Конспект урока для 5 класса «Обстоятельство»



Предмет: русский язык

Учитель: Альмухаметова Г.Р.

Класс: 5

Авторы : Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов

Тема урока: Обстоятельство

Тип урока: изучение нового материала

Цель: совершенствование умения опознавать обстоятельство как второстепенный член предложения,воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.



Планируемые результаты:

личностные: обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки 

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,

осознанно строить устное речевое высказывание, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, развитие навыков аргументации своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научиться различать обстоятельство и его виды в предложении

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения

Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.





Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте! Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло вам новые открытия.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете его смысл? Почему я подобрала его к нашему уроку?

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». (Сегодня на уроке мы приобретём знания, которые добудем сами )

Л.Н. Толстой.


1. Стадия «ВЫЗОВА»

— пробуждение интереса к изучаемой теме;

— побуждение уч-ся к активной деятельности



1. Урок начнем с того, что погадаем на ромашке.

Необходимо ответить, верное или неверное утверждение. Желающие по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)

— Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.

— Подлежащее – это второстепенный член пр-я.

— Сказуемое – это главный член пр-я, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

— Дополнение и определение — это второстепенные члены пр-я.

— Распространенные предложения состоят только из главных членов.

— Дополнение обозначает признак предмета.

— Определение отвечает на вопросы какой? Чей? Который?


2. Проблемная ситуация. (слайд)


Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.

Распределите слова на 2 группы. Дайте каждой группе название. (1 гр – части речи, 2 гр – члены предл)

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Контрольная работа по PowerPoint" 8 класс


Прилагательное

Глагол

Существительное

Наречие

Местоимение

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Обстоятельство


— На какие группы можно разделить слова второго столбика? (главные и второстепенные чл. пр)

— Какой новый термин вы встретили? (обстоятельство)

Сформулируйте и запишите тему нашего урока.

Диалог

— Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов в пр-ии?

Значит, обстоятельство – это….второстепенный член предложения (прикрепить напечатанный лист)

2. Этап целеполагания. «Корзина идей»

Постановка учебных задач.

— А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

— Учитель подводит итог. (Слайд ) Узнаем, что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается, какова его роль в предложении.


3. Этап осмысления.

1. Прочитайте текст.(слайд)

Осенью тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил разноцветный ковёр, причудливо разукрасил все кустики и деревца.

Осенний лес радостно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.

2) Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи.

Изменилась (когда?) осенью, изменилась (как?) удивительно, совершил (где?) здесь, расстелил (как?) заботливо, разукрасил (как?) причудливо, приглашает (как?) радушно, рассыпаны (где?) на полянках, выглядывают (где?) из-под кустиков, (как?) осторожно.

Запись на доске и в тетрадях: (на экране таблица открывается после записи)

3. Итак, делаем вывод: что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается. (прикрепить распечатанные части правила)

Когда?

осенью

время

Как?

удивительно

способ действия

Где?

здесь

место

Как?

заботливо

способ действия

Как?

причудливо

способ действия

Как?

радушно

способ действия

Где?

на полянках

место

Откуда?

из-под кустиков

место





Что обозначают обстоятельства?

На какие вопросы они отвечают?

Чем выражаются обстоятельства?



4. Чтение правила в учебнике.

5. Работа с учебником. (стр.88, параграф 39)

— Ребята, откройте учебники на стр. 88 и прочитайте правила. Подумайте, какие ваши мысли были правильные, какие ошибочные, на что следует обратить внимание. (Обстоятельства бывают времени, места, образа действия).

Физкультминутка. — А теперь немного отдохнем. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Тихо падают снежинки. Подставьте свои ладошки. Поймайте снежинки. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте снежинки с рукавицы. Закружились снежинки в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке сосны сидит снегирь. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело. 

Свежие документы:  ПЛАН-КОНСПЕКТ СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» 5-А КЛАСС

СОСТАВИМ КЛАСТЕР

Обстоятельство

Существительное с предлогом

Наречие


Времени

Когда? Как долго?

Места

Где? Куда? Откуда?





Образа действия

Как? Каким образом?




Фронтальное обсуждение кластера.



3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ- (выполнение упражнения 192.)

Нужно научиться находить обстоятельства в пр-ии и употреблять в речи, узнать, какую роль они выполняют.

( указывают, где, когда, как происходит действие, описывают действие более точно, конкретно)



4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Наша работа подходит к завершению. Необходимо подвести итоги.


— Возвращаемся к задачам нашего урока (слайд) Все ли задачи выполнены?


— В одной из сказок Мороз спрашивает: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

— А я хочу узнать, хорошо ли вам было на уроке?

— Что вам понравилось?


Вывод

— Итак, обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? Когда? и обозначает ………….. . (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод) (Слайд



Домашнее задание: правило, стр. 90, упр. 196, 197.





.
















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: