Занимательная грамматика
Учитель: Макаева Светлана
Николаевна
Цели: Проверить качество знаний по различным темам.
Развивать речь, мышление, память, самостоятельность, творческие способности.
Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: кроссворды, загадки, схемы, каточки, таблицы.
Ход урока
Сегодня на уроке проведём игру- соревнование по русскому языку. На уроке мы должны быть внимательными, любознательными, активными и с хорошим настроением, чтобы решить поставленные перед нами задачи.
Выполним задания:
Найди нужное слово:
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь ……………
Скажу я слово « далеко»
А ты ответишь …………….
Скажу я слово «трус»,
Ответишь ты …………….
«Кто больше?»
Кто больше назовёт слов- антонимов, тот и победит.
Подбери синонимы.
Печальный- ———————-
Бессердечный- ————————
Жадный- ——————————
Вежливый- —————————
Быстрый- —————————
«Признаки есть, а где предмет?»
Большой, деревянный — ————————
Маленькая, узкая- ——————————-
Свежее, душистое- ——————————
Дождливый, пасмурный- ————————
Жёлтые, сухие- ————————————-
Анаграммы.
Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв. Но в другом порядке.
Атлас (салат),
Кулак (кукла),
Адрес (среда),
Армия (марля),
Дорога (города).
Игра « Наборщик»
Кто больше составит слов?
Слово- Государство.
( Год, город, оса, овраг, сода, сорт, суд, сосуд, удар, угар, утро, удав, устав, ус, дар, дог, дрова, досуг, ад, ар, дорога, авто, род, рот, рост, рог, руда, рота, враг, вор, вода.)
« Перегонялки – обгонялки».
Нужен быстрый ответ.
Шестьдесят минут. (час)
Инструмент для определения отверстий. (шило)
Хищная рыба с острыми зубами. (щука)
Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
Сумка школьника, которую носят на плечах. (ранец)
Жвачное животное с очень длинной шеей. (жираф)
Одним словом. Заполните таблицу.
Е | В | Е | Ж | А | |
Н
| Е | Р | Я | Х | А |
О
| Б | Ж | О | Р | А |
Т
| И | Х | О | Н | Я |
Р
| А | З | И | Н | Я |
Грубый, невоспитанный человек.
Неаккуратный, несобранный человек.
Ненасытный, прожорливый человек.
Безобидный, тихий человек.
Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам
Заполните таблицу.
|
|
| А | |
| А |
| А |
|
|
| А |
|
|
А
|
|
|
| А |
Цветок. (астра)
Домашнее животное. (баран)
Растение. (трава)
Хищная рыба. (акула)
Узнай слова. «Поле чудес»
Это слово из шести букв можно найти на полу.
П — — — — Т
Отними одну букву —- и оно уже в руках человека, возвращающегося из магазина.
П — — — Т
Ещё одна потерялась —- ищи слово в дипломатических документах
П — — Т
Букв стало на одну меньше, а злополучное слово знает каждый шахматист.
П — Т
Осталось всего две буквы, слово стало совсем лёгким и закружилось в танце.
П —
Подумай:
В каких словах живёт рак? ( завтрак, ракета)
В каких словах спрятались ноты? ( осьминог, помидор, ребята, дорога, фасоль, поля, сила)
Назови слова в которых спрятаны числа. ( родина, сорока, стол, столица)
Все слова хороши, но где же спрятались ежи и ужи. (дежурный, ужин, ужас, нужда, между, снежок, нежный, лужа, ружьё)
Какие слова любит ворона? ( карандаш, картина, картофель, картон, карета, карман, карниз)
В каких словах ель растёт? ( картофель, учитель, понедельник, мель, мельница, сель, метель)
Отгадайте загадки. (Загадки на карточках) Вставьте пропущенные орфограммы.
Я зашёл в з…лёный дом
И не долго пробыл в нём.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом. (вагон)
Не ботинки не сапо…ки,
Но их тоже носят но…ки.
В них мы бегаем з…мой:
Утром — в школу,
Днём- домой. (валенки)
Зазв…нели руч…и,
Прил…тели грачи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? ( весной)
Закруж… , заверч….,
В небеса улеч…. (вертолёт)
Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек.
Вам такой встреч…ется?
Он совсем не хочет спать,
Положу вст…ёт опять,
И стоит кач…ется. (Ванька- встанька)
Итог урока: Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. Вы показали хорошие знания. Поздравим победителей нашего соревнования. Спасибо за урок.