Конспект урока на тему «раскрыть тайну наших имён»




Цель: раскрыть тайну наших имён.


Задачи: 1. Познакомить уч-ся со значением их имён, с ритуалом имя наречения на Руси.

2. Познакомить уч-ся с тем, из каких стран к нам пришли их имена.

3. Дать ответ на вопрос, какого цвета наши имена.

4. Учить делать выводы на основе полученной информации в ходе опроса уч-ся.

5. Расширять кругозор уч-ся, развивать творческие способности: читать стихи, разыгрывать сценки, выступать перед аудиторией.


Форма проведения: путешествие, драматизация, игра.

Тип мероприятия: обобщение и систематизация, творческое применение знаний.

Методы: репродуктивный, диалогический, монологический, частично исследовательский.

Системность: плановое мероприятие.

Место проведения: классная комната.

Контингент: учащиеся 2 класса.

Оборудование и технические средства: 1. Презентация «Я и моё имя»; 2. Презентация «Узнай меня»; 3. Презентация «Почему нас так назвали?»; 4. Презентация «Откуда пришли наши имена?»; 5. ТСО.

Наглядность: 1. Вывеска «Тайна нашего имени»; 2. «Цветок имени»; 3. Светящиеся кнопки (лампы для шкафов) для путешествия в «прошлое», «настоящее», «будущее» и силуэты к кнопкам; 4. костюмы Алисы и Комара для драматизации.

Предварительная подготовка: 1. Класс делится на 3 группы. Каждой даётся задание по сбору информации для проведения классного часа. Как итог работы, делаются презентации. 2. Уч-ся разучивают стихи, сценку, заучивают тексты о цвете имён уч-ся класса.



Ход классного часа:


Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя!

Конечно, нет, — растерянно сказала Алиса.

Не знаю, не знаю, — пробормотал Комар.

Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…», — и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, кого-то там!

Ничего из этого не выйдет, — сказала Алиса, — и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!» или «Эй!», или еще как-нибудь.


Учитель: Ребята, думаю, вы узнали сцену из произведения

Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».

У каждого есть имя, без него просто нельзя жить. Родители сразу при рождении дают имя своему ребенку, один раз и навсегда.


Между живущих людей безыменным никто не бывает вовсе;

В минуту рождения каждый, и низкий и знатный,

Имя свое от родителей в сладостный дар получает…

А на земле живет очень много людей — миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим. Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? (ответы детей)

Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, формой носа и рта, характером, походкой… И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку.

Есть у папы,

Есть у мамы,

Есть у сына,

Есть у внучки.

Чтобы его узнать, надо вслух назвать.

Сегодня нас ждет необычайное путешествие. Мы побываем в прошлом и будущем при помощи машины времени и узнаем много интересного о наших именах. Взгляните на панель управления машиной времени. Эти три значка указывают время прошлое, настоящее и будущее (нарисованы фигурки). Как вы думаете, какой значок отправит нас в прошлое, когда вы были совсем маленькими? А с помощью какой кнопки можно попасть в ваше будущее? (ответы детей). А на какую кнопку нужно нажать, что бы вернуться в настоящее время, в сегодняшний день? Итак, при нажатии кнопки мы отправляемся по лабиринту времени. Сейчас мы отправимся в «прошлое». …… жмет на кнопку (звучит музыка).

«Прошлое»

Сейчас мы узнаем, как в Древней Руси детям давали имена.

Презентация №1 (Слайды №1 — 11)

Мы попали в прошлое, когда вы только родились (взять в руки куклу). Как же все обрадовались вашему появлению на свет!

А здесь у нас выставка фотографий. Будем угадывать вас сегодняшних в этих малышах на фотографиях. (Обсуждения)Презентация №2

Но ребенку необходимо имя. И вот ваши родные выбрали для вас имена.

Ученик 1. Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья,
Конечно, нет.
И в именах есть тайна,
Ученик 2. И таинство есть имя нареченье.
И вот мы сами, силами своими,
Осознаем в начале нашего века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.
 
Обсуждение результатов исследования: «Почему вас так назвали?»
 
Учитель: Ученики нашего класса провели небольшое исследование-опрос на тему: «Почему вас так назвали?». Предлагаю заслушать их выступление.

Презентация №3
 Ученик: Мы решили выяснить, какие имена самые популярные в классе и, по какой причине каждый получил свое имя.
 Оказалось, что самыми популярными в нашем классе являются имена: Анастасия (3 человека), Алексей (2 человека), Алина (2 человека), Елена (2 человека). Есть в классе дети и с очень редкими именами, например, Амир, Карен, Ренат. Такие имена в нашей школе среди учеников школы больше не встречаются. С помощью взрослых мы выяснили, что среди учащихся начальной школы есть имена когда-то популярные. Среди девочек это имена Екатерина, Ксения, Татьяна, Юлия (по 1 ч.). А среди мальчиков — Александр и Владимир — тоже по 1ч.
 Оказалось, что имена наши 10 одноклассников получили благодаря выбору мам, пап, потому что красивое имя. 7 человек получили в дар своё имя в честь бабушек и дедушек, прабабушек или прадедушек, еще 4 в честь других известных имен, а 1 человек получили своё имя по «Святцам». Значит, источников имен очень много. 
Учитель: Прошлое остается позади, дети подрастают, узнают много нового. Пора возвращаться в настоящее, Пройдём к машине времени. Нажимаем на кнопку « настоящее» и путешествуем по лабиринту времени. Звучит фантастическая музыка.

Настоящее.

Учитель: Вот мы и в настоящем

С давних времен люди придавали большое значение имени человека. Имя с самого рождения давало характеристику человека, и сопровождало его всю жизнь. Например, раньше имя «острый глаз»- означало, что у человека «хорошее зрение», «утренняя заря»- рано встает, «молния»- быстро бегает, «твердая рука»- сильные руки. И в наше время все имена что-то означают. У вас было домашнее задание: вместе с родителями найти значение вашего имени. Вы готовы? Берем мяч и передаем из рук в руки и называем значение своего имени. Начинаем свой ответ со слов: «Мое имя … означает…»

Учитель: У каждого имени есть своя история и родина!
 —Давайте узнаем, откуда пришли ваши имена.

Вторая группа ребят занималась изучением вопроса, откуда пришли наши имена. Презентация № 4

Ученик: Наша группа изучала, из каких стран пришли наши имена. Вот, что мы узнали. Оказалось, что 53% имён нашего класса греческого происхождения, это имена…. 21% имён латинского происхождения, это имена…, 11% имён пришли к нам из арабских стран, это имена… 7% еврейского происхождения, это имена..Но есть и имена исконно русские, славянские. Они составили всего 3,5%. Это имя…

Учитель: Чем больше мы узнавали о наших именах, тем становилось интереснее. Как выяснилось, что с древних времен каждому цвету придавалось определенное значение. Вероятно, существует язык красок, понятный всем народам во все времена. Тона, в которые окрашен мир, оказывают на нас не только чисто психологическое или эмоциональное влияние — они глубоко воздействуют на наш характер. Точно такое воздействие оказывают на нас и имена.

Учитель:  Этим вопрос занялась третья группа уч-ся нашего класса. Они искали ответ на вопрос, какого цвета твоё имя?

Ученик: Вот, что мы узнали. На доску прикрепляют лепесток цвета, соответствующий именам детей в классе. Выступают 8 уч-ся. Каждый рассказывает об одном цвете.
Учитель: А давайте составим «Цветок имени». Каждый выбирает тот лепесток, который соответствует его имени. (На доске лепестки-заготовки разных цветов. На каждом лепестке написано соответствующее имя).Ученики выходят по рядам, берут нужные лепестки и прикрепляют к серединке цветка. В итоге составляется «Цветок имени». (Звучит весёлая детская песня, например, «Разноцветная игра»)Будущее.

Учитель: А теперь, не хотите ли заглянуть ненадолго в будущее, в то время, когда вы станете большими? Я приглашаю вас нажать на кнопку «будущее».

А вот мы и в вашем будущем. Вы стали взрослыми людьми, получили образование, работаете. К вам обращаются теперь иначе. В нашей стране, обращаясь к взрослому человеку, произносят имя и отчество. Например: Наталья Михайловна. Слово «отчество» произошло от слова «отец». Моего отца зовут Михаил. В некоторых странах употребляют только имена, а есть страны, где вместо отчества используют имя матери. Например: Луиза Мария.

Д/игра «Ивановичи и Татьяновичи»

Предлагаю вам, назвать свое имя и отчество так, как принято у нас, а затем так, как если бы вместо имени отца нужно было использовать имя матери. Например: Наталья Михайловна- Наталья Зоевна. (По кругу все дети произносят)

Пройдут годы, вы сами станете мамами и папами. И тогда вам придется уже выбирать имена для ваших деток. Есть много красивых женских и мужских имен. У вас еще много времени, чтобы подумать и выбрать.

Ну что же нам пора возвращаться. Я нажимаю кнопку и мы отправляемся по лабиринту времени (звучит музыка).


Учитель: Вот мы и снова в нашем классе. .

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Скажите, пожалуйста, кто и как проявил себя в путешествии? Я считаю….








Свежие документы:  Конспект урока по Алгебре "Решение систем линейных уравнений с двумя переменными" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: