Конспект урока для 4 класса «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»


Урок русского языка

4 класс

Тема: Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

Цель: Расширить знания учащихся о лексическом значении слова, о многозначных словах, о словах с прямым и переносным значением. Учить определять значение слова в контексте. Развивать устную и письменную речь, активизировать лексический запас учащихся. Воспитывать языковое чутьё.

Оборудование: Толковый словарь русского языка под ред. С. И. Ожегова, Толковый словарь русского языка под ред. Н. М. Неусыпова.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Каллиграфическая минутка

Р р Рр

Раиса ребята ребро

— Подчеркнуть и объяснить орфограммы.

3. Мотивация учебной деятельности

1) – Что вы мысленно представляете, когда слышите слова карандаш, трамвай, кисть?

— Почему, говоря о первых двух предметах вы дали примерно одинаковые ответы, а о третьем предмете вы говорили по- разному, хотя правильно?

— О чём говорит этот пример?

— Где можно узнать значение слова?

2) – Послушайте загадку: В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке.

Только жёлтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух).

— На что похож подсолнух?

— В загадке слово солнышко употреблено в переносном значении: подсолнух похож на солнышко цветом и формой. В загадках часто употребляются слова в переносном значении.



4. Сообщение темы и задач урока

— На данных примерах мы убедились, что слова в русском языке могут иметь не одно, а несколько значений и употребляться в речи не только в прямом значении, но и в переносном.

— Сегодня на уроке мы будем учиться определять лексическое значение слова, рассмотрим случаи употребления слов в прямом и переносном значении, проанализируем ситуации, когда одно и то же слово употребляется в разных значениях.

5. Первичное восприятие и осознание нового материала

— В начале урока вы мне сказали, что значение слова можно узнать в толковом словаре.

— Сейчас мы узнаем, как нам толкует словарь значение слова колокольчик.

— Что нужно знать, чтобы быстро найти это слово в словаре? (алфавит)

Колокольчик. 1. Маленький колокол. По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит, колокольчик однозвучный утомительно гремит. (А. С. Пушкин). 2. Растение с цветами, похожими на маленький колокол. Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, тёмно- голубые? (А. Толстой).

— В первом предложении подчеркните главные члены предложения, а во втором – обращение.

Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Повторение по теме "Имя числительное"

— Итак, мы убедились, что многозначное слово называет разные предметы, сходные в чём-либо между собой.

2) Запись предложений под диктовку:

Язык до Киева доведёт.

Разведчики привели языка.

Без языка и колокол нем.

Больно прикусил язык.

— В каждом предложении найдите и подчеркните многозначное слово.

— В четырёх предложениях употреблено одно и то же слово язык. Определите лексическое значение этого слова в каждом предложении.

— Таким образом, делаем вывод: одно и то же слово в разных предложениях может употребляться в разных значениях.

3) Употребление слов в прямом и переносном значении (устно)

Дремлет старушка в кресле.

Дремлет чуткий камыш.

— В каком значении употреблён глагол в первом предложении?

— Во втором?



6. Закрепление и осмысление изученного материала

1) Из слов, данных в скобках, выберите те, в сочетании с которыми слова за скобками приобретут переносное значение:

Золотой (кольцо, волосы, руки, колосья);

Железный (здоровье, гвоздь, нервы);

Рассыпались (зёрна, конфеты, лучи, звёзды);

Зажечь (свеча, костёр, ребята)

2) Установите, в каких словосочетаниях слова употреблены в переносном значении, а в каких в прямом:

Ледяная глыба — ледяной взгляд

Море пшеницы — голубое море

Вершина горы — вершина славы

Пешеход идёт – часы идут

Свет знания — свет солнца

Ветер уснул — человек уснул

Цепь якоря — цепь событий

Ослепительный свет — ослепительная красота

— Составьте предложение с одним из словосочетаний, употреблённых в переносном значении.

3) Определение лексического значения слов

— Часто для характеристики качеств или черт характера человека мы употребляем прилагательные, образованные от названий различных металлов.

— Объясните значение прилагательных (устно):

стальная воля

железные мускулы

золотое сердце

серебряный голос

4) Словарная работа

Разговор, обмен мнениями – беседа.

Посуда для варки еды – кастрюля.

Часть земной поверхности, которую видит человек – горизонт.

— На второй строчке запишите слова:

Глагол от слова беседа – беседовать,

Уменьшительное слово от слова кастрюля – кастрюлька,

Как называется воображаемая линия, по которой небо ка бы соединяется с поверхностью Земли – линия горизонта.

— Обозначь корень в однокоренных словах.

7. Итог урока

— Какие слова называются многозначными?

— Какие слова называются однозначными?

— В каких значениях могут употребляться слова?

8. Домашнее задание

С. 78 упр. 158.



















































скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: