Что такое творчество



Что такое творчество.


язык есть средство не выражать готовую мысль,

а создавать её… он не отражение сложившегося

мировоззрения, а слагающая его деятельность.

А.А.Потебня


Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности. Следовательно, в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять, возможность для самореализации, для выражения своего «я».

Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приёмы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества.

Важным приёмом ( и одновременно условием) творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, нестандартное решение.

В качестве творческих упражнений я предлагаю школьникам такую задачу. Называются три слова: круглый, красный, кислый. За пять минут нужно придумать не менее пяти предметов и явлений, которым были бы свойственны все эти три определения.

Как правило, сначала ребята называют ягоды: смородина, калина, рябина и т.д.; затем: солёные помидоры, конфеты, консервированные яблоки, витамины и др. Учитель может подсказать ещё одно направление поиска:

— А почему никто не назвал красный мяч?

— Но он же не кислый, — растерянно возражают ученики.

— А кто мешает вам облить мяч лимонным соком? – говорит учитель.

И тогда начинается новый ряд: незрелое яблоко, покрытое красной акварелью; круглый кусок кирпича, вымоченный в уксусе; томатный суп в круглой тарелке и т.п. В ходе этой работы я делаю вывод о преобладании того или иного уровня творческого воображения. Как правило, выделяют три уровня:

1) начальный ( учащиеся называют готовые, существующие в природе материалы и явления);

2) средний (предлагают предметы и явления, подвергшиеся воздействию человека);

3) высокий ( он основан на образном восприятии и максимально отражает личное, субъективное отношение человека к называемому явлению).

На этом уровне не просто называется какое-либо явление, но и выражаются чувства самого говорящего.

Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения.

Можно предложить учащимся придумать монологи от имени вещей, которые окружают нас ( старая расчёска, перегоревшая лампочка, шнурок в правом ботинке и т.д.). Или подслушанный разговор в библиотеке…

Казалось бы, что можно интересного увидеть в старой беззубой расчёске? Оказывается, можно.

Примеры работ учеников:

  1. « Какую замечательную жизнь я прожила! Правда, многих зубов досчитаться не могу и прежний лоск потеряла, зато есть что вспомнить. Первый свой зуб сломала я в восьмом классе: уж больно у моей хозяйки волосы густые да пышные. Второй ( как сейчас помню) перед экзаменом – ну это понятно: всё-таки нервничали! Третий – когда поссорилась с подругой…

А сейчас лежу я в ящике стола. Бывает, возьмёт меня хозяйка в руки – ну, думаю, выбросит! А она подержит, погладит – и на место положит. Тоже помнит…

2) Или другой рассказ: « Однажды ночью я шёл домой. Неожиданно я

услышал громкий спор. Прислушавшись, я понял, что спор происхо-

дит в библиотеке.

И вот что я услышал:

— Самая интересная – это я, — сказала новенькая книга Купера.

— Меня завезли в библиотеку только неделю назад, а ребята сразу же

пришли читать мои повести.

— Нет, я самая интересная книга, — спорил сборник произведений Л.Н.

Толстого. – Я учу доброте.

— Нет, мы! – кричали другие книги.

— Не спорьте! – наконец проговорила старая мудрая книга. – Все вы ин-

тересные, нужные. Вы рассказываете о чем-то новом, поучительном.

Книги перестали спорить. Гордые собой они стали дожидаться утра, чтобы приходили ребята и читали их. А я решил, что завтра возьму почитать эту самую мудрую книгу. Правда, я не знал, что это за книга, но решил обязательно отыскать её.».

Такое образное восприятие очень важно для мышления. Именно оно помогает нам при чтении и понимании поэзии, прозаических литературных произведений, описаний исторических событий и т.д.

Развитие творческих умений всегда сопровождается сильными эмоциями, которые выступают как необходимое условие совершенствования этих умений.

В самостоятельном поиске учащихся, организованном преподавателем, формируется интерес познавательный, высокая активность подростков. Постоянный анализ авторской позиции и стиля развивает у школьников необходимое языковое чутьё и вырабатывает приёмы творческой деятельности. В классе появляются «поэты» и « прозаики».

Я провожу специальные лабораторные занятия по русскому языку, где сочитаю коллективную, групповую и индивидуальную поисковую деятельность учащихся.

Например, в 5 классе после изучения разделов «Фонетика и графика», «Лексика». Для данного раздела предпочтительнее стихотворная речь, так как её основными признаками выступают ритм ( упорядоченное чередование ударных и безударных звуков) и рифма ( созвучие концов строк). Наблюдение над ритмом и рифмой позволяют ученикам проникнуть в тайну языковой материи стихотворения, а иногда вызывают желание попытаться самим что-то сочинять.

К лабораторному занятию как уроку, требующему непривычных умственных действий, детей следует подводить постепенно, после того, как некоторые приемы творческой деятельности уже сформированы. С этой целью при отработке фонетических умений я использую стихи, а в заданиях к ним предлагаю анализ не только языковых фактов, но и текстовых свойств.

Так, ученикам, изучающим твердые – мягкие и звонкие – глухие согласные, я предлагаю текст:

И ж..вут в кв..ртир.. с нами

Два ежа

И два ужа,

Целый день п..ют над нами

Два пр..ятеля – ч..жа.

И про наших двух ежей,

Двух ужей

И двух ч..жей

Знают в нашем нов..м дом..

Все дв..надцать этажей.

( С.Михалков)

Задание. Расскажите о звуках, которые обозначены выделенными буквами

Какие звуки преобладают в этом тексте и почему?

Расставьте ударения. Ударные слоги обозначьте знаком /,

а безударные – О. Продолжите запись стихотворения:

О О / О / О / О

/ О /

О / О /

Укажите строчки стихотворения, концы которых совпадают.

Подготовьтесь к выразительному чтению.

Школьники выполняют не только традиционные для этого раздела задания, но и творческие. Так, вопрос о звуках требует анализа текстовых свойств изучаемых фонетических явлений. Это задание можно сформулировать иначе: почему всем известно о том, что происходит в квартире автора? Как это отражено в стихотворении? Внимательные ученики обнаруживают и лексические ( все двенадцать этажей), и фонетические (обилие шипящих согласных – шум) средства передачи основной мысли в этом тексте.

Небольшие стихотворения и задания к ним, требующие творческого подхода, можно предлагать ученикам почти на каждом уроке. Позднее подобные задания предлагаются в качестве одного из вариантов домашней работы( индивидуально). Чтобы обеспечить сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учеников, я подбираю несколько стихотворений, в которых ярко, выпукло, наглядно представлены фонетические особенности художественного текста, а также разрабатываю общее и дополнительное задание.

Общее задание к текстам.

  1. Докажите, что текст является стихотворным. Для этого расставьте ударения, обозначьте безударные (О) и ударные (/) слоги. Что делает их созвучными ( рифмованными)?

  2. По «Словарю русского языка» определите значения неизвестных вам слов.

  3. Используя «Словарь литературоведческих терминов», подготовьте рассказ об основных признаках стихотворения рифме и ритме.

  4. Определите, какие звуки играют особую роль в стихотворении и почему. Расскажите об этих звуках и их роли в этом тексте.

  5. Обозначьте изученные орфограммы. Подберите, где это возможно, проверочные слова.

Эти задания я вывешиваю на доска перед началом урока. Здесь же, на доске, формируются учебные цели.

— Знать определения понятий: звук и буква; гласные и согласные звуки

( буквы); согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; гласные ударные и безударные; слог, алфавит.

— Уметь разграничивать звуки и буквы, находить ударный слог, правильно писать безударные гласные, подбирая где можно, проверочные слова.

— Понимать содержание текста ( тему, основную мысль): что хотел сказать автор, как он об этом сказал, какие языковые средства использовал.

— Выразительно читать стихотворение.

Дети распределяются по группам. Представители каждой группы ( капитаны) выберут конверт с определённым стихотворением и дополнительным заданием к нему. В одном конверте несколько одинаковых текстов и заданий. Поэтому ученики, согласуя свои выводы, будут работать в парах, чтобы не мешать другим группам.


Задание 1.

Весенняя гроза.


Люблю грозу в начал.. мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохоч..т в неб.. г..лубом.

Гр..мят раскаты м..лодые,

Вот дождик брызнул, пыль л..тит,

Повисли перлы дождевые,

И со..нце нити з..лотит.


С г..ры б..жит поток проворный,

В лесу (не) молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный-

Всё втор..т весело гр..мам.

( Тютчев)


  1. По «Словарю русского языка» С.И.Ожегова определите значения слов перл, нагорный. Последнее разберите по составу. Какую картину помогает нарисовать слово перл?

  2. Почему в первом предложении автор отказался от подлежащего ( местоимения я) и на первое место выносит сказуемое люблю?

  3. Можно ли иначе назвать стихотворение? Например: «Гроза», «Гром», «Весенний гром»? Докажите, что « Весенняя гроза» наиболее удачное из всех заглавий.

  4. Какое настроение возникает при слушании ( чтении) этого стихотворения? Какими звуковыми средствами это настроение создается?


Задание 2.

Стучит по крыш.. монотонно,

Беззвучно л..ется по ст..клу,

Бурлит в канав.. из б..тона,

Бормоч..т в кадк.. на углу ,

В полночной мгле св..стит над полем,

Шуршит по листьям мокрых рощ..

Когда я был собой доволен,

То как бы спал под этот дождь.


( К.Ваннинкин)


  1. О ком или о чем говориться в первом предложении? Почему нет подлежащего при шести сказуемых? Как эти сказуемые называются? На что автор обращает внимание читателей?

  2. Как произносится слово дождь? Докажите. Проверьте свое предположение по орфоэпическому словарю.

  3. Определите первое предложение по цели высказывания и по интонации. Почему оно заканчивается многоточием?

Пользуясь различными словарями, ученики выполняют общее и дополнительное задания. Иногда я включаюсь в работу каждой группы в качестве консультанта.

Группа учащихся, первой выполнившая задание, готовит рассказ о ритме и рифме по «Словарю литературоведческих терминов». Этим рассказом начинается вторая часть урока, в которой каждая группа отчитывается о проделанной работе.

Я включая мультимедиа проектор, и на экран проецируется текст рассматриваемого стихотворения. Это дает возможность всем ученикам участвовать в его анализе. Дети анализируют не один, а все тексты, это способствует развитию речевых умений школьников.

После взаимных ученических проверок я подвожу общий итог и рассказываю о стихах и приемах их анализа, а также о способности писать стихи.

Часто я предлагаю формулировать вопросы к текстам и задавать их друг другу. Иногда я объявляю конкурс на самый интересный вопрос.

В качестве домашней работы я предлагаю стихотворные тексты и подобные задания. Желающие могут подобрать стихи и разработать к ним вопросы или попробовать написать свои стихи.

Я считаю, что лабораторные занятия должны стать регулярными. Сначала их целью будет формирование внимательного, чуткого, наблюдательного читателя. Они же будут готовить учеников к таким занятиям, которые вооружат учащихся приемами творческой деятельности при создании поэтического или прозаического связанного текста.

Расскажу еще об одном занятии, которое проводила в восьмом классе.

Предварительная подготовка к этому занятию осуществлялась при повторении тем «Текст, стили речи». Ученики получили для домашней проработки два текста и задания, которые предварили тексты.

Задание 1.

  1. Придумайте вопросы по содержанию и оформлению текста.

  2. Почему текст так называется?

  3. Вставьте пропущенные букв и знаки препинания.

  4. Выпишите словарные статьи к неизвестным (трудным) и ключевым словам.


Серое и красное.

Два цвета времени, страшного и героического времени. Два цвета, пронзительной доминантой покорившие телеэкраны мира, — серый и красный.

В первые сутки после переворота на американских, английских, да и советских телеэкранах вновь и вновь приесс-конференция самоназначенных реставраторов социалистического выбора: серые костюмы, серые лица, серая нервозность, серое вероломство, серые выступления. Серость буквально и фигурально господствует. Сутками позже на телеэкранах мира, но не на советских экранах, доминирует красный цвет: ночная тьма, раздираемая скрежетом гусениц, криками раненых, неверным отблеском фонарей на мокром асфальте. Этот видеосюжет суток пропитан кровью насилия, страдания. Отчаяния …

(Из газет).


Задание 2.

  1. Придумайте вопросы по содержанию и оформлению стихотворения.

  2. Созвучно ли стихотворение сегодняшней ситуации?

  3. Следует ли разрушать монументы? Почему?


Монумент.


Дробится рваный цоколь монумента,

Взвывает сталь отбойных молотков.

Крутой раствор особого цемента

Рассчитан был на тысячи веков.

Пришло так быстро время пересчета,

И так нагляден нынешний урок:

Чрезмерная о вечности забота –

Она, по справедливости, не впрок.

Но как сцепились намертво каменья,

Разъять их силой – выдать семь потов.

Чрезмерная забота о забвенье

Немалых тоже требует трудов.

Все, что на свете сделано руками,

Рукам под силу обратить на слом.

Но дело в том, что сам собою камень –

Он не бывает ни добром, ни злом.

Дробиться рваный цоколь монумента,

Взвывает сталь отбойных молотков.

Крутой раствор особого цемента

Рассчитан был на тысячи веков.


(Твардовский).


Дома учащиеся выписывали из толкового словаря словарные статьи к трудным и ключевым словам текста, из других словарей – синонимы и антонимы, придумывали вопросы к тексту.

На уроке дети получили мои варианты вопросов, сравнили его со своим.

Вопросы к тексту 1.

  1. Тип речи.

  2. Стиль, тема, идея.

  3. Почему так назван текст.

  4. какова роль союза в заглавии и тексте?

  5. Какую смысловую нагрузку несут повторы? Оправданы ли они?

  6. Чем объяснить скопление однородных членов предложения?

  7. какие согласные звуки преобладают? Почему? Какие ощущения вызывают (усиливают) эти звуки?

  8. Определите лексическое значение слов серый и красный.

  9. Почему неверный отблеск фонарей?


Вопросы к тексту 2.


  1. Почему стихотворение называется «Монумент, а не «Памятник»? проверьте по толковому словарю и словарю синонимов.

  2. Почему в первых двух строчках использован обратный порядок главных членов предложения, а в следующих двух – прямой?

  3. Укажите ещё примеры обратного порядка главных членов предложения. Какова его роль?

  4. какую смысловую нагрузку выполняют местоимения (забота – она, камень – он)?

  5. Почему каменья, а не камни?

  6. Как вы понимаете смысл выражения семь потов? Почему семь, а не восемь, например? Проверьте по фразеологическому словарю.

  7. Какую текстовую роль выполняют в этом стихотворении антонимы?

  8. Почему автор в конце повторил первую строфу?

  9. Какие звуки преобладают в стихотворении? Какое создают настроение?

  10. какие цветовые ощущения вызывает это стихотворение?


Сопоставление и анализ словарных и текстовых значений слов памятник и монумент привело учеников к выводу о том, что эти слова (лексические синонимы) в тексте утрачивают близость и превращаются в текстовые антонимы: памятник (память) – служит для сохранения памяти; монумент (особое значение придается внешней стороне – размерам) способствует забвению – утрате памяти …

Текстовую противоположность этих слов усиливают лексические антонимы (добро – зло, память – забвение), смысловая противоположность целых предложений (Рассчитан был на тысячи веков – пришло так быстро время пересчета).

Итогом урока явилось задание написать сочинение на тему: «Памятники и монументы моего села».

Я думаю, что подобные задания могут завершать изучение каждого раздела школьной программы. Систематическое проведение фрагментов урока с творческими заданиями или отдельных лабораторных занятий позволит учащимся вырасти в грамотных читателей, получающих огромное наслаждение при чтении художественных произведений.

Структура уроков при развивающем обучении предполагает организацию творческой, поисковой лингвистической деятельности учащихся с различным уровнем учебных и лингвистических возможностей.

Эта деятельность организуется по принципу доступности, но с ориентацией на «зону ближайшего развития» учеников.

Дифференцированный подход помогает в условиях классно-урочной системы обучения реализовать творческие возможности всех учащихся.

Рассмотрим схему урока и наполнения этой схемы конкретным языковым материалом.


Структура урока.

    1. Единая учебная цель.

    2. Дифференцированная самостоятельная работа.


Сильные учащиеся – I вариант.

Средние учащиеся – II вариант.

Отстающие учащиеся – III вариант.


    1. Коллективное обсуждение результатов.


    1. Самостоятельная работа.

I вариант II вариант III вариант


    1. Единая проверочная работа.


    1. Коллективное (групповое) обсуждение результатов самостоятельной работы.


    1. Дифференцированное домашнее задание.


Примерное содержание работы.


5 класс. «Буквы е – и в корнях с чередованием».

I. Единая учебная цель для всего класса. Коллективная работа.

Изб…рать – изб…ру

Зап…рать – зап…р

Выт…рать – выт…р

Отд…рать – отд…ру

Зам…рать – зам…р

Расст…лать – расст…лю

Бл…стал – бл…снул

Выж…гал – выж…г


Лингвистические задачи:

  1. С каким лингвистическим явлением мы имеем дело в парах глаголов?

  2. От чего зависит чередование е-и в корнях слов?

  3. Что изменяется в значении слов при чередовании?

  4. «Четвертое – лишнее?

Выт…рать, бл…стать, зам…рать, прим…рять.

  1. В какую группу орфограмм входит правописание е – и в корнях бир – Бер, тир – тер и др.


II. Дифференцированная работа по вариантам.

  1. Упражнение № 598. Сделать таблицу для распределительного диктанта «Правописание безударных гласных в корнях слов с образцами. – Творческое задание по аналогии. (Такие таблицы делались в классе).

  2. Упражнение № 598. Выполнить задания упражнения с графическим комментированием. Подготовиться к устному комментированию выполненной работы. – Самостоятельная работа по образцу.

  3. Упражнение № 597. Выполнить с графическим комментированием. Подготовиться к устному комментированию, пользуясь образцом, данным в учебнике на стр. 252.

Первое предложение выполняется вместе с учителем, с устным комментированием; образец заполняется на доске.

III. Коллективное обсуждение результатов самостоятельной работы.

  1. Беда о правописании е – и в корнях бир – бер, пир – пер, тир – тер и др., в основном с учащимися, работающими по III варианту. Примеры приводит весь класс.

  2. Формируется правило, корректируется по учебнику.

  3. Подведение нового правила под известные:

а). в составе правил о правописании чередующихся гласных о – а в корнях кос – касс, лож – лаг – сопоставляют учащиеся, работавшие по II варианту. Примеры приводят все.


б) в составе правил о правописании безударных гласных в корне слова –

обобщение делают учащиеся, работавшие по 1 варианту. Они приготовили образец таблицы для самостоятельной работы, которые чертят на доске.


Правописание безударных гласных в корне слова


.

Правописание гласных, не проверяемых ударением.

Правописание гласных, проверяемых ударением

Правописание чередующих гласных

Лож-лаг

На-нас

е/и

Рос-раст


Начертив таблицу, ученик предлагает остальным учащимся, обратившись к упр.598, привести примеры для иллюстрации каждой орфограммы.

Ученики 2 и 3 групп вместе с учениками 1 группы приводят примеры.



4. Самостоятельная работа по вариантам.

— Написать творческую работу, используя слова с Е // И;

— Заполнить таблицу, используя упр.599;

— Выполнить упр.599, пользуясь таблицей. Работа выполняется под контролем учителя.

5. Единая проверочная работа.

Ученик 1 группы читает своё сочинение, а остальные пишут выборочный диктант: выписывают слова с черед Е// И в корнях с графическим комментированием)

  1. Коллективное обсуждение полученных знаний и умений, выставление оценок.

  2. Дифференцированное домашнее задание.

Общее задание : § 84

1ч. — подготовить материалы для любого вида диктанта: объяснительного, распределительного, с продолжением.

2ч. — написать сочинение с грамматическим заданием, используя слова с чередованием Е//И, или написать изложение ( восстановление текста, составленного в классе)4

3 ч. – изложение ( восстановление текста); слова с Е//И графически прокомментировать.

Итак, начиная с пятого класса учащиеся вовлекаются в доступную им творческую деятельность по русскому языку: подбирают и создают дидактически ориентированные тексты ( сначала сильные уч-ся, а постепенно – и уч-ся 2 и 3 групп), разрабатывают таблицы с основой для обобщающей работы на уроке; делают доклады на основе дополнительной лингвистической литературы ( «Словарь синонимов», «Словарь юного филолога» и др.), проводят лингвистические конкурсы, соревнования между звеньями и т.д.

Показатели положительных сдвигов в лингвистическом развитии учащихся является способность к переносу приобретенных знаний и умений на новый материал.

Таким образом, деятельность учителя заключается, прежде всего, в развитии у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды творчества: составлении рассказов, наблюдения над стихотворными текстами, решение лингвистических задач и мн.др.

Эти творческие работы подготавливают учащихся к решению более сложной творческой деятельности – сочинению.



































Используемая литература:



1. Алгазина Н.Н. Приобщение к культуре умственного труда в процессе занятий русским языком . // РЯШ – 1986 — №3


2. Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. – М., 1976



3. Капинос В.И. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 классы. – М., 1991



4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения.- т.1., М., 1979.



5. Потебня А.А. Мысль и язык // Хрестоматия по истории русского языкознания. – М., 1973.


6. Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984.


Свежие документы:  конспект урока на тему "СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА. ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: