Конспект урока на тему «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой и»


Конспект урока обучения грамоте на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой и».

Урок разработан по программе «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ».

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и] и буквами И, и, обозначающими этот звук на письме, с использованием буквы и для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: выявлять общий признак у предметов; читать слова с мягкими согласными звуками.

Личностные: осмысленно относятся к тому, что делают, знают, для чего они это делают, соотносят свои действия и поступки с нравственными нормами.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: ориентируются в учебнике.

Познавательные: общеучебные — осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические — классифицируют предметы по признаку их использования; сравнивают схемы слов.

Коммуникативные: соблюдают в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, «вежливые» слова); могут решать разные коммуникативные задачи, адекватно используя имеющиеся языковые средства.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок:

— Ребята, вам тепло? (Да!)

— В классе светло? (Да!)

— Прозвенел уже звонок? (Да!)

— Уже закончился урок? (Нет!)

— Только начался урок? (Да!)

— Хотите учиться? (Да!)

— Значит, можно садиться!

Куда мы с вами попадем,

Узнаете вы скоро.

В известной сказке мы найдем

Помощников веселых

Речевая разминка.

— Начнем мы наш урок с речевой разминки.

— Послушайте скороговорку.

Боря Ире дал ириску,

Ира Боре — барбариску.

— Повторим хором. (3 раза.)

— Сначала медленно проговариваем каждое слово, затем прибавляем темп.

— Кто желает проговорить самостоятельно, меняя темп?

II. Постановка учебной задачи.

— Догадайтесь, какой звук в этой скороговорке встречается чаще других? ([и]).

— Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

— Сегодня мы познакомимся с новым звуком ([и]), научимся обозначать его буквами и читать с новым звуком слоги и слова.


— Вы любите преодолевать трудности?

— Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

— Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

III. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.

1. — Я вам сейчас прочитаю отрывок из сказки, а вы внимательно послушайте и угадайте название этой сказки. (Чтение учителем отрывка из «Спутника букваря», с. 41)

— Итак, как называется эта сказка? (Царевна-лягушка). (На доске иллюстрация).

Свежие документы:  Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Повторение изученного в разделе "Синтаксис и пунктуация"

— Куда улетела стрела Ивана-царевича? (На болото.)

— Кто ее поднял? (Лягушка.)

— Один из главных героев — Иван-царевич.

— Произнесем его имя по слогам. (И-ван.)

— Покажите на пальчиках, сколько в слове слогов.

2. Выделение звука [и].

— Назовите первый звук в слове ([и]).

— Какой это звук? (Гласный).

— Как докажите?

— А какие еще звуки бывают? (Согласные тв, согл. мягк.).

— Как вы думаете, гласный звук [и] какой буквой будем обозначать на письме? (И, и, показ печатных букв).

3. Знакомство с печатными и письменными буквами И, и. (На доске табличка).

Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула —
К правой ножке пристегнула
.

— Сравните печатные буквы с прописными.

— Составьте из палочек буквы И, и.

— Итак, ребята, на сегодняшнем уроке нашим помощником будем Иван-царевич. Он приготовил для вас различные испытания.

— Вы любите преодолевать трудности?

— Поднимите руки, кто готов справиться со всеми трудностями.

— Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, с большим старанием, с хорошими мыслями.

— Первое испытание «Отгадай загадку».

Остроносая старушка 
Узоры вышивает, весь мир одевает,

Что сошьёт – сама не надевает. (Иголка)

(На доске предметные картинки иголок)

— Сравним схемы слов. (Работа с интерактивной доской)

(Схемы слов иголка, иголки)

— Первая схема какого слова? А – вторая?

— Что заметили?

(Наблюдаем появление мягкого согласного звука в схеме слова иголки).

— Почему согласный [к’] — мягкий? (После него стоит гласный [и], который делает согласный звук мягким).

— Когда Иван-царевич искал свою стрелу, ему встретился на пути необычный терем. (На доске картинка терема)


— Кто живет в этом тереме? (Гласные).

— Какие гласные на нижнем этаже? А на верхнем?

— Посмотрите на ленту букв, в каком ряду расположена буква и? (В нижнем).

— Гласные нижнего ряда делают согласные звуки мягкими.

— А в верхнем ряду, какие гласные расположились?

— Где на рисунке спряталась буква И?

На калитку посмотри:

Чем она не буква «И»?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

— Итак, ребята, что мы сейчас узнали про звук [и]? (Он гласный, делает согласный звук мягким).

— Молодцы, хорошо преодолели 1-ое испытание.

— В русском языке есть слова, которые имеют несколько значений. У слова иголки тоже много значений. (На доске картинки)

Свежие документы:  «ФОНЕТИКА. ЗВУКИ РЕЧИ» (урок закрепления и повторения знаний) 5 класс

Есть иголки у ежа.

И, конечно, у ерша.

У сосны и ёлки

Тоже есть иголки.

Это швейная игла.

Всем одежду шьёт она.

4. Физкультминутка «Листики»

Мы листики осенние, Дети поднимают руки вверх

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. Движения руками из стороны

Мы летели, мы летели в сторону.

И на землю тихо сели. Дети приседают.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. Кружатся на месте.

Закружились, полетели

И на землю снова сели. Дети садятся по местам.

— Следующее испытание.

5. Работа по букварю с. 41.

— Прочитаем столбики слогов (1,2).

— Чтение слогов с твердыми согласными звуками.

— Чтение слогов с мягкими согласными звуками.

(Работа с интерактивной доской)

— Чтение столбиков слов.

— Объяснение значения слова лианы. (На доске картинка)

Лианы — вьющиеся и ползучие растения в тропических лесах; своими ветвями они обвивают стволы и ветви других растений.

— В каком слове все согласные звуки мягкие? (Лилии.)

— Какой общий слог в словах четвертого столбика? (Ли.)

— Какой общий звук в словах пятого столбика? ([и].)

— Вывод: буква И обозначает звук [и] и показывает мягкость предшествующего согласного.

— Почему в 5 – ом столбике все слова написаны с большой буквы? (Имена людей пишутся с большой буквы)

— Молодцы, ребята, успешно преодолели 2 – ое препятствие.


6. Минутка отдыха для глаз.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем, поморгаем

И работать продолжаем.

Иван-царевич приготовил для вас следующее испытание

7. Работа по букварю

— Распределение предметов на две группы.

— Две группы: игрушки и школьные принадлежности.

— Пары предметов: кубики и пирамидка, книга и треугольник.

(- Назовите мягкие согласные звуки в названиях предметов:

кубики — [б’], [к’]; книга — [н’]).

— Чтение и анализ предложения: Ира и Нина малы, но умны.

— Дополнение предложения словом книги. (На доске схема предложения)

У Ирины и Нины (книги). (Анализ предложения).

— Как пишется 1-ое слово в предложении?

— Что ставим в конце предложения?

— Почему слова Ирина, Нина написаны с большой буквы?

(Буква И может быть как частью слова, так и целым словом).

— Составьте предложения со словом и. (Составляют предложения.)

— Скажите, что мы еще сейчас узнали про букву и?

— Молодцы!

IV. Работа с вариативной частью букваря.

1. Работа с пословицей.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Тайна русского имени»

Учитель читает пословицу: «Испокон века книга растит человека».

— С какой буквы начинается пословица? (С буквы И.)

— Сколько таких букв в пословице? (3.)

— Как вы понимаете смысл пословицы? (Объясняют смысл пословицы.)

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться

— Молодцы, ребята, успешно преодолели все препятствия. Иван-царевич в подарок вам приготовил игру «Поймай звук [и]».

(Учитель называет слова, а дети хлопают в ладоши, если в слове есть звук [и]: гиря, письмо, рамка, ирис, абрикос, слон, нитки, лампа, пила, паук, рак, три).

VI. Итог урока. Рефлексия.

— Что мы сегодня на уроке узнали о букве и? (Буква И обозначает гласный звук [и], делает согласный звук мягким; буква И может быть самостоятельным словом.)

— Если вам понравился урок — поднимите красную букву и.

— Если не понравился — черную букву и.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: