Конспект урока для 2 класса на тему «Предложение. Виды предложений по цели высказывания»

Русский язык.

Тема: « Предложение. Виды предложений по цели высказывания.»

Цель: Закрепить различные виды предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Задачи:

  1. отрабатывать умения определять цель предложения;

  2. развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.

  3. Воспитывать культуру речи, умение слушать других.

Оборудование: учебник, раздаточный материал: тетрадь, карточки для индивидуальной работы, проектор, компьютер, презентация.

Ход урока:

I. Организационный момент (слайд 1, приложение 1)

Здравствуйте, дети. Давайте создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей. Садитесь. На каждом уроке мы совершаем маленькое открытие. С каждым годом этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь со мною своими открытиями, которые мы сделали на предыдущих уроках и сделаете еще маленькое, но важное открытие.

II. Минутка чистописания + «вхождение» в тему урока:

— Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прежде чем начнем писать, давайте сделаем зарядку нашим пальчикам: (Любопытные пальчики)

— Сколько у нас пальцев? (5).

— А сколько букв на доске? (5)

ШЖРЧЩ (Слайд 2)

— Какие звуки они обозначают? ( шипящие)

— Какая буква здесь лишняя и почему? (р-звонкая)

Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь. (Слайд 3)

— Пропишем только шипящие.

— Придумайте слова с этими шипящими. Запишем несколько слов.

III. Словарно – орфографическая работа. Игра « Вижу – слышу».

— Работать с нами будут Дамы-орфограммы. Они прислали 3 задания. – Пойдут к доске и выполнять эти задания…, … .

Индивидуальные задания по карточкам:

1 ученик работает с карточкой ( жи – ши, ча- ща)

Задание: выпиши слова с пропущенной орфограммой и подчеркни её.

Еж.. в тиш..не ш..пят на ш..шки.

2 ученик (у доски) вставляет пропущенные буквы.(ча-ща)

Задание:выпиши слова с пропущенной орфограммой и подчеркни её.

Мы за ч..ем не скуч..ем по три ч..шки выпиваем.

3 ученик исправляет ошибки, допущенные в тексте.

Задание:вставь пропущенные орфограммы и подчеркни их.(чу-щу)

Ч..гун стоял на полке в ч..лане

В это время работа с классом.

— А с остальными поиграем в игру « Вижу – слышу».

— Ребята, что это за слова? ( словосочетания)

— Что такое словосочетания? ( Словосочетания – это соединение двух слов, главного и зависимого, связанных между собой по смыслу и грамматически).

Крепкое здоровье

Верные друзья

Сильная вьюга

Белые хлопья

Новое пальто(Слайд 4)

— Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? ( существительные и прилагательные)

— На какие группы можно разделить существительные? ( одуш .и неодуш.)

— Какое слово может быть лишним? (друзья – одуш.)

— Составьте предложение используя одно из словосочетаний. Запишите его. ( Заслушать 1 – 2 учеников). Молодцы.

— Какая орфограмма встречается в именах существительных? (Раздел ь)

— Когда он пишется? ( Раздел. Ь пишется после согласных, перед буквами е,ё,ю,я,и).

Коллективная проверка работы у доски (индивидуальная)

— Проверим ребят, выполняющих работу Дам-орфограмм.

— На какие правила нам прислали задания Дамы-орфограммы?(Слайд 5)

IV. Актуализация опорных знаний.

— Давайте вспомним, что такое предложение? ( законченная мысль)

— Чем могут отличаться предложения друг от друга? ( О.д.)

Вывод: Предложения по характеру резко отличаются. Они бывают и спокойные, и ужасно любопытные, восторженные, гневные, изумительные.

— Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? ( о.д.)

— Верно, сегодня повторим какие предложения бывают по цели высказывания.(слайд 6)

V. Раскрытие темы урока:

Встретились два друга. И разговорились. (слайд 7, приложение 1)

— Черепаха, унеси меня домой.

— А где ты живешь?

— В муравейнике.

  1. Что заметили? (Каждое предложение написано с новой строки и перед ним стоит тире)

  2. Какая это речь? (Разговорная)

  3. Сколько героев участвует в разговоре? (2)

  4. Кто они? (Черепаха и муравей)

  5. Как называется такой текст? (диалог) Что называют диалогом?

( В словаре Ожегова диалог – это разговор между двумя лицами)

  1. С какой целью муравей произнес первое предложение? (попросил)

  2. Какой знак стоит в конце этого предложения? (!)

  3. Как называются предложения, в которых о чем-то просят, побуждают к действию? (побудительное)

  4. Что содержится в ответе кузнечика? (вопрос)

  5. Какой знак стоит в конце предложения? (?)

  6. Как называются такие предложения?

  7. Что сообщается в последнем предложении?

  8. Какой знак стоит в конце предложения?

  9. Как называются такие предложения?

VI. Обобщения (выводы).

-Что содержит вопросительное предложение?

-Что содержит повествовательное предложение?

-К чему побуждают побудительные предложения?(слайд 8)

https://festival.1september.ru/articles/583347/img1.gif

Приведите на каждый вид свои примеры.

По цели всегда различай предложения.

В повествовательном – сообщение.

Вопрос в вопросительном (даешь ответ).

А в побудительном – просьба, совет.

VII. Физминутка. (слайд 9)

VIII. Работа в группах.

— Откройте учебник на с. 172. Поработаем в группах по упр.760.

1 группа – выписывает только повествовательные предложения

2 группа – только вопросительные

3 группа – только побудительные

Взаимопроверка. Коллективная проверка.

IХ. Индивидуально –групповая работа с использованием разно уровневых заданий.

— Ребята, на столах у вас лежат карточки с заданиями разных уровней. Задания для себя вы выбираете сами, но с учётом своих возможностей. 

1 уровень. (на 3 балла)

Поставьте нужные знаки препинания.

Из-под них показался ёжик (! ? .) Какой он запасливый  (! ? .) На его  иголках зазеленели яблоки (? ! .) В кустах послышался шорох (.! ?) Кто это там (. ! ? )

2 уровень. (на 4 балла)

Приведите примеры предложений по цели высказывания и запишите их.

повествовательное –

вопросительное –

побудительное –

3 уровень. (на 5 баллов)

Определите по началу предложения каким оно будет. Допиши предложения. Поставь знак в конце предложения

Кто стучится …

Перестаньте дразнить…

Однажды мы …

Мойте фрукты …

Почему подснежники …

Коллективная проверка. ( Слайд 10.)

— Поднимите руки кто получил 5 баллов? ( 4 балла, 3 балла)

Х. Повторение ранее изученного. Работа с предложением.

— Прочитайте текст.

— Что вы заметили? (нет знаков препинания)

— Выделите предложения.

— Запишите получившиеся предложения, поставив правильные знаки препинания.

Хорошо весной на улице светит яркое солнце вы любите это время года (Слайд 11)

— Проверка по слайду. ( Слайд 12)

ХI. Итог.

— Что повторили о предложении?

— Какие бывают предложения по цели высказывания?

ХII. Рефлексия.( Слайд 13)

 Ствол дерева, ладошки.

— Ребята, у вас на столах лежат ладошки разных цветов. Зелёный – вам всё было понятно на уроке. Жёлтый – остались вопросы по уроку.

Красный – непонятно ничего.

— Выберите ладошку и приклейте к стволу дерева.

ХIII. Домашнее задание.

Выписать из учебника литературы по 2 предложения разных по цели высказывания.



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Почему нужно мыть руки и чистить зубы?"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: