конспект и презентация урока развития речи «По историческим местам Магадана»



По историческим местам Магадана.

Урок – экскурсия.

Ничего не боялся я столько,

как жить в городе

без истории, преданий

и памятников.

Аполлон Григорьев



Цели урока:

  • подготовка к сочинению публицистического характера с описанием памятника истории или культуры;

  • развитие речи учащихся, расширение их словарного запаса;

  • воспитание интереса к изучению истории родного края, уважительного отношения к памятникам.

Методические приемы: закрепление понятий «тема и идея текста», «типы речи», «средства связи предложений в тексте»; фронтальная беседа; словарно-орфографическая работа; индивидуальные сообщения учащихся.


Ход урока:

Слайд 1

I. Вступительная беседа:

У. –Прочитайте эпиграф нашего урока: «Ничего не боялся я столько,

как жить в городе

без истории, преданий

и памятников». (Аполлон Григорьев)

У. – Как вы понимаете смысл высказывания критика позапрошлого века А.Григорьева?

Ответ: каждый город имеет свою историю, свои достопримечательности. Свои памятники, в которых нашли отражение традиции, события прошлого увековечены значимые для жизни общества дела и люди.

У. – Почему автор боится жить в таком городе?

Ответ: это мертвый, безликий город, город без будущего, потому что в истории, преданиях и памятниках заключены культурные и нравственные ценности, которые являются основой развития цивилизации.



Слайд 2


У. – Послушайте небольшое стихотворение Ярослава Смелякова под названием «Надпись на «Истории России» Соловьева»:

История не терпит суесловья,

Трудна ее народная стезя.

Ее страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездушною любовью

И не любить без памяти нельзя.

У. – Объясните смысл слов «суесловье» и «стезя».

Ответ: суесловье – это слова, сказанные «всуе», т.е. зря, впустую, напрасно, бездумно. Любовь бездумная – это любовь «без думы», т.е. неразмышляющая, сиюминутная, не интересующаяся ни прошлым, ни будущим. «Любить без памяти» — фразеологизм, означает «очень сильно». В контексте данного стихотворения приобретает дополнительный смысл прямого значения слова «память»: любить, но помнить.

У. – Как вы поняли идею пятистишия?

Ответ: в истории России много кровавых страниц, и это факт, но, размышляя над трудной судьбой народа, мы продолжаем любить Россию. А память о «залитых кровью» страницах истории должна предотвратить повторение трагических событий.

Слайд 3

У. – Что вы знаете об истории нашего города?

Ответ: Магадан – сравнительно молодой город (14 июля 1939 года – дата преобразования рабочего поселка Магадан, существовавшего как культбаза в бухте Нагаева с 1928 года.) От бухты Нагаева протянулась Колымская трасса к золоторудным месторождениям Северо-Востока. Несмотря на молодость, Магадан имеет непростую и известную историю. Это «символ беды и ненастья», центр колымских лагерей. Руками невинно осужденных репрессированных заключенных строился город, прокладывалась трасса, и добывалось золото Колымы. Руками заключенных ГУЛАГа в 1938 году было возведено здание музыкального и драматического театра имени М.Горького. Руками японских военнопленных построены каменные дома улиц Ленина и Портовой. Сейчас о тех крутых и неправедных временах напоминают лишь устные мемуары старожилов, экспонаты в областном краеведческом музее, некоторые фольклорные названия по Колымской трассе и, конечно. Памятники истории, архитектуры и культуры. А город хорошеет год от года.

У. – Да, Магадан долгие годы олицетворял страдание и беды тысяч людей. И в то же время здесь рождались смелые, отважные и сильные духом северяне.


Слайд 4

Вот как написал о Магадане поэт Петр Нефедов:

В легендах мрачных, в письмах заключенных

Немало сказано о том,

Что в жизни тех, ни в чем невинных,

Он долго черным был пятном.

Ну что ж, а мне –

Мне мил и берег наш скалистый,

И белый гребень на волне,

И сопок сумрачных окружье,

И между ними город мой,

С которым я не просто дружен –

Люблю его я всей душой.

Его ветров студеных ярость,

Каких нигде на свете нет,

Его, как вдаль летящий парус,

Веселый добрый, белый цвет…

История Магадана, ее трагические страницы, освоение территории Крайнего Северо-Востока отразились в памятниках истории и культуры.

Слайд 5

II. Сообщение цели урока. Целеполагание.

У. – Сегодня мы проведем заочную экскурсию по историческим местам нашего города. Цель данной экскурсии – помочь вам определиться с выбором объекта для описания памятника культуры или истории. Мы составим маршрутный лист и в сопровождении экскурсоводов отправимся к знакомым каждому магаданцу памятникам и, может быть, при ближайшем рассмотрении увидим и узнаем что-то новое. Но прежде нам необходимо расширить словарный запас по теме и повторить некоторые понятия.

III. Повторение.

У. – Что такое тема текста?

Ответ: то, о чем говорится.

У. – Что называется идеей?

Ответ: главная мысль.

У. – Назовите средства связи предложений в тексте.

Ответ: абзац, лексический повтор, синонимы, антонимы, местоимения, союзы, частицы и другие.

У. – Перечислите типы речи.

Ответ: повествование. Описание. Рассуждение.

У. – Что отличает описание от повествования и рассуждения?

Ответ: в повествовании важна последовательность действий, в рассуждении – выяснение причинно-следственных связей событий, а в описании – характеристика свойств предметов.

У. – Какой стиль речи лучше всего подходит для описания памятника истории и культуры? Почему?

Ответ: публицистический. Можно затронуть важные для общества проблемы, с помощью изобразительно-выразительных средств языка воздействовать на общественное мнение, открыто высказывать свою гражданскую позицию, а также выбрать нужный жанр.

У. – Какой из публицистических жанров можно использовать для описания?

Ответ: репортаж, интервью, очерк, письмо…

IV. Словарная работа.

Слайд 6

У. – Уточните по словарю и кратко запишите значение следующих слов:

архитектура, возводить, скульптура, горельеф, орнамент, зодчий.

Слайд 7

У. – Проверьте себя.

архитектура – искусство строительства, возведения зданий;

возводить – строить сооружать;

скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму;

горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема;

орнамент – узор, состоящий из ритмических упорядоченных элементов;

зодчий – архитектор, строитель.

У. – Запишите под диктовку слова и словосочетания, обозначающие местоположение предметов, объясните их правописание: вблизи, поблизости, недалеко, неподалеку, вдали, поодаль, вдалеке; напротив, посреди, посредине, с одной стороны, с другой стороны, в нескольких шагах от…, чуть подальше, подойти поближе, если встать в центре…, обратить внимание, внимательно рассмотреть, простираться, выразительный силуэт, архитектурный ансамбль, лепные детали, оригинальная облицовка, реконструкция, великолепный, достопримечательность.


Слайд 8

У. – Посмотрите на экран. Проверьте, правильно ли вы написали эти слова.

При написании домашнего сочинения, я надеюсь, вы воспользуетесь ими.

Слайд 9

V. Составление маршрутного листа

У. – Вспомните и перечислите памятники истории и культуры Магадана.

Ответ: монумент «Маска Скорби», монумент «Узел памяти», своеобразной достопримечательностью является ул. Ленина, Свято-Троицкий собор (Собор Троицы Живоначальной), кинотеатр «Горняк», музыкальный и драматический театр им.М.Горького, политехникум — первое каменное здание Магадана — памятник архитектуры, здание Северовостокзолота и т.д.

Слайд 10-16 (маршрутный лист, последующие слайды выходят по щелчку по выбранной картинке. Управляющая кнопка на последующих слайдах – возврат на слайд с маршрутным листом.)

У. – Давайте определим отправную точку маршрута. Поскольку наша экскурсия виртуальная, мы можем отправляться из любого места города. Лучше всего проехать от стелы при въезде в город к монументу «Маска Скорби», затем к соборной площади, откуда по улице Ленина к центру города, где расположен монумент «Узел памяти», кинотеатр «Горняк», музыкальный и драматический театр им.М.Горького.

VI. Экскурсия.

У. – Итак, рассаживайтесь поудобнее в нашем комфортабельном автобусе. Отправляемся от стелы, установленной при въезде в город к 70-летию города. Магаданцам полюбились вырезанные из дерева скульптуры оленихи с олененком. С этой площадки хорошо просматривается вся улица Ленина до телевышки. По Колымскому шоссе мы спустимся до остановки Библиотечная, повернем направо и поднимемся к самой главной достопримечательности Магадана – монументу памяти жертв политических репрессий «Маске Скорби». В ходе экскурсии вы можете делать краткие записи, задавать вопросы, почувствуйте себя туристами, впервые посетившими Магадан.

Об этом памятнике нам расскажет экскурсовод Гаршина Маргарита (Приложение 1).

У. – Ребята, мы следуем дальше. Следующая остановка – Кафедральный собор, видимый из любой точки города. О нем расскажет экскурсовод Чуприн Дмитрий (Приложение 2).

.


У. – Наша экскурсия продолжается. Мы направляемся по улице Ленина к монументу «Узел памяти». Улицу Ленина можно назвать еще одной своеобразной достопримечательностью города. Это самая длинная, по мнению колымчан, улица в мире, переходящая в колымский тракт, идущий до самого Якутска по местам золотодобывающих приисков и поселков, а также бывших колымских лагерей. На улице Ленина сохранилось больше всего зданий сталинских времен. Они придают городу красоту и своеобразие. Если захотите, вы можете описать в сочинении архитектурные особенности исторического центра города.

Вот мы и подъехали к монументу, расположенному на проспекте Карла Маркса,
экскурсовод Алембаев Максим кратко расскажет нам об этом памятнике (Приложение 3).

У. – Дальне мы пойдем пешком к театру имени М.Горького, старейшему культурному памятнику Магадана. Переходим улицу. И вот он – музыкально-драматический театр, гордость и краса магаданцев. Передаю слово следующему экскурсоводу – Фирсовой Анне (Приложение 4).

Слайд 17

У. – Что ж, возвращаемся в родную гимназию. Она находится совсем недалеко от театра, и мы пройдем оставшийся путь пешком. Наша экскурсия завершена. Подведем итоги.

VII. Итог урока: Домашнее задание.

– Понравилась ли вам экскурсия?

– Как вы оцениваете работу наших экскурсоводов?


– Хотите ли вы еще больше узнать об этих и других исторических местах Магадана?

– Я предоставлю вам такую возможность, потому что дома вам предстоит написать сочинение-описание памятника истории или культуры Магадана.

Если вы уже определились с выбором памятника для описания, сходите туда сами, рассмотрите детали, местоположение, запомните свое впечатление.

Затем подберите из разных источников справочный материал об объекте описания.

Продумайте форму изложения: исторический очерк, письмо другу, интервью с историком, речь экскурсовода, путевые заметки…

Дальше обязательно сформулируйте тему и идею вашего сочинения. Учтите, что собственно описание должно стать центральной и самой объемной частью сочинения (каково местоположение? Какой по размеру, форме, цвету? Какие детали помогают создать общее впечатление?..). Обдумайте как лучше связать воедино все части сочинения. Внимательно отнеситесь к подбору выразительных средств языка. Постарайтесь избежать речевых ошибок. Удачного вам творчества!

А в заключении мне хочется сказать следующее. Вы часто в своих сочинениях пишите о любви к своему городу. Но нет любви без уважения и узнавания. Уважения к тем, кто возводил этот город, памяти о тех, кто прославлял его, знания его истории и культуры, веры в его светлое будущее, желания сделать его чище и лучше. Нам здесь жить и работать, а значит – беречь и любить.

Слайд 18

Давайте еще раз пройдем по улицам нашего города












































Список литературы

  1. Н.В.Егорова Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебнику С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова (М.Просвещение) 8 класс. М.: «Вако», 2009

  2. Уроки развития речи: Дидактические материалы для учащихся по программе «Речь»: 8 класс. Под общей ред.Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002

  3. Здесь рождается день. Магадан. М.: «Книга-Пента», 2009

  4. Н.В.Егорова, И.Т.Борщевская Новые краски Магадана. ООО «Дальневосточное издательство», 2011


Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПРАВОПИСАНИЯ ГЛАСНЫХ А, И, У, В БУКВОСОЧЕТАНИЯХ ЧА -ЩА, ЧУ -ЩУ, ЖИ-ШИ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: