Тема: Пишем объявления
Цель: Закрепить знания детей о жанре русской речи – объявления.
Задачи:
Учить детей составлять детей объявления;
Развивать орфографическую зоркость, связную монологическую речь, мышление, память, воображение;
Воспитывать интерес к родному языку.
Тип урока: урок – закрепление.
Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе.
План урока:
Организационный момент (1 мин.)
Актуализация опорных знаний (5 мин.)
а) Проверка Д/з. 3 163
Закрепление полученных знаний (20 мин.)
а) Упражнение 164,165
Физкультминутка (1 мин.)
Упражнение 167 (10 мин.)
Итог урока (1 мин.)
Домашнее задание (1 мин.)
Выставление оценок с комментированием (1 мин.)
Организационный момент
— Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Жанна Александровна. Урок русского языка сегодня проведу у вас я. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Актуализация опорных знаний
— Ребята, какие жанры речи вы знаете? (инструкция, письмо, записка, этюд, загадка, дневник, объявление)
— О каком жанре русской речи вы говорили на прошлом уроке? (о жанре – объявления)
— Что такое объявление?
Объявление – это деловой текст, в котором кратко сообщается, что, где, когда произошло или будет происходить.
Сведения в объявлении, какими должны быть? (полными, точными, но без лишних деталей).
Проверка домашнего задания
Вам на дом было дано 163 упражнение. Вам нужно было добавить сведения в объявление, списать текст, отмечая все орфограммы. У кого какие получились объявления?
Закрепление полученных знаний
— Сегодня мы продолжим работу над этим жанром.
Откройте учебники на с. 80. Найдите упражнение 164. Прочитайте задание.
— Ребята, как называется этот жанр русской речи? (объявление0
— Все ли необходимые сведения в ней есть?
— Чего в ней не хватает?
— Какие дополнения в текст надо внести?
— Почему они нужны
— Составьте и запишите более полное объявление с просьбой вернуть Дружка.
— У кого какие получились объявления? (2 -3 ученика)
Следующее упражнение 165
Серьезное ли объявление поместил Виталий Бианки в свою книгу «Лесная газета»? (да, серьёзное, потому что для зверей это важно, это жизнь).
Просим (не) тревожить
Мы приготовили себе теплые зимние жилища и ложимся спать до весны. Мы вас (не) трогаем, и вы дайте отдохнуть спокойно.
Медведь. Барсук. Летучие мыши.
— Давайте разберем орфограммы
— Представьте, что похожее объявление решили повесить в лесу заботливые люди. Как они должны были бы изменить текст? Запишите новое объявление.
Просьба не тревожить зверей.Запрещается тревожить зверей.
Физкультминутка
Раз – подняться. Потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Упражнение 166. Откройте тетради на печатной основе.
Исправь недостатки, которые увидишь.
Ребята, посмотрите внимательно, что это? (объявление)
— А можно ли объявление писать с ошибками? Давайте исправим ошибки.
Молодой крокодил пятидесяти лет хочет завести себе друзей (не указано, каких он хочет себе друзей). С предложениями обращаться по адресу: Большая Пирожная, дом 15. корп. ы. Звонить три с половиной раза (не бывает 3,5 раза).
-Какие части речи – имена использовал Гена? (существительные, прилагательные)
— Запишите подчеркнутое слово в начальной форме. О какой особенности строения и изменения таких слов ты знаешь? (при склонении изменяется каждая часть слова).
Следующее упражнение 167.
— Прочитайте объявления, которые ребята увидели у себя в школах. Чем они похожи, а чем различаются? (одинаковый смысл, по эмоциональной окраске разные – форма выражения этого смысла разная).
Внимание!
Сегодня после уроков состоится концерт учеников нашей школы. Приглашаем всех желающих.
Всем! Всем! Всем!
Сегодня после уроков – концерт учеников нашей школы! Приходите! Не пожалеете!
— Какое объявление тебя больше привлекло бы? Но какие недостатки есть в том и в другом? (не хватает сведений)
— Какие сведения нужно добавить? (место действия и время действия).
Когда? Где?
Прочитайте объявления, которые получились у вас.
Итог урока
— О каком жанре речи мы сегодня говорили? (о жанре – объявление)
— Когда им пользуются люди? (когда хотят сообщить что, где, когда произошло или будет происходить)
— Каким требованиям должен отвечать текст? (сведения в объявлении должны быть полными, точными, но без лишних деталей)
Домашнее задание. Откройте дневники, запишите Д/з. с. 82 упражнение 169.
Выставление оценок с комментированием.
Балейский филиал государственного профессионального образовательного учреждения «Читинский педагогический колледж»