Конспект урока по теме: «Имена существительные общего рода» 5 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область











Конспект урока по теме: «Имена существительные общего рода»

5 класс







подготовила

учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Васильевна

















2013 год

Цели урока.

  1. Создать условия для изучения категории общего рода имен существительных и развития навыка определения общего рода имен существительных.

  2. Формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания.

  3. Развивать коммуникативные УУД.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, лист оценивания, сигнальные карточки красного цвета.



Ход урока.

  1. Организационное начало урока.

Сценка-сказка «Друзья познаются в беде» (готовится предварительно со слабыми учащимися).

Автор. Прошел среди частей речи слух о том, что заболело Существительное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение, готовые всегда помочь, поработать вместо любого имени или вместе с ним, забеспокоились.

Прилагательное и Местоимение. Что случилось?

Существительное. Ужас! Мой род, старинный род путают ребята.

Прилагательное. Честно говоря, хоть род у тебя и старинный, а определить к какому роду относится слово трудно.

Существительное. Как же так! Ученик – он — значит, мужской род, ученица – она – значит, женский род.

Местоимение. Так ведь это одушевленные существительные со значением лица. А как быть со словами вода, ручей, море? По смыслу они связаны со словом вода, но принадлежат к разным родам.

Существительное. Посмотрите на окончания! Все они решают: если окончания -а (-я) – женский род, реже мужской, если окончание –о (-е) – средний род, нет окончания – мужской род. Вот и все.

Местоимение. И не все! Ничего окончания не решают! У стола, около окна —окончания –а – значит, эти существительные женского рода.

Существительное. Окончания считаются со мной только в именительном падеже.

Автор. Помрачнело имя существительное.

Прилагательное. Не грусти! Я помогу тебе! Я буду всегда рядом с тобой и помогу определить твой род: новый пенал, чистая тетрадь, синее небо.

Местоимение. Я тоже могу помочь ребятам определить твой род: мой пенал, моя тетрадь, мое небо.

Прилагательное. Особенно нужны мы для определения рода таких слов, как тихоня, лакомка, грязнуля, ведь узнать их род можно только тогда, когда мы рядом: большой (этот) грязнуля, маленькая (эта) лакомка.

Автор. Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не напрасно говорят в народе: «Друзья познаются в беде!».


Учитель:

— Скажите, пожалуйста, что мы будем продолжать изучать на уроке? Как вы думаете, чему вы должны будете научиться на уроке? (Определять род имени существительного).


  1. Проверка домашнего задания. (работа по карточке).

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, укажите род имен существительных. Два человека выходят к доске. Один ученик выписывает слова с пропущенными буквами, объясняет написание. Другой ученик определяет род имен существительных, распределяя слова по столбикам.

Тр..ва пр..сила дождика. Даже береза и рябина застыли в знойной истоме. Из хвойн.. леса несло т..ж..лым см..листым зап..хом. Небо было чисто, и только на зап..де бл..стала гряда пушистых обл..ков.


Работа первого ученика: трава – травы, просила – просит, из хвойного (какого?), тяжелым – тяжко, ё – ударная, смолистым – смолка, запахом – пахнет, на западе – падает, блистала – после корня суффикс –а-,облаков – словарное слово.

Работа второго ученика:

М.р. ж.р. ср.р

Дождик трава небо

Лес береза

Запах рябина

Запад истома

гряда

Первые три человека, выполнившие работу раньше всех, оцениваются учителем, проводится проверка работ у доски с комментированием согласно листу оценивания ( см.приложение), взаимопроверка.


  1. Изучение нового материала.

Учитель:

— Ребята, вы хорошо справились с домашним заданием.

— К какому же роду относятся слова тихоня, лакомка, грязнуля? (Эти слова либо записываются на доске, либо выводятся на экран с анимацией, можно обратиться к иллюстрациям учебника).

— Прочитайте первый абзац стр 77.

— Что нового вы узнали? (выделяется группа слов – слова общего рода).

— Какие части речи помогут определить род слов общего рода? (прилагательное и местоимение).

— Подготовьте сообщение на тему «Я определяю род существительного общего рода».

Примерный ответ. Для того, чтобы определить род имени существительного я поставлю слово в именительный падеж и воспользуюсь словами-подсказками: мой, моя, моё. Если подходит слово мой – значит мужской род, моя – женский род, моё – средний род. Мой стол. Моя мама. Моё сердце.

— Оценивание выступления.

— Давайте составим словосочетания со словами тихоня, лакомка, грязнуля так, чтобы в одном случае это слово было женского рода, в другом – мужского. Работаем устно. (маленький тихоня – маленькая тихоня, большой лакомка – большая лакомка, эта грязнуля – этот грязнуля).


  1. Закрепление изученного материала.

Работа в парах. Выполнение упражнения №773 стр.77 по заданию.

— Прочитайте слова, для чего они используются в речи? (для характеристики человека).

Составьте пары предложений с существительными общего рода со словами так, чтобы в одном случае это слово было женского рода, в другом – мужского.

Плакса, неженка, разиня, растрепа, мямля, сирота, грязнуля, белоручка, чистюля.

( Этот мальчик – капризный плакса. Маша – маленькая плакса. Избалованная неженка не помощница маме. Солдат не неженка. Эта Катя – растрепа. Грязный растрепа сидит на скамье. Маленький мямля нигде не успевает. Эта мямля в игре не участвует. Маленькая девочка – сирота. Голодный сирота сидит на ступенях вокзала. Никита – ужасный грязнуля. С девочкой–грязнулей не хочется дружить. Эта белоручка не помощница маме. Солдат не может быть белоручкой. Наша чистюля моет посуду. Маленький чистюля просит платок.)

Сигнальной картой сообщают учащиеся о выполнении. Проводится проверка и взаимопроверка.


  1. Подведение итогов.

— Подготовить сообщение на тему «Как я определяю род имени существительного».

— Выступление двух первых учащихся. (Для того, чтобы определить род имени существительного я поставлю слово в именительный падеж и воспользуюсь словами-подсказками: мой, моя, моё. Если подходит слово мой – значит мужской род, моя – женский род, моё – средний род. Мой стол. Моя мама. Моё сердце.// Чтобы определить род имени существительного, я подберу к слову прилагательное, подходящее по смыслу: синий платок (он какой?). красное солнце (оно какое?), белая луна (она какая?).

— Комментирование ответа (сообщение первого ученика полное, понятное, точное; в сообщении второго ученика необходимо дополнить, потому что нет ясности в роде слов), выставление оценки.

-Объявление оценок за урок.


  1. Домашнее задание.

— стр.77 рубрика «Обратите внимание». Прочитать, составить предложения со словами педагог, председатель, адвокат по образцу.















Приложение.



Лист оценивания результатов работы.



Устный ответ

Письменная работа

соответствие теме


аккуратность


полнота ответа


самостоятельность


точность ответа


правильность


логичность


осознанность


чистота речи


быстрота






























Литература.

  1. Русский язык. 5 класс. Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2004. С. 209.

  2. В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990. С.57-59.

  3. Л. Успенский. Слово о словах. Имя дома твоего. Л.: Лениздат, 1974.



Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Строение текста типа повествования"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: