Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Одна и две -н- в суффиксах прилагательных»



МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области





Конспект урока по русскому языку в 6 классе

«Одна и две -н- в суффиксах прилагательных»






подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна












с. Погромец

2013

Цель урока: восприятие, усвоение и осмысление учащимися условий выбора одной и двух -н- в суффиксах полных прилагательных путем создания проблемной ситуации.

Задачи:

  • создать условия для коллективной деятельности по выстраиванию алгоритма новой орфограммы и знакомства с трудными моментами данной орфограммы;

  • содействовать развитию у детей умений производить анализ, синтез, сравнение, обобщение, вывод изучаемого материала, а также использование различных опорных схем.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые технологии: проблемно-поисковая технология, элементы технологии Шаталова.

Формы организации урока: создание проблемных ситуаций, работа в группах, выстраивание алгоритма, анализ и синтез изучаемого материала.

Оборудование: таблица, записи на доске, опорные схемы, «Памятка», алгоритм.

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Самостоятельное формулирование учащимися темы урока.

— Ребята, постарайтесь самостоятельно сформулировать тему урока, пользуясь этими двумя словообразовательными моделями слов:

н ый нн ый

— Кто догадается, о чем сегодня пойдет речь? («Одна и две -н- в суффиксах прилагательных»)

III. Мотивация, целеполагание:

1. Частота слов на данную орфограмму

— Ребята, как вы думаете, часто ли встречаются в текстах слова на данную орфограмму? (Ответы)

2. Степень новизны темы:

— Раньше мы когда-нибудь знакомились с правилом написания -н- и -нн- в суффиксах прилагательных? (Нет)

3. Целеполагание:

— Какие мы сегодня поставим перед собой цели? (Познакомиться с условиями выбора н/нн; выстроить алгоритм; запомнить слова-исключения)

4. Выбор пути знакомства с новой темой:

— Давайте попробуем сами вывести основные пункты правила. Для этого нам необходимо составить словообразовательные цепочки.

IV. Новая тема

1.Составление словообразовательных цепочек и выведение правила:

а) соломенный солома станционный станция

— От слов какой части речи образовались прилагательные? (От существительных)

— При помощи каких суффиксов? ( -онн-, -енн-)

— Сколько -н- пишется в таких прилагательных? (Две)

Вывод №1: — В каких же прилагательных вы напишите -нн- ? ( В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн-, -енн-, пишется две -н-).

Исключением из этого правила является слово : ветреный.

— Следующее прилагательное на доске не записано, напишем мы его при помощи самого внимательного ученика.

— Вспомните, над произведениями какого писателя мы сейчас работаем? (А.П.Чехова)

— В названии какого рассказа есть прилагательное на данную орфограмму? («Лошадиная фамилия»)

— Кто запомнил, как пишется это слово? (С одной -н-)

Лошадиный лошадь.

б) – Сколько же -н- пишется в прилагательных, образованных от существительных при помощи -ин-?

Вывод №2: — В каких прилагательных вы напишите -н-? (В прилагательных, образаванных при помощи суффикса -ин-, пишется одна -н-)

— Посмотрите на таблицу и скажите, в каких еще суффиксах прилагательных пишется -н-?

-ин- -ян- -ан-

н

(В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -ан-, -ян-)

— Давайте теперь обобщим все выводы в одно правило, ответив на вопрос: «В каких прилагательных пишется одна -н- ?» (Учащиеся формулируют правило)

Заучим слова-исключения из этого правила:

стеклянный


оловянный


деревянный


2.Работа с учебником (в паре):

(Учащиеся прочитывают правило, запоминают, спрашивают друг у друга)

3.Воспроизведение изученного

— В каких суффиксах прилагательных пишется -н-?

— В каких суффиксах прилагательных пищется -нн-?

V. Выстраивание алгоритма, соотнесение с «Памяткой»

1.Выстраивание алгоритма по вопросам учителя:

— Давайте выстроим ход рассуждения!

— О полных или кратких прилагательных у нас идет речь? (О полных)

— От слов какой части речи образованы все прилагательные, о которых мы говорим? (От существительных)

— Прежде чем сделать вывод, скажите о каких особых словах всегда нужно помнить? (Исключениях)

— Если слово не относится к особым прилагательным из данного правила, то что остается определить и вспомнить? (При помощи какого суффикса образовано прилагательное, и, соответственно – правило)

2.Соотнесение выведенного алгоритма с «Памяткой»:

— Возьмите в руки «Памятки», прочитайте только ту часть, где говорится о полных прилагательных. О каких там еще особых прилагательных идет речь? (Которые относятся к схеме н)

Памятка

«Одна и две -н- в суффиксах прилагательных»

1. Определить, полное или краткое данное прилагательное.


2. Вспомнить, относится ли оно к:

а) словам исключениям;

б) группе прилагательных (н);

в) прилагательным, обозначающим, из чего сделан предмет.

3. Подумать, от какого слова и при помощи какого суффикса образовано данное прилагательное.

4.Вспомнить правило написания данного суффикса.

2. Определить, от какого полного прилагательного образовано краткое.

3. Если в полном прилагательном

-н- — в кратком -н-; если -нн--нн-;

в кратких прилагательных м.р. -н-.


— Об этих прилагательных у нас пойдет речь на следующем уроке, а вот слова-исключения мне бы хотелось проверить, как вы запомнили.

(Учитель называет слово-исключение, дети произносят его орфографически и затем проверяют по представленной учителем карточке)

3.Применение данного алгоритма при решении грамматических задач:

серебр*н/нный, комар*н/нный.

4.Проблемная ситуация и пути ее решения:

(Учащиеся делают вывод, что при написании прилагательных есть еще одна трудность: выбор гласной перед -н/нн-)

VI. Знакомство с новым правилом:

«В прилагательных, обозначающих, из чего сделан предмет, всегда пишутся гласные -а-я, и, следовательно –н».

Слова – исключения:

огненный


тыквенный


соломенный


клюквенный


— Значит, о каких еще особых прилагательных мы должны обязательно вспомнить? (Обозначающих, из чего сделан предмет)

VII. Домашнее задание

— Слово из домашнего упражнения мы разобрали, решая грамматическую задачу. Пользуясь дома «Памятками», запишите остальные прилагательные.

VIII. Рефлексивная работа

— Кто из вас уверен в том, что без труда дома при помощи «Памятки» справится с домашним заданием?

— Постарайтесь ее заучить!






























Список использованной литературы

1. Васильева Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008

2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой/ Н.В.Егорова, – Москва «Вако», 2009.

3. Шадрина С.Б. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова и др./ С.Б.Шадрина, — Волгоград: Учитель, 2010.














Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Частица. Употребление частиц в речи"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: