Конспект урока на тему «Занимательная грамматика»


Занимательная грамматика

Учитель: Макаева Светлана

Николаевна

Цели: Проверить качество знаний по различным темам.

Развивать речь, мышление, память, самостоятельность, творческие способности.

Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: кроссворды, загадки, схемы, каточки, таблицы.

Ход урока

Сегодня на уроке проведём игру- соревнование по русскому языку. На уроке мы должны быть внимательными, любознательными, активными и с хорошим настроением, чтобы решить поставленные перед нами задачи.

Выполним задания:

  1. Найди нужное слово:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь ……………

Скажу я слово « далеко»

А ты ответишь …………….

Скажу я слово «трус»,

Ответишь ты …………….



  1. «Кто больше?»

Кто больше назовёт слов- антонимов, тот и победит.


  1. Подбери синонимы.

Печальный- ———————-

Бессердечный- ————————

Жадный- ——————————

Вежливый- —————————

Быстрый- —————————


  1. «Признаки есть, а где предмет?»

Большой, деревянный — ————————

Маленькая, узкая- ——————————-

Свежее, душистое- ——————————

Дождливый, пасмурный- ————————

Жёлтые, сухие- ————————————-


  1. Анаграммы.

Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв. Но в другом порядке.

Атлас (салат),

Кулак (кукла),

Адрес (среда),

Армия (марля),

Дорога (города).


  1. Игра « Наборщик»

Кто больше составит слов?

Слово- Государство.

( Год, город, оса, овраг, сода, сорт, суд, сосуд, удар, угар, утро, удав, устав, ус, дар, дог, дрова, досуг, ад, ар, дорога, авто, род, рот, рост, рог, руда, рота, враг, вор, вода.)


  1. « Перегонялки – обгонялки».

Нужен быстрый ответ.

Шестьдесят минут. (час)

Инструмент для определения отверстий. (шило)

Хищная рыба с острыми зубами. (щука)

Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

Сумка школьника, которую носят на плечах. (ранец)

Жвачное животное с очень длинной шеей. (жираф)


  1. Одним словом. Заполните таблицу.

Н


Е

В

Е

Ж

А

Н


Е

Р

Я

Х

А

О

Б

Ж

О

Р

А

Т


И

Х

О

Н

Я

Р


А

З

И

Н

Я


  1. Грубый, невоспитанный человек.

  2. Неаккуратный, несобранный человек.

  3. Ненасытный, прожорливый человек.

  4. Безобидный, тихий человек.

  5. Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам

  1. Заполните таблицу.

А




А




А


А






А



А





А


  1. Цветок. (астра)

  2. Домашнее животное. (баран)

  3. Растение. (трава)

  4. Хищная рыба. (акула)


  1. Узнай слова. «Поле чудес»

  1. Это слово из шести букв можно найти на полу.

П — — — — Т

  1. Отними одну букву —- и оно уже в руках человека, возвращающегося из магазина.

П — — — Т

  1. Ещё одна потерялась —- ищи слово в дипломатических документах

П — — Т

  1. Букв стало на одну меньше, а злополучное слово знает каждый шахматист.

П — Т

  1. Осталось всего две буквы, слово стало совсем лёгким и закружилось в танце.

П —

  1. Подумай:

  1. В каких словах живёт рак? ( завтрак, ракета)

  2. В каких словах спрятались ноты? ( осьминог, помидор, ребята, дорога, фасоль, поля, сила)

  3. Назови слова в которых спрятаны числа. ( родина, сорока, стол, столица)

  4. Все слова хороши, но где же спрятались ежи и ужи. (дежурный, ужин, ужас, нужда, между, снежок, нежный, лужа, ружьё)

  5. Какие слова любит ворона? ( карандаш, картина, картофель, картон, карета, карман, карниз)

  6. В каких словах ель растёт? ( картофель, учитель, понедельник, мель, мельница, сель, метель)


  1. Отгадайте загадки. (Загадки на карточках) Вставьте пропущенные орфограммы.

  1. Я зашёл в з…лёный дом

И не долго пробыл в нём.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом. (вагон)

  1. Не ботинки не сапо…ки,

Но их тоже носят но…ки.

В них мы бегаем з…мой:

Утром — в школу,

Днём- домой. (валенки)

  1. Зазв…нели руч…и,

Прил…тели грачи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? ( весной)

  1. Закруж… , заверч….,

В небеса улеч…. (вертолёт)

  1. Вот упрямый человек!

Не заставишь лечь вовек.

Вам такой встреч…ется?

Он совсем не хочет спать,

Положу вст…ёт опять,

И стоит кач…ется. (Ванька- встанька)


Итог урока: Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. Вы показали хорошие знания. Поздравим победителей нашего соревнования. Спасибо за урок.


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: