Тема: Звук и буква У. Формирование буквенного гнозиса.
Цели: развитие ручной и речевой моторики, фонематического анализа слогов, слов, умение выделять звук [У] в слогах, словах; закрепление связи звука [У] и буквы У; активизация словаря, развитие внимания, памяти, воспитание интереса к учебному процессу.
Оборудование: фигурка волка, рисунок «Волк ловит рыбу», прищепки, снежинки, мишени из пуговиц, «фонарики», мозаика, трафареты с буквой У
Ход занятия.
1. Оргмомент
Сообщение темы.
— Послушайте загадку «Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный?» (Волк).
(Вывешивается картинка «волк»)
— Как воет волк?
(уууууу)
— Посмотрите, какой волк злой . как он воет?
(Громко – ууууу)
— А вот этот волк злой или веселый?
(Выставить фигурку волка).
— Этот волк не злой, а веселый. Он и песенку будет петь весело.
(Дети на веселом мотиве произносят звук – уууу, уууу, уууу.)
— Сегодня на занятии мы будем с вами правильно произносить звук У, выделять его в слогах и словах. А волк пусть посмотрит, послушает, как дети учатся.
2.Выделение звука У в названиях картинок.
УТЮГ, ШАР, УСЫ, УШИ, ДОМ, ПАУК, МАК, МЯЧ, МУХА.
Проговаривание названий картинок.
Определение лишних картинок.
Определение по названиям картинок места звука (в начале слова).
3.Соотнесение звука У и буквы У.
(На доске рисунок «Волк ловит рыбу»)
— Посмотрите на рисунок. Кого вы видите?
(Волк).
— Что делает волк?
(Ловит рыбу).
— Чем волк ловит рыбу?
(Удочкой).
— Что поймал волк на удочку?
(Волк поймал букву У)
(На доске плакат с буквами, среди них буквы У разного цвета).
— Посмотрите внимательно на плакат. Найдите букву У, покажите и скажите, какого она цвета.
(Дети по очереди показывают буквы У, определяют цвет).
5.Конструирование буквы У.
(Детям), раздается картон с трафаретом буквы У. Дети определяют цвет своего картона, выбирают из коробки мозаики этого же цвета и выкладывают букву У.
6.Игра «Нарисуй узелок».
Дети у доски цветными мелками рисуют «узелок» (одним движением, не отрывая мел от доски).
Пишут в нем печатную букву У.
У
Физминутка.
Игра «Поезд».
Дети берутся друг за друга, изображая поезд. Делают остановки возле стульчиков, на которых сидят мягкие игрушки «Заяц», «Мишка», «Лиса». Делают остановку, хором произносят — ууу, здороваются с игрушкой и «едут дальше».
Физминутка проводится по усмотрению учителя после определенного задания.
Итог занятия.
— Какой звук мы выделили в словах?
(У).
— Что делают губы, когда мы произносим звук У?
(Трубочку.)
— Какие картинки вы запомнили?