Конспект урока обобщения и закрепления материала по теме «Односоставные предложения» (с применением ИКТ, 8 класс)



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Храбровская средняя общеобразовательная школа»

п. Храброво Гурьевcкого района Калининградской области




Конспект урока русского языка
в 8 классе


УРОК ОБОБЩЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ: ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ



подготовила

учитель русского языка и литературы

Фёдорова Елена Ивановна
















п. Храброво 2010







УРОК ОБОБЩЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ: ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В 8 КЛАССЕ.


Целью данного урока было систематизировать материал по теме и, опираясь на полученные знания, закрепить навык использования односоставных предложений в речи. Урок проводился на текстах Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова. Предварительно учащиеся получили домашнее задание к уроку (по группам):

1. Найти примеры односоставных предложений в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Выхожу один я на дорогу», «Родина»;

2. Найти описание светлицы из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» ( гл. 1, со слов: «Всё было чисто, вымазано цветной глиною… до …

всё это было знакомо нашим двум молодцам»;

3.Выучить к уроку : «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!»

Оборудование. На доске высказывания о русском языке: «Дивишься драгоценности русского языка: что ни звук, то и подарок, всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи» (Гоголь), «С русским языком можно творить чудеса ( Паустовский);

презентация к уроку (13 слайдов); 2 теста (уровень А. Б).


Слово учителя. Сегодня мы обобщим изученное по теме «Односоставные предложения». На этом уроке, как и на всех уроках русского языка, постараемся увидеть, почувствовать, как удаётся «творить чудеса» великим писателям, как и зачем используют односоставные предложения Н.В. Гоголь, М.Ю Лермонтов и те, кто пишет о них. Начнём.

Я прочитаю вам слова М. В. Ломоносова об одном из типов односоставных предложений. О каком? (слайд №4)


«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служат» (о/л).

-Какие предложения называются о/л ? Чем выражено сказуемое в этих предложениях? Для чего служат? Какова их роль?

Отвечает первая группа. Они читают текст А.С. Пушкина О «Вечерах…»:


«Сейчас я прочёл «Вечера…» Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая. Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов».(слайд №5)

Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Состав атомных ядер"

-Почему в тексте уместны о/л предложения? (такие предложения используются преимущественно в разговорной речи, в лирических стихотворениях, дневниковых записях, письмах).(слайд №6)


Затем учащиеся приводят примеры о/л предложений, которые они нашли в стихотворениях М.Ю. Лермонтова.


Учитель.

Как отличить о/л предложения от безличных?


Приведите примеры безличных предложений из лирики М.Ю. Лермонтова.

( И снится ей всё, что в пустыне далёкой…; В небесах торжественно и чудно…).

Учитель.

Прочитаем текст (он распечатан и лежит на парте каждого ученика):

« И принудили сжечь его живого в виду всех. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздём прибили ему руки и принялись тут же раскладывать под деревом костёр».(слайд№7)

-Откуда отрывок? Почему Гоголь использует н/л предложения? (важно само действие, а не лица, которые его производят). (слайд №8)


Учитель. Ещё один вид односоставных предложений — назывные. Прочитайте описание светлицы из повести «Тарас Бульба». Какова роль назывных предложений? (они кратки, лаконичны, вводят читателя в обстановку действия). (слайд №9)

Мы повторили основные виды односоставных предложений.

Заключительный этап урока — использование их речи. (слайд №10)

1 группа учащихся находит односоставные предложения и определяет тип в предложенном тексте: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнёт, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод». ( По Н.В. Гоголю).(слайд№12)

2 группа учащихся получает задание с помощью назывных предложений создать сценарий эпизода «Пир у Ивана Грозного» по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».( пример –слайд №13)

3 группа пишет миниатюру по картине Куинджи «Вечер на Украине».

Перед работой звучат выученные к уроку слова «Знаете ли вы украинскую ночь…». (слайд №11)

4группа выполняют тест (по выбору)



Ответы учащихся. Обсуждение работ.

Д/З. Создать свой текст, используя односоставные предложения, на тему:

«Н.В.Гоголь и М.Ю. Лермонтов — великие мастера слова».




ЛИТЕРАТУРА


  1. М. Ю. Лермонтов Собрание сочинений в четырёх томах, том 1.-М.: Правда, 1986.

  2. Н.В. Гоголь Собрание сочинений в восьми томах, том 2 .- М. Издательство «Правда», 1984.




Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса "Применение элементов математического анализа при решении физических задач"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: