( но и не забывайте про самостоятельность: ваша функция проконтролировать, чтобы ребенок ничего не забыл), провожают до школы, вечером обсуждают, как прошел день ребенка. В тот момент, когда ребенку нужна ваша поддержка, не оставляйте ребенка наедине с его состоянием. Помогайте своему первокласснику адаптироваться к непростой школьной жизни. Помните, что поддержка родителей в период школьной адаптации очень важна для детей. Ведь от этого зависит его дальнейшая учеба. И в заключении предлагаю вам рекомендации для организации дня вашего ребенка.

Итак, весь первый год обучения фактически проходит под эгидой адаптации, это год сложный и напряженный для каждого ребенка. А для тех, у кого есть школьные проблемы, он труден вдвойне.

Рефлексия.

На каждом уроке мы с ребятами проводим рефлексию, т.е. даем самооценку . Вот и вас хочу попросить украсить нашу елочку шарами: красный цвет – мне было все понятно, я готова помочь своему ребенку; зеленый шарик – в ходе собрания появились вопросы, что-то непонятно, но я постараюсь использовать полученную информацию; желтый шарик – много вопросов, необходима помощь классного руководителя.

Посмотрите, какая нарядная елочка у нас получилась. От всей души поздравляю всех с наступающим Новым Годом. Желаю вам терпения, удачи в воспитании ваших детей. Ведь только от нас зависит, какими будут наши дети. Насколько легко они будут решать жизненные задачи, приспосабливаться к различным условиям жизни.

Свежие документы:  Проект в рамках Всероссийского открытого урока: «Экология и культура будущей России»

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович)

Спасибо за работу!!!







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: