Конспект урока для 2 класса «Основа слова»


Тема урока: «Основа слова».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

— познакомить с понятием «основа слова»; отрабатывать алгоритм нахождения основы слова и разбора слов по составу, умение выделять значимые части слова;

— развивать умение самостоятельно разбирать слова по составу с опорой и без опоры на информационное поле; способствовать развитию речи учащихся;

— воспитывать дружеские отношения, чувство взаимопомощи, умение прислушиваться к мнению другого; формировать интерес к русскому языку.


Формирование УУД:

личностные: положительное отношение к процессу познания;

применять правила делового сотрудничества;

регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность;

познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания.


Планируемые результаты:

— базовый уровень: уметь выделять значимые части слова (преимущественно, в именах существительных и именах прилагательных); производить разбор слова по составу с опорой на алгоритм;

— повышенный уровень: уметь находить основу слова, подбирать слова к схемам.


Ресурсы: компьютер, интерактивная доска, презентация SMART Notebook 10, опорная таблица разбора слов по составу, индивидуальные задания (3 варианта), толковый словарь, учебник.


Ход урока.

I Организация начала урока.

— В школу мы пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно. (Произносят хором.)

II Каллиграфическая минутка. Мотивация к деятельности.

— ол, ом, оя

— Не выучит школа, выучит охота. (Записывают сочетания букв, пословицу.)

— Как вы понимаете эти слова? (Объясняют смыл, высказывают свое мнение.)

— От какого слова образовалось слово «охота»?

(Охота от слова «хочется», есть желание; чтобы чему-то научиться, нужно иметь большое желание.)

— Я очень хочу, чтобы на этом уроке в вас обязательно присутствовало большое желание узнать новое, чему-то научиться.

III Актуализация знаний.

— Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор. (Слайд 1)

Корень, окончание, глагол, суффикс. (Глагол – это часть речи, а остальные слова –это части слова.)

— Какого слова не хватает? (Приставка.)

— Что вы знаете о каждой из этих частей слова?

IV Постановка учебной задачи. Фиксация затруднения.

— Наше изучение состава слова близится к завершению, и сегодня мы познакомимся с еще одной частью слова. Может кто-то ее знает? А если не знаем, то как это узнать? (Ребята предлагают посмотреть в учебник.)

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Ударный слог"

— Помогите мне, пожалуйста. (Учитель находится в роли ученика, а дети в роли учителя.)

V «Открытие» нового знания.

1) Как называется тема нашего урока? (Основа слова)

— Что называют основой слова? (Читают рубрику «Тайны языка» стр.165)

— Как вы думаете, почему она так называется? О чем вам это слово говорит?

— Подберите родственные слова к этому слову. Найдите разъяснение в словаре. (Основной, основательный, …Основа – опора, главная часть, на чем строится что-либо.)

— Что нужно сделать, чтобы найти основу слова? (Надо найти окончание. Часть слова без окончания и есть основа.)

VI Первичное закрепление.

1) Упр.1, стр.165. Отработка понятия «основа слова» и тренировка в ее нахождении.

(Упражнение выполняется фронтально, письменно, с комментированием действий.)

— Понаблюдаем, из каких частей может состоять основа, для этого разберем эти слова по составу.

— Что называют основой слова?

VII Физминутка. (Под музыку «Солнце», «Часики».)


VIII Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1) Упр. 3, стр.166. Отработка действий контроля. Проверить, правильно ли разобраны слова по составу. (Выполняют устно.)

2) Составление алгоритма разбора слова по составу. Игра «Помоги Незнайке».

— В каком порядке выделяем части слова при разборе по составу? (Слайд 2. Соотнести цифру с названием части слова.)

1. Окончание.

2. Основа.

3. Корень.

4. Приставка.

5. Суффикс.


3) Работа в парах. Упр.2, стр.166.

Соотнесение схем и состава данных в упражнении слов. (Выполняют письменно, в парах, как доказательство своего выбора учащиеся отмечают в словах части слова и основу.)

4) Проверка выполнения упр.2. (Слайд 3. Расставить слова в нужные группы. К доске выходят желающие ответить.)

5) Отработка умения находить и выделять основу слова. Запись под диктовку предложения. (Один из учащихся работает у доски.)

Рисует мороз в январе на окнах красивые узоры.

— Обозначьте основу в именах существительных и прилагательных.

6) Самостоятельная работа. (Выполняют на листочках по вариантам разбор слов по составу, используя алгоритм разбора. Время выполнения – 1,5 мин.)

1 вариант. 2 вариант. 3 вариант.

Алёнушка теремок матушка

козлёнок лисичка ковшичек

холодный дружные богатырская


7) Обобщение. Игра «Да – нет». (Если утверждение верное, то говорят «да», если неверное, то «нет».)

1. Основа может быть равна корню. (Да)

2. В основу слова может входить окончание. (Нет)

3. В основе слова обязательно должен быть суффикс. (нет)

Свежие документы:  конспект урока для 5 класса "Написание букв И-Ы после Ц"

4. В основу слова никогда не входит окончание. (Да)

5. Основа слова – это часть слова без приставки. (нет)

6. Основа слова – это часть слова без корня. (Нет)

7. Чтобы найти основу слова, нужно найти окончание, это и будет основа слова. (нет)

8. Чтобы найти основу слова, нужно найти окончание, часть слова без окончания и будет основой. (Да)


IX Рефлексия деятельности. Итог урока.

(Слайд 4)

— Я не знал(а) … Теперь знаю …

— Мне было трудно …

— Теперь я могу …

— Мне было легко, потому что …

— Мне захотелось …

X Домашнее задание.

Упр.4, стр.166, списать текст, в выделенных словах обозначить основу.






скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: