Предмет: русский язык
Учитель: Альмухаметова Г.Р.
Класс: 5
Авторы : Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов
Тема урока: Обстоятельство
Тип урока: изучение нового материала
Цель: совершенствование умения опознавать обстоятельство как второстепенный член предложения,воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.
Планируемые результаты:
личностные: обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха
метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,
осознанно строить устное речевое высказывание, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, развитие навыков аргументации своего мнения, учёт разных мнений
предметные: научиться различать обстоятельство и его виды в предложении
Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения
Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Ход урока
1. Организационный момент
— Здравствуйте! Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло вам новые открытия.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете его смысл? Почему я подобрала его к нашему уроку?
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». (Сегодня на уроке мы приобретём знания, которые добудем сами )
Л.Н. Толстой.
1. Стадия «ВЫЗОВА»
— пробуждение интереса к изучаемой теме;
— побуждение уч-ся к активной деятельности
1. Урок начнем с того, что погадаем на ромашке.
Необходимо ответить, верное или неверное утверждение. Желающие по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)
— Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.
— Подлежащее – это второстепенный член пр-я.
— Сказуемое – это главный член пр-я, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
— Дополнение и определение — это второстепенные члены пр-я.
— Распространенные предложения состоят только из главных членов.
— Дополнение обозначает признак предмета.
— Определение отвечает на вопросы какой? Чей? Который?
2. Проблемная ситуация. (слайд)
Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.
— Распределите слова на 2 группы. Дайте каждой группе название. (1 гр – части речи, 2 гр – члены предл)
Прилагательное
Глагол
Существительное
Наречие
Местоимение
Подлежащее
Сказуемое
Дополнение
Обстоятельство
— На какие группы можно разделить слова второго столбика? (главные и второстепенные чл. пр)
— Какой новый термин вы встретили? (обстоятельство)
— Сформулируйте и запишите тему нашего урока.
Диалог
— Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов в пр-ии?
Значит, обстоятельство – это….второстепенный член предложения (прикрепить напечатанный лист)
2. Этап целеполагания. «Корзина идей»
Постановка учебных задач.
— А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.
— Учитель подводит итог. (Слайд ) Узнаем, что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается, какова его роль в предложении.
3. Этап осмысления.
1. Прочитайте текст.(слайд)
Осенью тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил разноцветный ковёр, причудливо разукрасил все кустики и деревца.
Осенний лес радостно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.
2) Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи.
Изменилась (когда?) осенью, изменилась (как?) удивительно, совершил (где?) здесь, расстелил (как?) заботливо, разукрасил (как?) причудливо, приглашает (как?) радушно, рассыпаны (где?) на полянках, выглядывают (где?) из-под кустиков, (как?) осторожно.
Запись на доске и в тетрадях: (на экране таблица открывается после записи)
3. Итак, делаем вывод: что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается. (прикрепить распечатанные части правила)
осенью | время | |
Как? | удивительно | способ действия |
Где? | здесь | место |
Как? | заботливо | способ действия |
Как? | причудливо | способ действия |
Как? | радушно | способ действия |
Где? | на полянках | место |
Откуда? | из-под кустиков | место |
– Что обозначают обстоятельства?
– На какие вопросы они отвечают?
– Чем выражаются обстоятельства?
4. Чтение правила в учебнике.
5. Работа с учебником. (стр.88, параграф 39)
— Ребята, откройте учебники на стр. 88 и прочитайте правила. Подумайте, какие ваши мысли были правильные, какие ошибочные, на что следует обратить внимание. (Обстоятельства бывают времени, места, образа действия).
Физкультминутка. — А теперь немного отдохнем. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Тихо падают снежинки. Подставьте свои ладошки. Поймайте снежинки. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте снежинки с рукавицы. Закружились снежинки в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке сосны сидит снегирь. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело.
СОСТАВИМ КЛАСТЕР
Обстоятельство
Существительное с предлогом Наречие
Времени Когда? Как долго? Места Где? Куда? Откуда?
Образа действия Как? Каким образом?
Фронтальное обсуждение кластера.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ- (выполнение упражнения 192.)
Нужно научиться находить обстоятельства в пр-ии и употреблять в речи, узнать, какую роль они выполняют.
( указывают, где, когда, как происходит действие, описывают действие более точно, конкретно)
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
Наша работа подходит к завершению. Необходимо подвести итоги.
— Возвращаемся к задачам нашего урока (слайд) Все ли задачи выполнены?
— В одной из сказок Мороз спрашивает: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
— А я хочу узнать, хорошо ли вам было на уроке?
— Что вам понравилось?
Вывод
— Итак, обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? Когда? и обозначает ………….. . (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод) (Слайд
Домашнее задание: правило, стр. 90, упр. 196, 197.
.