Конспект урока на тему «Употребление глаголов в речи»


Тема: Употребление глаголов в речи

Цель: 1.Повторение и углубление знаний о глаголе , его грамматических

признаках, употребление в речи.

2.развивать умения находить глаголы в тексте, формировать навык

распознания и грамотного употребления их в речи, способности

анализа материала, логического мышления , памяти, воображения.

3.Способствовать формированию личностных качеств учащихся,

интереса к предмету,уверенности в своих силах, желания добиваться бо больших результатов, воспитать в учащихся чувство патриотизма,

бережное отношение к природе, к окружающей среде, к культуре.

Тип урока: урок – повторение

Метод урока: словесный , практический, творческий

Наглядность: опорная схема, таблицы, карточки

Ход урока

1.Орг.момент

2.Психологический настрой

— Я вижу у вас хорошее настроение! И это замечательно! Давайте мы своим теплом , своей добротой и любовью наполним сердца наших гостей.

3. Начинаю работу с чтения предложения, записанного на доске:

— Даже в тихие летние вечера горная речка шныряет, журчит, бормочет,

Вертится, напевает, разговаривает сама собой, пришептывает и несет по каменистому дну прозрачную воду.

-Слова какой части речи помогают нам представить образ наши реки?

Ученики выделяют глаголы шныряют,журчит, бормочет, вертится, напевает, разговаривает,пришептывает, несет.

-Что вы можете сказать о глаголе?

Обращаю внимание на высказывания о глаголе:

«Глагол – самая гибкая , емкая по смыслу часть речи»

В.В.Виноградов

«Многозначные слова наиболее часто встречаются среди глаголов. Глаголы –

это такие слова, которые дают движение всей фразе»

Л.Н.Толстой

— Цель нашего сегодняшнего урока – повторить материал по теме «Глагол»

Девиз нашего урока: «Закрепляем то, что знаем , вспоминаем , что забыли»

4.Актуализация знаний

Предлагаю вспоминать все, что вы знаете о глаголе.Отвечая на мои вопросы,заполните табличку, которая лежит перед вами. Если вы согласны с моим суждением, напротив номера вопроса ставьте «х» , не согласны – «о»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












Вопросы:

1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы чтоделать? Что сделать?

2. Начальная форма глагола указывает на время и число.

3. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что сделать? И указывают на завершенность действия, на его конец и результат.

4. Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам.

5. Глагол имеет два наклонения: изъявительное и повелительное.

6. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.

7. Глаголы в повелительном наклонении выражает пожелание, просьбу, совет или приказ.

8. В русском языке есть две формы прошедшего времени.

9. Глаголы, которые обозначают действия , происходящие сами по себе, без действующего лица называется безличными

10. Не с глаголами всегда пишется слитно.

— Обменяйтсь карточками и проверьте ответы товарища, сравнивая с ответами на доске. Кто выполнил задание без ошибок?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Х

О

О

Х

О

Х

Х

О

Х

О


5. Лингвистический эксперимент

Вставьте в текст глаголы в настоящем времени, определите их спряжение.

Цветет ива. Вокруг нее …….. шмели, …….. бабочки, ………. бестолковые мухи.

Перелетные птицы ……… на родину, к своим гнездам. Позже других иволги ………… самые яркие и пестрые птицы. Зимородок ………. из Египта, а иволги……..

из Южной Африки.

Для справок : летать, прилетать, торопиться , направляться, порхать , суетиться,виться, возвращаться .

6.Кто быстрее , кто правильнее?

Морфологический разбор глаголов.

В избе живут дед с внуком.Идут – едут люди – заворачивают к колодцу.

Пьют воду, благодарят деда. Проезжий посмотрел в колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

7.Синтаксический разбор предложений

Мне не сидится дома, и я отправляюсь к речке.Солнце уже закатилось.

Река.Вода кажется совсем теплой.Хочется выкупаться , но меня пугает вечерняя

прохлада.

8.Заполнить таблицу.

Распределите их в зависимости от суффикса.

-е(ть)

-я(ть)

-ова(ть)

-ева(ть)

-ыва(ть)

-ива(ть)

























Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Безударная гласная в корне"

Ненавижу,терплю,перечитываю, пересказываю, жертвую,затею,выздоровею,

сею, выглядит, испытываю, веет, танцую, отваривает, высказываю, усиливает, сканирую, перепечатаю.

9. Работа с текстом «Неудачный поход»

Выпмшите глаголы.Выделите в них корень, суффикс, окончание. Определите вид и время выписанных слов.Объясните постановку знаков препинания в предложении с прямой речью.

10.Тестовые задания.

11.Вывод.

Глагол

1.Часть речи.

2.Отвечает на вопросы:Что делать? Что сделать?

3.Обозначает действие предмета.

Играть, стоять,говорить,писать,улыбаться, читать

4.Могут стоять в неопределенной форме.

5. Виды

Совершенный Несовершенный

(что сделать?) (что делать?)

6. Наклонения


Изъявительное Сослагательное Повелительное


7. Время


Прошедшее Настоящее Будущее



8. Спряжение



I спряжение II спряжение

-у(-ю), ешь,- ет -у(-ю), -ишь, -ит

-ем,-ете,-ут(-ют) -им,-ите,-ат(ят)


9.В предложении является сказуемым

12.Домашнее задание

Упражнение 185.стр.132.

Упражнение 186.стр.133.

13.Итоги урока .Комментирование оценок.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: