Конспект урока для 3 класса «СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»














УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА

КЛАСС: 3



ТЕМА:

«СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ»










ВЫПОЛНИЛА:

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

САВЕЛЬЕВА ГАЛИНА БОРИСОВНА
















НОВОМОСКОВСК

2012-2013

Пояснительная записка


Предмет: русский язык

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Тема урока: «Слова с непроизносимыми согласными».


Краткая характеристика класса

(количественная, социальная, психологическая, по уровню развития):

В классе обучаются 27 человек. Почти все дети пришли в школу, достигнув возраста 7 лет.

Посещают внешкольные детские учреждения 18 человек.

Опрос родителей, детей и, принимая во внимание личные наблюдения, можно сделать вывод: большинство учащихся ходят в школу охотно; адекватны в поступках, поведении, доброжелательны в общении, участвуют в общественной жизни. Все дети в классе умеют читать. На уроках обучающиеся работают активно, помогая друг другу, справедливо оценивая свою работу и работу одноклассников, выполняя все требования учителя.

В классе работает родительский комитет, который помогает в организации внеклассной работы, общественного питания, быта учащихся.


Программа: Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

Учебник: Полякова А.В. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1.- М.: Просвещение, 2011.

Цели урока:

  • создать ситуацию успеха, учить обучающихся находить непроизносимые согласные;

  • учить делать самостоятельные выводы по теме, прививать любовь к слову;

  • обогащать письменную речь обучающихся образностью на таком этапе, как творческая работа детей;

  • учить применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе;

  • воспитывать интерес к предмету;

  • формировать самоконтроль и самооценку.


Планируемые результаты:

личностные: применение делового сотрудничества, проявление терпения и доброжелательности, доверие собеседнику;

метапредметные: планируют решения учебной задачи, оценивают результаты деятельности, анализируют собственную работу; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверяют, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу;

предметные: научатся находить необходимую орфограмму, подбирать проверочные слова, применят изученные правила.

Технологии, применяемые на уроке:

  1. Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)

  2. Исследовательские и проектные методы в обучении.

  3. Технология обучения в сотрудничестве.

  4. Технология развивающего обучения.

Необходимое оборудование и материалы:

  1. Компьютер, проектор.

  2. Раздаточный материал.

  3. Словари.






Ход урока

Слайд 1

I. Организационный момент.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись. Тихо сели.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно пусть будет учение.

— Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? (Ответы детей)


II. Актуализация знаний.


— Ребята! На уроке каждый из вас должен сделать открытие. Старайтесь, чтобы ваша речь была грамотной и красивой. Слова в русском языке могут сверкать, цвести. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то посвистывают, как птицы, то звенят, как первый лёд. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите дату и вид работы.


III. Чистописание.


— Наш урок мы начнём с минутки чистописания. Подскажите цель этой минутки. (Повторить правильное написание букв и их соединение).


-Вам будут предложены довольно простые вопросы. Однако, работа усложняется тем, что ее придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушать вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, вопросы:

  1. в слове «земля» безударная гласная;

  2. звук парный звуку [г]/ Запишите букву, которой он обозначается;

  3. в слове «перрон» удвоенная согласная;

  4. непроизносимый согласный в слове «праздник»;

  5. первая буква алфавита;

  6. у существительных женского рода после шипящих на конце пишется…;

  7. буква в литере нашего класса. (Проверка) Слайд 2


е к р д а ь б


— Среди данных графических знаков найдите лишний. (е — в определенных случаях обозначает два звука; р — непарный, сонорный; ь — не даёт звука; к — даёт глухой звук)

— Какое задание вы предложили бы? (Составить слово)

— Какое слово получилось? (Декабрь)

— Дайте характеристику этому слову.

  • словарное слово

  • непроизносимая безударная е

  • существительное

  • мужской род

  • 2-е склонение

  • неодушевлённое

  • нарицательное

  • Именительный падеж

— Оцените себя, поставив на полях плюс или минус.


IV. Работа по теме урока.

1. Работа парами по карточкам.

— Найдите в каждой группе лишнее слово и подчеркните его. (см. Приложение 1)


— Что объединяет эти слова? (Непроизносимые согласные)

— Ребята! Определите тему сегодняшнего урока. (Слова с непроизносимыми согласными) Слайд 3


2. Словарная работа.

— Новое слово из словаря вы назовёте сами, если правильно определите смысловую связь между данными словами, которые написаны на доске, слева и справа: Слайд 4

аптека — лекарства

библиотека — книги

ступеньки — ? (лестница)

— Откройте, пожалуйста, словари и прочтите, что обозначает данное слово.

  • 1 значение — сооружение в виде ступеней для подъема и спуска (1 ученик).

  • 2 значение — служебная лестница ряда должностей от низких к более высоким (2 ученик).

— Сделайте неполный фонетический разбор данного слова. (1 ученик у доски).

Лестница — [лэсн’ица] — 3 слога, 8б., 7 зв.

— Оцените себя.

— Подберите однокоренное слово (лестничный), разберите его по составу (1 ученик на доске)

— Сравните слова, что вы заметили? (ч//ц)

— Оцените себя.

— Не все согласные произносятся в словах. Некоторый из них исчезают , т.к., например, [т]. Почему же исчезают некоторые звуки? Если в середине слова имеется не менее трёх согласных, то это называется стечением согласных. Три согласных подряд тяжело произносить, вот мы и упрощаем их произношение. Но написание их упрощать нельзя. У непроизносимых согласных есть своя история. Например, почему в слове «лестница» мы пишем букву т? Дело в том, что в древнерусском языке было слово «льствица». Под влиянием развития языка и таких слов как «сахарница» и «чернильница» оно превратилось в «лестницу». Что же касается самого слова «льствица», то оно образовано от глагола «лезти», «лездь» с помощью суффикса -тв(а). Запомните, непроизносимая буква т в существительном «лестница» — это остаток суффикса -тв(а). Всеми изменениями слов занимается наука этимология, что позволяет не делать ошибок в словах.


3. Работа с учебником.

— Упражнение 228 (Вспомнить правило)

— Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями. Проконтролируйте работу своего соседа. Оцените себя.


V. Физкультминутка. Слайд 5

Как живёшь?

Как идёшь?

Ночью спишь?

Как даёшь?

Как берешь?

Как шалишь?

А грозишь?

А за партою сидишь?


VI. Работа по теме урока (продолжение).

4. Творческая работа в группах. (см. Приложение №2)

— Творческое задание. Работаем в группах. Карточки №2.

— Задание: замените в предложениях выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными.

— Не забывайте, что работаем в группах. Важно не только самому выполнить задание, но и помочь товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат всей группы, приведет к успеху всего класса. (Дети выполняют задания и проговаривают правильные ответы).

— Оцените себя.


VII. Проверка понимания темы. Слайд 6

Самостоятельная работа. Карточки №3 (см. Приложение №3).

— Прочитайте предложения. Предложения нужно соединить попарно: в 1-м предложении каждой пары должно быть слово с непроизносимой согласной, во 2-м — с проверочным словом.

(Ответы детей)

— Оцените себя.


VIII. Анализ урока. Рефлексия.

— Ребята! Посчитайте сои плюсы и минусы.

— У кого нет ни одного минуса?

— У кого плюсов больше, чем минусов?

— У кого минусов больше, чем плюсов?


— А теперь давайте обобщим всё, о чём мы говорили на уроке:

  1. Как вы поняли, что такое стечение согласных?

  2. Какая существует особенность написания и произношения слов со стечением согласных, которые пишутся, но не произносятся?

  3. Как называются согласные, которые пишутся в середине слова, но не произносятся?

  4. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

  5. Как вы оцените свою работу на уроке, всё ли вам было понятно, что нового вы узнали для себя, чему научились, над чем надо ещё поработать?


— Похлопайте себе в ладошки! Мне было приятно работать с вами! В заключении мне хочется вам пожелать: Слайд 7

Будьте, как солнце, красивыми!

Будьте прелестными, милыми!

Между собою честными.

Будьте всегда счастливыми!


Всего доброго!

Спасибо за урок! Слайд 8

















Приложение 1.

Карточка №1

Кружки, городки, грибки, радостный.

Грядки, шашки, лимонад, грустная.

Сноп, хлеб, холод, звёздная.

Слёзки, дубки, солнце.

Мороз, сторож, город, здравствуй.


Задание: найди лишнее слово в группе и подчеркни его.













































Приложение 2.


1. В лесу страшная грязь. Жёлтые и алые листья уже потемнели. Они лежат на земле отвратительной скользкой массой. Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо.


красные

безобразной

прекрасное

звёздное

ужасная



2. Сегодня самый волшебный утренник глубокой осени.

На аллеях группы людей сгребают огромные охапки листьев. Природа напевает прощальную тихую мелодию.


чудесный

праздник

поздней

гигантские

песню



3. Голубой свод скрывает серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать тёплую погоду. Часто случаются ночные заморозки — первые посланцы близкой зимы.


небесный

здравствуй

напрасно

солнце

вестники



4. Позади весёлое лето. Прошла красивая золотая осень.

Стоят дождливые дни глухой оени.

Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.


ненастный

поздней

яростный

радостное

чудесная










Приложение 3.

Карточка №3.

Прочитайте предложения:


Солнце спряталось за частый ельник.


Грустными стали поля, сады и леса.


Растёт ёлочка на радость людям.


В солнечный день хорошо гулять по лесу.


Грусть разлилась в солнечном воздухе.


Мальчишек радостный народ коньками дружно режет лёд.


Соедините предложения попарно:

в 1-м предложении каждой пары должно быть слово с непроизносимой согласной, во 2-м — с проверочным словом.






Свежие документы:  конспект урока на тему "Гласные звуки. Написание прямой наклонной линии. Подготовка к написанию наклонных линий с закруглением внизу"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: