Сценарий внеклассного мероприятия «Войны священные страницы навеки в памяти людской»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя сменная средняя общеобразовательная школа № 17 при ИУ»









Сценарий внеклассного мероприятия
в исправительной колонии

«ВОЙНЫ СВЯЩЕННЫЕ СТРАНИЦЫ НАВЕКИ

В ПАМЯТИ ЛЮДСКОЙ»





подготовила

учитель математики

Щукина Татьяна Викторовна













г. Калининград

2012





ВОЙНЫ СВЯЩЕННЫЕ СТРАНИЦЫ НАВЕКИ

В ПАМЯТИ ЛЮДСКОЙ


(литературно-музыкальная композиция)



Звучат в записи позывные Москвы: «Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза…»

Звучит песня «Священная война»



Ведущий

22 июня. Этот день будет вечно возвращать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9 мая 1945 года. Между этими двумя датами – прочная нить. Без одной не могло быть и другой.


Чтец

22 июня 1941 года.

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слега поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

(Степан Щипачев)



Звучит песня «Случайный вальс», сл. Е. Долматовского, муз. М. Фрадкина.

Ведущий


На рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного наступающего дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину, приступила к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить наше государство, истребить миллионы людей.




Ведущий


Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года:

«…Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие.

Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны.

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»


Чтец

1941 год

Мяли танки теплые хлеба.

И горела, как свеча, изба.

Шли деревни. Не забыть вовек

Визга умирающих телег,

Как лежала девочка без ног,

Как не стало на земле дорог.

Но тогда на жадного врага

Ополчились нивы и луга,

Свежие документы:  Рабочая тетрадь по физкультуре для 3 класса

Разъярился даже горицвет,

Дерево и то стреляло вслед.

Ночью партизанили кусты

И взлетали, как щепа, мосты.

Шли с погоста деды и отцы,

Пули подавали мертвецы.

И, косматые, как облака,

Врукопашную пошли века.

Шли солдаты бить и перебить,

Как ходили прежде молотить.

Смерть предстала им не в высоте,

А в крестьянской древней простоте.

Та, что пригорюнилась, как мать,

Та, которой нам не миновать.

Затвердело сердце у земли.

А солдаты шли, и шли, и шли.

Шла Урала темная руда,

Шли, гремя, железные стада,

Шел Смоленщины дремучий бор,

Шел худой зазубренный топор.

Шли пустые тусклые поля,

Шла большая русская земля.

(Илья Эренбург)



Ведущий

В планы Гитлера входило получение продовольствия с чужих земель. На захваченных территориях, словно чертополох, разрасталась рать немецких жандармов, и все они отбирали у крестьян скот, хлеб, птицу, овощи. Они разорили несколько тысяч колхозов и совхозов, отобрали и угнали в Германию 7 миллионов лошадей, 17 миллионов крупного рогатого скота, 20 миллионов голов свиней, 27 миллионов овец и коз. Фашистская армия отправляла в Германию тысячи эшелонов с награбленным грузом. Враги хотели обречь на мучительную медленную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов… Это была фашистская стратегия голода.



Чтец

… И листовки летели с неба

На пороги замерзших квартир:

«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»

«Будет мир. Вам не снится мир?»

Дети, плача, хлеба просили,

Нет страшнее пытки такой.

Ленинграда ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света

День похож на черную ночь.

Может, в мире силы нету,

Чтобы все это превозмочь.

Умирали – и говорили:

– Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте,

Но прочнее земли не найдешь.

(Е. Рывина)



Звучит 7-я симфония Д. Д. Шостаковича.

Ведущий

8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек.

В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 грамм хлеба, а неработающие (служащие, дети) – по 125 грамм хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

Свежие документы:  Концепция эколого-краеведческого образования МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа»

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

(Ольга Берггольц)

Ведущий

Острый голод давал о себе знать все сильнее. Умирали и молодые и старые, мужчины и женщины, дети. Смерть настигала людей везде: на улице, в квартире, на работе у станков.

На салазках кокон пряменький,

Спеленав, везет

Мать заплаканная в валенках,

А метель метет.

Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тысячи человек. Потеря близких отражалась острой болью в сердцах живых, однако большая смертность не породила отчаяния и паники в народе.

Дети в осажденном городе… Их было около 400 тысяч. Дети ждали хлеба, а где его взять? Матери отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки, тем самым нанося вред своему здоровью. Чтобы не заморозить детей, женщины с превеликими трудностями доставали дрова, бережно расходуя каждое полено, а если дрова кончались, в ход шли мебель, паркет и даже книги.



Чтец


Иду в темноте, вдоль воронок.

Прожекторы щупают небо.

Прохожие. Плачет ребенок

И просит у матери хлеба.

А мать надорвалась от ноши

И вязнет в сугробах и ямах.

– Не плачь, потерпи, мой хороший, –

И что-то бормочет о граммах.

Их лиц я во мраке не вижу,

Подслушала горе вслепую.

Но к сердцу придвинулась ближе

Осада, в которой живу я.

(Н. Крандиевская-Толстая)



Ведущий


Но вот в декабре 1941–январе 1942 г. по Ладожскому озеру начинает действовать ледовая «Дорога жизни».

Показ кадров из кинофильма «Дорога жизни».

Ведущий

27 миллионов наших людей – мужчин, женщин, детей – унесла война. Им уже не помочь. Они не требуют больше сострадания и участия.

Но мы должны о них помнить! Сейчас и всегда помнить!



Ведущий

И мы помним о них.

Звучит тихо «Реквием» В. Моцарта.



Ведущий

ВАРВАРСТВО

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят…

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки.

И в ярости рыдала мать-земля…

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг, –

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался звук…

– Я, мама, жить хочу! Не надо, мама!

Свежие документы:  Урок на тему "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями"

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –

И хочет вырваться из рук ребенок.

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

– Не бойся, мальчик мой,

Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно –

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

На шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах,

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слез горячих и могучих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя.

Омой его, земля, кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят.

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей…

(М. Джалиль)





Ведущий


Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал с бульшим садизмом и жестокостью, чем взрослых.

Враги зверски расправлялись с мирным населением оккупированных территорий, а истребление детей было еще более страшным преступлением гитлеровцев. Детей, родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и умерщвляли. В случае сопротивления направляли в газовую камеру. Большей жестокости не знала наша планета, чудовищней зверства не бывает на свете. Разве можно такое предать забвению?..



Голос Левитана (запись): сообщение о взятии Берлина


Чтец


Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той беды,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть

Она

Как сила нам нужна…

Сегодня праздник входит в каждый дом,

И радость к людям с ним приходит следом.

Мы поздравляем вам с великим днем,

С днем нашей славы!

С Днем Победы!

Еще нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май!

Победный май!



Звучит песня «День Победы»(сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).

Список использованной литературы


  1. CD «Праздничный календарь». Серия «Школьные каникулы и праздники»



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: