Русский язык.
Тема: « Предложение. Виды предложений по цели высказывания.»
Цель: Закрепить различные виды предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Задачи:
отрабатывать умения определять цель предложения;
развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.
Воспитывать культуру речи, умение слушать других.
Оборудование: учебник, раздаточный материал: тетрадь, карточки для индивидуальной работы, проектор, компьютер, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент (слайд 1, приложение 1)
Здравствуйте, дети. Давайте создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей. Садитесь. На каждом уроке мы совершаем маленькое открытие. С каждым годом этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь со мною своими открытиями, которые мы сделали на предыдущих уроках и сделаете еще маленькое, но важное открытие.
II. Минутка чистописания + «вхождение» в тему урока:
— Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прежде чем начнем писать, давайте сделаем зарядку нашим пальчикам: (Любопытные пальчики)
— Сколько у нас пальцев? (5).
— А сколько букв на доске? (5)
ШЖРЧЩ (Слайд 2)
— Какие звуки они обозначают? ( шипящие)
— Какая буква здесь лишняя и почему? (р-звонкая)
Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь. (Слайд 3)
— Пропишем только шипящие.
— Придумайте слова с этими шипящими. Запишем несколько слов.
III. Словарно – орфографическая работа. Игра « Вижу – слышу».
— Работать с нами будут Дамы-орфограммы. Они прислали 3 задания. – Пойдут к доске и выполнять эти задания…, … .
Индивидуальные задания по карточкам:
1 ученик работает с карточкой ( жи – ши, ча- ща)
Задание: выпиши слова с пропущенной орфограммой и подчеркни её.
Еж.. в тиш..не ш..пят на ш..шки.
2 ученик (у доски) вставляет пропущенные буквы.(ча-ща)
Задание:выпиши слова с пропущенной орфограммой и подчеркни её.
Мы за ч..ем не скуч..ем по три ч..шки выпиваем.
3 ученик исправляет ошибки, допущенные в тексте.
Задание:вставь пропущенные орфограммы и подчеркни их.(чу-щу)
Ч..гун стоял на полке в ч..лане
В это время работа с классом.
— А с остальными поиграем в игру « Вижу – слышу».
— Ребята, что это за слова? ( словосочетания)
— Что такое словосочетания? ( Словосочетания – это соединение двух слов, главного и зависимого, связанных между собой по смыслу и грамматически).
Крепкое здоровье
Верные друзья
Сильная вьюга
Белые хлопья
Новое пальто(Слайд 4)
— Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? ( существительные и прилагательные)
— На какие группы можно разделить существительные? ( одуш .и неодуш.)
— Какое слово может быть лишним? (друзья – одуш.)
— Составьте предложение используя одно из словосочетаний. Запишите его. ( Заслушать 1 – 2 учеников). Молодцы.
— Какая орфограмма встречается в именах существительных? (Раздел ь)
— Когда он пишется? ( Раздел. Ь пишется после согласных, перед буквами е,ё,ю,я,и).
Коллективная проверка работы у доски (индивидуальная)
— Проверим ребят, выполняющих работу Дам-орфограмм.
— На какие правила нам прислали задания Дамы-орфограммы?(Слайд 5)
IV. Актуализация опорных знаний.
— Давайте вспомним, что такое предложение? ( законченная мысль)
— Чем могут отличаться предложения друг от друга? ( О.д.)
Вывод: Предложения по характеру резко отличаются. Они бывают и спокойные, и ужасно любопытные, восторженные, гневные, изумительные.
— Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? ( о.д.)
— Верно, сегодня повторим какие предложения бывают по цели высказывания.(слайд 6)
V. Раскрытие темы урока:
Встретились два друга. И разговорились. (слайд 7, приложение 1)
— Черепаха, унеси меня домой.
— А где ты живешь?
— В муравейнике.
Что заметили? (Каждое предложение написано с новой строки и перед ним стоит тире)
Какая это речь? (Разговорная)
Сколько героев участвует в разговоре? (2)
Кто они? (Черепаха и муравей)
Как называется такой текст? (диалог) Что называют диалогом?
( В словаре Ожегова диалог – это разговор между двумя лицами)
С какой целью муравей произнес первое предложение? (попросил)
Какой знак стоит в конце этого предложения? (!)
Как называются предложения, в которых о чем-то просят, побуждают к действию? (побудительное)
Что содержится в ответе кузнечика? (вопрос)
Какой знак стоит в конце предложения? (?)
Как называются такие предложения?
Что сообщается в последнем предложении?
Какой знак стоит в конце предложения?
Как называются такие предложения?
VI. Обобщения (выводы).
-Что содержит вопросительное предложение?
-Что содержит повествовательное предложение?
-К чему побуждают побудительные предложения?(слайд 8)
Приведите на каждый вид свои примеры.
По цели всегда различай предложения.
В повествовательном – сообщение.
Вопрос в вопросительном (даешь ответ).
А в побудительном – просьба, совет.
VII. Физминутка. (слайд 9)
VIII. Работа в группах.
— Откройте учебник на с. 172. Поработаем в группах по упр.760.
1 группа – выписывает только повествовательные предложения
2 группа – только вопросительные
3 группа – только побудительные
Взаимопроверка. Коллективная проверка.
IХ. Индивидуально –групповая работа с использованием разно уровневых заданий.
— Ребята, на столах у вас лежат карточки с заданиями разных уровней. Задания для себя вы выбираете сами, но с учётом своих возможностей.
1 уровень. (на 3 балла)
Поставьте нужные знаки препинания.
Из-под них показался ёжик (! ? .) Какой он запасливый (! ? .) На его иголках зазеленели яблоки (? ! .) В кустах послышался шорох (.! ?) Кто это там (. ! ? )
2 уровень. (на 4 балла)
Приведите примеры предложений по цели высказывания и запишите их.
повествовательное –
вопросительное –
побудительное –
3 уровень. (на 5 баллов)
Определите по началу предложения каким оно будет. Допиши предложения. Поставь знак в конце предложения
Кто стучится …
Перестаньте дразнить…
Однажды мы …
Мойте фрукты …
Почему подснежники …
Коллективная проверка. ( Слайд 10.)
— Поднимите руки кто получил 5 баллов? ( 4 балла, 3 балла)
Х. Повторение ранее изученного. Работа с предложением.
— Прочитайте текст.
— Что вы заметили? (нет знаков препинания)
— Выделите предложения.
— Запишите получившиеся предложения, поставив правильные знаки препинания.
Хорошо весной на улице светит яркое солнце вы любите это время года (Слайд 11)
— Проверка по слайду. ( Слайд 12)
ХI. Итог.
— Что повторили о предложении?
— Какие бывают предложения по цели высказывания?
ХII. Рефлексия.( Слайд 13)
Ствол дерева, ладошки.
— Ребята, у вас на столах лежат ладошки разных цветов. Зелёный – вам всё было понятно на уроке. Жёлтый – остались вопросы по уроку.
Красный – непонятно ничего.
— Выберите ладошку и приклейте к стволу дерева.
ХIII. Домашнее задание.
Выписать из учебника литературы по 2 предложения разных по цели высказывания.