Конспект урока для 2 класса «Синонимы и антонимы. Определение и понятие»







Учебное занятие по теме «Синонимы и антонимы. Определение и понятие».

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» г.Воркуты Учитель: Андриянова Светлана Васильевна



2013 год





Аннотация.

Учебное занятие проводится во 2 классе средней общеобразовательной школы.

Возрастные особенности детей 7 — 8 лет.

Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо. Высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные в эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.

Физические особенности

  • Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности.

  • Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое.

  •  Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).

Интеллектуальные особенности

  • Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.

  • Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.

  • Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли.

  • Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.

Эмоциональные особенности

  • Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.

  • Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.

  •  Ребенок нуждается в любви и опеке.


Социальные особенности

  • Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.



Интерактивная доска Classic Solution используется на уроке в течение 20 минут (общее время) в чередовании с работой детей на рабочих листах, работой в мини-группах и группах сменного состава, физминуткой. На доску проецируется яркая презентация с иллюстрациями и текстом, используется музыкальный файл, позволяющие использовать зрительные и слуховые анализаторы детей. Используется возможность задействовать двигательные анализаторы при перемещении карточек-антонимов и письме с помощью электронного карандаша. На занятии огромное место отводится ценностной ориентации детей младшего школьного возраста.






Цели: — организовать деятельность учащихся по усвоению понятий «синонимы», «антонимы».

— формировать умение подбирать и отличать близкие и противоположные по значению слова.

Оборудование: интерактивная доска Classic Solution, проектор, колонки, презентация, рабочие листы для учащихся.



Ход занятия: 1. Организационный момент. Психологический настрой.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня выдался довольно холодный, морозный, студёный день, но я сейчас испытываю очень тёплые чувства. И, по правде говоря, не буду лгать, идя сегодня на занятие, я немного переживала, тревожилась, волновалась, но увидев ваши добрые и умные глаза, я успокоилась!

— Мне интересно было бы узнать и ваше эмоциональное состояние. Давайте попробуем сегодня на уроке для выражения своих мыслей и чувств использовать жестовые символы. Так мы увидим мнение каждого ученика и оценим высказывания друг друга. Если вы испытываете эмоции и чувства, схожие с моими (волнение, тревожность), то покажите такой жест – согнутые пальцы в кулак и поднятый вверх большой палец. Если же совершенно противоположные, отличные от моих, то, как вы думаете, какой будет жест? (опущенный вниз большой палец). Если же у вас есть дополнения, замечания к высказываниям говорящего, просто поднимите руку.

— Итак, выразите свои эмоции жестом. Спасибо! (В течение всего занятия дети оценивают друг друга жестами согласия — несогласия).



2. Вводная часть. – А теперь внимание на экран. (Слайд 2). Притча о добре и зле:

Добро и зло с далеких пор

Ведут свой древний, давний спор,

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле.

— О каких двух понятиях идёт речь в этом стихотворении? (Добро и зло.) Подчеркнуть их с помощью электронного карандаша на интерактивной доске.

— Что вы о них узнали? (ведут спор, кто главнее и сильнее). Кто согласен с ответами — выразите жестом согласия. С чем ассоциируются у вас эти слова? Внимание на экран (Слайд 3 с изображением воинов зла и добра из фильма «Властелин колец», главных героев Фродо и Сэма + муз.файл песни Энии «Может быть»):

— Кадры из какого фильма вы видите на экране? («Властелин колец»). Есть ли связь этого фильма с притчей? (Да). Вы слышите музыкальный отрывок из этого фильма. Это исполнительница Эния с песней «Может быть». На каком языке поет она песню? (На английском) Кто может перевести слова на русский?

— Перевод такой: «Может быть, во мраке ночи, вечерняя звезда блеснёт тебе и покажет путь к свету из мрака и тьмы. Главное выбрать правильную дорогу». Мы видим двух главных героев, которые помогают друг другу в борьбе со злом.

— К какой части речи относятся эти слова? (Существительные) Почему? (Отвечают на вопрос кто? что? и обозначают предметы). — А если бы вы были художниками, то какими цветами изобразили бы «добро» и «зло»? (Черный и белый). (Слайд 4).

— Какие эти цвета по отношению друг к другу? (Совершенно противоположные).

— Противоположные по своему значению слова в русском языке называются антонимами. (Слайд 5 с определением понятия «антонимы» — слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением). — Обратите внимание на выделенное словосочетание – одной и той же части речи.

— А что значит лексическое значение»? Внимание на следующий слайд. (Слайд 6: Лингвистика – это наука о языке. Лексика – совокупность всех слов русского языка).

— Итак, что же такое антонимы? Если понятие усвоили, перейдём к заданиям. Внимание на следующий слайд. (Слайд 7 со словами:

жестокий радоваться

агрессия высоко

широкий миролюбие

грустить милосердный

— Какое задание можно выполнить с этими словами? (Подобрать пары антонимов ). Это задание индивидуальное.

— Все ли слова имеют пару? (Нет. Нет пары у слов широкий и высоко. Слова с помощью анимации исчезают со слайда).

— Выполним проверку. (Слайд 8. Дети на ИД передвигают карточки, образуя пары-антонимы, оценивают друг друга жестом, исправляют ошибки, если имеются).

— Найдите среди этих слов сущ-ые и прилагательные. Докажите. (Правило о сущ. и прил.)

(Жестокий – милосердный, агрессия – миролюбие).

— А теперь вернёмся к словам, у которых не было пары. Задание № 1* — подобрать пару самостоятельно к словам высоко и широкий. Проверка. (Слайд 9вписать в пустые карточки, используя электр. карандаш, антонимы низко, узкий ). Какие орфограммы в этих словах?



— Сегодня мы будем оценивать себя ещё и знаковыми символами. У вас на рабочем листе есть поле «Оцени себя» с символами: ! – отлично, восхитительно выполнил работу,

+ были затруднения, но справился

— много ошибок, не справился

? затрудняюсь в оценивании

— Оцените себя за Задание № 1 на полях.

— Внимание на следующий слайд. (Слайд 10.)

ДОБРО ЗЛО

МИЛОСЕРДНЫЙ ЖЕСТОКИЙ

МИРОЛЮБИЕ АГРЕССИЯ

— Мы прекрасно справились с нахождением противоположностей. Заметили ли вы ещё какую-нибудь взаимосвязь?

(Да. Слова первого столбика очень схожи друг с другом по значению, а также правого).

— Но надо бы их преобразовать в одну часть речи. (ДОБРЫЙ – ЗЛОЙ. МИРОЛЮБИВЫЙ – АГРЕССИВНЫЙ. На ИД выполнить преобразование)

— Такие слова в русском языке называются синонимами. ( Слайд 11 с определением понятия из словаря.)

— Если бы вы были художниками, какими цветами изобразили бы синонимы? (цветами, схожими по тону из цветового спектра. Слайд 12).

— Итак, я надеюсь, тема нашего урока вам ясна? (Синонимы и антонимы). А нужно ли нам их знать? (Синонимы и антонимы делают нашу речь выразительной, яркой, сочной, многообразной). Особенно они нужны людям творческих профессий. Кому? (Писателям, художникам, музыкантам, актерам…)



3. Постановка целей и задач. Знакомство со структурой любой деятельности.

— Раз и нам их знать необходимо, давайте поставим ЦЕЛИ (Слайд 13) нашего занятия:

— Я УЗНАЮ …..

— Я НАУЧУСЬ ….

— Когда цели поставлены, что же дальше делать? (Начать работать, выполнять деятельность для достижения целей). Поэтому наш следующий этап – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Выполнив деятельность, к чему нужно прийти? (РЕЗУЛЬТАТ). И при этом в течении всей деятельности что необходимо выполнять, что мы с вами и делаем весь урок? (ОЦЕНКА).

На слайде последовательно появляются карточки: ЦЕЛИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РЕЗУЛЬТАТ

ОЦЕНКА



4. Закрепление первичное.

— Скажите, а если трудно самому подобрать синоним или антоним, какой помощью можно воспользоваться? (Спросить у старших, посмотреть в словаре…)

— А еще можно воспользоваться редактором Word. Внимание на слайд. (Слайд 14 с показом, как найти синонимы через редактор Word, печатая слово и щелкая на него правой кнопкой мыши выводится окно с антонимами и синонимами ).

— Задание № 2. Вспомните и запишите противоположные и близкие по значению слова, сказанные мной в начале урока о погоде и моих чувствах. Задание парное. Проверка. Оценивание.



5. Физминутка.

Игра «Карлики – великаны, пол — потолок, вправо – влево, вверх – вниз». Путаница.



6. Закрепление.

— Где ярко прослеживается борьба добра со злом? (В сказках, баснях). Внимание на экран. Подбор синонимов, антонимов. Коллективная работа.

(На слайдах 15, 16, 17 иллюстрации с изображением Аленушки и ведьмы из рус.нар.сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — молодая – старая, красивая – страшная, светлая – тёмная; Ленивицы и Рукодельницы из сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» — ленивая – трудолюбивая, худенькая – полненькая; Лисы и Вороны из басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» — хитрая, лукавая, плутоватая – простая, простодушная; умная – глупая).

— А еще богаты синонимами и антонимами пословицы и поговорки. (Слайд 18). Задание № 3 – вставить в пословицы пропущенные слова, противоположные по смыслу. Задание групповое. Дети работают четверками. Оценивание.

— Ученье – свет, а не ученье — …….. .

— Мир строит, а война — …….. .

— Знай больше, говори — …….. .

— Ласточка день начинает, а соловей — ……. .

— Корень учения горек, а плод — ……. .



— Задание № 4 (группы сменного состава) – закончить стихотворение, вставив в строчки слова-синонимы, чтобы получилась рифма. (Объединиться по группам: стороны горизонта (Запад – Восток), время суток (День – Ночь), время года (Зима – Лето), направления сторон (Вправо – Влево) . Названия групп и незаконченные стихи прописаны на раздаточных рабочих листах). Оценивание.





-В день …, … , …

Волк нам встретился очень голодный. (студеный, морозный, холодный) День — Ночь

— Мы … , … , … ,

Но присесть, однако, не решились. (устали, уморились, утомились)



— …. , …. , … был путь,

Только про трудности эти забудь. (трудным, тернистым, тяжелым) Пол — Потолок

— … , … , …

Подходят ли нашему саду? (решетки, ограды, заборы)



— Все … , да … ,

Но грибов не находили. (ходили, бродили)

— В тот … , … и … денек Зима — Лето

Уж очень устал мой любимый конек. ( горячий, знойный, жаркий)



— В болоте … , …

И нет в нем твердой тропки. (вязко, топко) Запад — Восток

— … , … , …

Был котенок и очень красивым. ( веселым, игривым, шаловливым)

— Выставление итоговой отметки в правом верхнем углу рабочего листа.



7. Итог урока. Возвращение к притче. (Слайд 19).

Найдите в стихотворении еще синонимы и антонимы. (Древний, давний, далекий. Сильней, крепче. Наяву – во сне).

— У этого стих-я есть продолжение. На самом деле это притча – мудрость жизни.

(Слайд 20). Прочитайте:

«Сильнее Я», — Сказало Зло,- кто служит мне, тем повезло.

Я щедро отблагодарю, земные блага подарю,

Машины, деньги, мощь и власть. Пусть насладятся жизнью всласть!»

Добро сказало: «Может быть, но только я могу любить,

Хоть за душою ни гроша, для всех людей важна душа.

Я виллы, яхты не дарю, зато я душу сохраню,

Друзей, родных, детей и дом и много счастья в доме том».

Не знаю, что еще сказать… Остаться с кем, самим решать.

Добро и Зло с далеких пор не оставляют этот спор.



— Желаю и вам найти свою дорогу в жизни. Главное, выбрать правильный путь. Спасибо за урок! Хочу вам поставить отличную отметку за урок. (Слайд 21 – смайлик с жестом «отлично!»).



Свежие документы:  Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное и его роль в речи"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: