Конспект урока на тему «Имя числительное»


Тема урока :Имя числительное.

Урок – путешествие.

Цель: Систематизировать и обобщить материи изучений в теме «Числительное», проверить уровень усвоения учимся материала по теме.

Оборудование.

  1. Опорная таблица, используемая при изучении темы.

  2. Плакаты и названием станций.

  3. Плакаты для сообщения о происхождении числительных.

  4. Плакат со словами для игры в «Третий лишний».

  5. Карточки с вопросами для составления текста о школе.

  6. Карточки с домашним заданием.

  7. Часы для шарады «Который час».





Ход урока.

Учитель: «Здравствуйте ,ребята, садитесь» .

Стук в дверь , быстро входит опоздавший ученик.

— Зрасте! Ольга Ивановна, извините за опоздание.

Смотрит удивленно на гостей.

-Здравствуйте.

Переводит взгляд на одноклассников.

— А что сегодня у нас здесь происходит?»

Ученик : «Ничего особенного. Просто мы закончили изучение темы «Имя числительное» и отправляемся в путешествие в город , где живут числа от самых больших до самых маленьких.

Опоздавший ученик:

-Да кому нужны числительные? Ведь если бы их не было , то не придумали бы математику ,а там, глядишь и физику, и химию ,и географию. Вот жизнь была бы у ученика. Одна физкультура!

Или возьмет время ! Зачем его нужно точно обозначать! Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса?

Нет, на свою голову придумали способ обозначить всё: время, деньги , страницы.



Ученик :

— Конечно , нет .Ты без телевизора проживешь?

Опоздавший ученик:

— Нет , что ты!

Ученик :

— Как же ты разберешься в программе телепередач, если не будет точного времени ?

Так что лучше пойдём с ними в город, где живут числа , чтобы узнать о них больше.

Опоздавший ученик :

— Согласен.

II Cообщение ,темы ,цели урока.

Учитель : «Сегодня мы с вами повторим имя числительное».

Записываем в тетрадь дату , классную работу, имя числительное ,повторение.

Об этой части речи мы знаем много. Посмотрите ещё раз на опорные таблицы, с которыми мы работали. Можете обращаться к ним в ходе урока в случае затруднения.

У нас урок-игра. Мы совершим путешествие в город , где живут числительные.

Мы сделаем остановки на станциях: Историческая , Теоритическая, Практическая , Исследовательская.

Ребята разделились на 3 команды, выбрали капитанов. Они мои помощники (капитаны встают).

За каждый правильный ответ команда получает жетон, за ответ с ошибкой полжетона или не получает совсем. Итог путешествия подведем в конце урока.

III Итак, наш путь начинается со станции «Историческая» ( На доску вывешивается плакат с названием станции)

Ребята долгое занимались изучением происхождения некоторых числительных. Они оформили вот такие пособия.

C:UsersЮлияDesktop111Безымянный.png



«Город в который мы прибыли, самый молодой в стране Грамматика т к в древнерусском языке слова – названия чисел не являлись самостоятельной частью речи ,а относились или к существительным, или к прилагательным , или являлись сочетанием слов .

Прилагательными были названия чисел :один ,два , три , четыре.

Сейчас синтаксические признаки прилагательного полностью сохранило количественное числительное один, которое ,сочетаясь , с существительными согласуется с ними в роде ,числе ,падеже. Например : один ученик , одна учительница, одно задание, одним учеником».

Ученик из 2-ой команды рассказывает :

Слова названия чисел от 5 до 10, а так же 40, 100, 1000 в древнерусском языке были существительными . Числительное 40 по своему происхождению является существительным со значением «мешок». В «мешок» т.е. сорок можно было положить 40 штук шкурок соболей.



Ученик из 3-ей команды рассказывает :

« Числительное от 11 до 19, от 50 до 100, от 200 до 900 в древнерусском языке представляют собой сочетания разных слов.

Прилагательные один , два, три +предлог на + десять ( т.е. два сверх д….) В современном русском языке числительное одиннадцать ,двенадцать , тринадцать.

Учитель : Итак, побывав на станции «Историческая», мы узнаем историю происхождения некоторых числительных. Все команды хорошо справились с заданием . (получают жетоны)

VI Продолжаем путешествие и делаем остановку на станции «Теоретическая».

Числительные выглядывают из окон домов и задают вам вопросы. Они хотят проверить , как вы знаете теорию.

  1. Дайте определение числительного. (Учащиеся отвечают , приводят примеры )

  2. Изменяются ли числительные по падежам ?

  3. . числительные напиши членами предложения являются ?

  4. А в предложении занятия начинаются в восемь часов ?

  5. Какие числительные называются простыми , а какие составными ?

  6. Какие количественные числительные во всех падежах , кроме И и В имеют окончания -а- ?

  7. Какой частью речи являются слова полтора , полтораста?

  8. А слова миллион , миллионер, тысяча?

  9. Числительное ¾ к какому разряду относится ? А 10 1/2 ?Семеро медвежат? 22 одноклассника?

10)Умеете ли вы отличать числительные от других частей речи ?

Играем в «Третий лишний».

Читаем слова на плакате .C:UsersЮлияDesktop1Безымянный.png

Какое слово здесь третье лишнее?





Подведем итоги игры путешествия по станции «Теоретическая» .( А … ответы на вопросы , отмечаю , кто знает хорошо теорию , кто хуже , кому нужно повторить параграфы ) Выдаю жетоны командирам)

V Зная теорию можно смело сделать остановку на станцию «Практическая» ( Сменить на доске название станции)

  1. Побывав на станции «Историческая». Я думаю, вы поняли почему в числительном одиннадцать пишется две буквы нн , но вместе с этим словом в городе живут не менее коварные числительные написание которых нужно закончить . Умеете ли вы их писать?

(К доске выходят по одному человеку от команды , другие пишут в тетрадях)

C:UsersЮлияDesktopБезымянныйываыф.png

(Проверяем написанное на доске. Каждый для команды своего участника)

Ребята , внимательно сверьте написанное в тетрадях с написанным на доске. Кто допустил ошибки. Исправьте их, поставьте себе оценки карандашом. Критерии вы знаете. Кто допустил ошибки , дома ещё раз повторите написание этих слов.

2.Ребята , вокруг нас собрались толпа любопытных числительных : пять, тридцать, шестьсот и другие. И в знак здесь же. Числа хотят знать , как вы их будите писать с «Ь» или без него. Проводим игру с хлопками.

Если числительное пишется с «Ь» хлопайте в ладоши.

1 команда , встаньте! Будьте внимательны.

На конце числительных : пять, двадцать. В середине числительных : пятнадцать , семьдесят, пятьсот

2-ая команда. На конце числительных : двенадцать, тринадцать. В середине числительных : девятьсот, семьсот ,семнадцать.

3-ья команда На конце числительных : восемь , тридцать. В середине …..десят ,семьсот.

(Подводим итог игры )



3. Продолжением путешествие по станции «Практическая» .Числительные хотят проверить , знаете ли вы историю своей школы , которой 11 января исполнилось 42 года.

Слушаем задание : составьте текст из пяти предложений на тему : « Моя школа» . Составить текст вам помогут вопросы , которые у вас есть. Все числительные нужно писать словами , ставя их в нужном падеже . Работаем самостоятельно. А к доске пойдут по одному человеку от команды и, отвечая на вопросы , выпишут только числительные. Задание понятно?

Работаем

Вопросы командам:

1-ая команда :

1.Когда построена Ильиногорская средняя школа № 53 (1972 г)

2. Где до этого обучались ребята? (дом № 9)

3. С какого числа начались занятия ?

4. Сколько учеников в нашем классе?

5. Сколько классов у нас в школе сейчас ?



2-ая команда :

  1. Когда начался учебный год в этом здании школы? ( 1 сентября 1979 г)

  2. На каком этаже находится кабинет русского языка ? ( на 1 этаже)

  3. Сколько уроков в неделю вы занимаетесь здесь ? (6 уроков)

  4. Какие ещё классы обучаются в нём? (8, 10 классы)

  5. Сколько всего учеников в нашей школе ? (532ученика)

3-ая команда :

  1. Какой учебный год в истории существования школы завершается? (41 год)

  2. Сколько выпускников вышло из стен школы ? (1645 выпускников )

  3. Сколько из них закончили школу с Золотой медалью или Серебряной медалью? (67 учеников )

  4. Сколько выпускников сейчас обучаются в вузах ?

  5. Сколько учителей помогают вам получать знания?





Учитель оказывает нужную помощь, проверяю написанное на доске , если есть исправляю ошибки, выдаю жетоны, ученики садятся.

В это время ученики закончили составлять тексты, сверяю написание числительных с данной исправляю ошибки.

Затем читаю тексты громко, четко проговаривая числительные. Делаю анализ написанного , если есть исправления, речевые ошибки.

Ребята , если ваши тексты соединить в один , то получится интересный рассказ , который можно поместить в дневник класса ( Выдаю жетон)

Я думаю ,что числительные останутся вами довольны . Они имеют большое значение в жизни человека и по частоте употребляются занимают 8 место. …..

VI Приближаемся к станции «Исследовательская»

Остановку на этой станции вы сделаете без меня, в библиотеке. Это будет ваше домашнее задание.

1-ая группа исследует употребление числительных в фразеологических оборотах, работая со словарем «Фразеологических оборотов». Выпишут их в рабочую тетрадь.

2-ая группа будет работать со сборником «Пословицы и поговорки» , выбирая пословицы с числительными.

3-ья группа разыщет в библиотеке произведения, в названия которых входят числительные.

Всем обратить внимание на постановку знаков препинания : тире , кавычек, запятых. Умейте их объяснить . Задание понятно? Запишите в дневники ( задание написано на карточках и лежит на столах групп)

Общий вывод

Наше путешествия подошло к концу. Мы узнали об истории происхождения числительных на ст. Историческая , повторили теорию и отличили числительные от других частей речи на ст. Теоретическая. На ст. Практическая закрепили написание слов для заполнения, написание «Ь» знака в числительных составляли текст на тему «Моя школа».

……..(Считаем жетоны , объявляю оценки командам, команды совещаются по поводу оценок. Ставим оценки в дневники )

Учитель ещё раз напоминает ученикам, допустившим ошибки , номера параграфов для повторения.

VII А на следующем уроке мы подведем итог вашего путешествия по ст. Исследовательская и будем постигать другую часть речи, которая является заместителем: имен существительных , наречий , числительных и называется… «Местоимение» — отвечают ребята.

Я расскажу вам, сто , когда

И почему , И отчего, откуда и куда

И как, и где, и для чего .

А сейчас. Который час ребята ?

(Показываю часы)


Правильно

10 часов 25 минут.

И урок закончен

C:UsersЮлияDesktopБезымянныйвл4.png


Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Изменение частей речи по числам и родам"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: